Posted 26 июня 2007,, 16:57

Published 26 июня 2007,, 16:57

Modified 10 ноября 2022,, 19:05

Updated 10 ноября 2022,, 19:05

Игра в куклы. Люди, рожденные воображением художницы, с характером

26 июня 2007, 16:57
Июльское солнце щедро поливало зноем разомлевшую землю, отражаясь слепящими бликами в сонной воде. Уставшая группа решила сделать привал, и Лидия, устроившись в прохладе столетнего дуба, достала крючок и пряжу цвета охры. В голове возник заманчивый фасончик ажурной кофточки, пальцы привычно начали наращивать ряд за рядом рукотворное полотно. Вязание – один из способов внутреннего монолога. Увлекшись плавными мыслями, Лидия вдруг заметила в своих руках контуры вязаного человечка. Теперь каждый привал туристка старалась уделить вязанию: связала голову, ручки, ножки, не забыв каждый пальчик. «Кого-то эта кукла мне напоминает», подумала Лидия и вспомнила свою подружку Ксюшу, которая в беседе вдруг вопросительно округляла глаза. «Приеду домой, доделаю Ксюшу», - твердо решила художница.

Связанные тела

- Вот так неожиданно ко мне пришло увлечение куклами, - смеется доцент кафедры дизайна УГАЭС Лидия Стратонова. – В тот сплав по Инзеру муж разрешил взять только пластмассовый крючок, чтобы я отдохнула от работы, и вот что из этого получилось.

После рождения первой куклы прошло немало времени, сейчас коллекция вязаных людей внушительна и постоянно пополняется. Немало игрушек нашли приют и в частных коллекциях. В 2000 году состоялся первый выход в свет девушек, то есть открылась персональная выставка художницы под названием «Мягкие люди». Зрители были поражены возможностями на первый взгляд такого несерьезного жанра в искусстве, как игра в куклы, хотя искусствоведы называют это текстильным творчеством.

Каждая кукла имеет свои, ярко выраженные человеческие особенности, вывязанные крючком дотошной мастерицы. Скульптурными формами Лидия старалась передать тончайшие нюансы человеческой натуры.

- Процесс рождения каждой куклы непрост и долог, - делится секретами мастерства художница. – Вопреки канонам я начинаю вязать с пальчика, потом идет ручка, затем формируются более крупные части тела.

Когда кукла связана, ей придается объем – через тонкое отверстие в вывязанный «чулок» просовывается синтепон. Как говорит Лидия Михайловна, на каждого человечка тратит около трех месяцев. Готовая фигура требует дальнейшего оформления – ей подбирается костюм, волосы и другие важные «мелочи». При разработке внешнего дизайна художник не должен упустить настроение куклы, ведь это человек, хоть и мягкий.

Антикварные женщины

- Меня всегда интересовали люди, - Лидия Михайловна вполне серьезна. – Кукла – это портрет человека. Конечно, в основе каждого образа есть свой прототип – мои друзья, знакомые.

Недавно в Центральной уфимской галерее появилась новая коллекция кукол, посвященная 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Эти семь башкирских красавиц создавались не один год и стали знаковым явлением творчества художницы.

- Всего кукол этой коллекции – 12, – рассказывает Лидия Михайловна. – Костюмы и украшения на них – этот реконструкция настоящих национальных платьев, существовавших в различных районах республики.

В отличие от прежних, эти куклы имеют более жесткую конструкцию - их лица сделаны их пластика. Чтобы одеть красавиц в костюмы прежней эпохи, Стратонова подробно изучала книги по национальному костюму, знакомилась с экспонатами Национального музея РБ.

- Я больше знаток светской моды, поэтому пришлось тщательно изучить народный костюм. Очень помогли музейные работники, мне была предоставлена возможность держать в руках платья со стендов.

Особое внимание художница уделила ткани. Если в музее материал платья домотканый и подвергнут влиянию времени, то костюмы для своих красавиц художнице пришлось состарить самой. Для этого есть проваривание, вяление и другие секреты художественного процесса.

- Мне хотелось создать антикварный вид, чтобы кукла была миниатюрной копией женщины далекого времени, - говорит Лидия Михайловна. – Каждая деталь у меня продумана до мелочей. Только на шитье сапожек уходила неделя – они даже с внутренней стороны отделаны верлоком.

Вышивка на платьях – это отдельное произведение искусства, требующее тщательной работы и изучения народных образцов.

Раскраивая национальные платья для своих кукол, Лидия была потрясена безотходному процессу изготовления одежды, такая экономность сродни гениальности. Почти все элементы платья состояли из прямоугольников, однако оно великолепно сидит на фигуре. Благодаря оригинальности выкройки получался величественный и в то же время легкий образ. Едва заметным намеком на кокетство служила отделка – оборки, красные шальвары, которые могли мелькнуть, когда женщина садилась на коня. В будущем Стратонова мечтает создать современные платья на основе этих выкроек.

Застывшие друзья

Коллекция, которую Стратонова называет альбомом типажей, составлена по облику современных женщин, знакомых художнице. Они разного возраста, характера и судьбы.

- Это необыкновенные девушки, я их всех люблю, - тепло улыбается мастер. – Меня удивляет многообразие типов внешности в нашей республике, которое нашло отражение в коллекции. Я пыталась передать сдержанность, умение обходить конфликтные ситуации, присущие мусульманским женщинам, когда за выдержанностью скрывается, может быть, буря страстей, но этот накал не виден посторонним. Мусульманский этикет мне импонирует, я не люблю итальянские эмоции. Мои подруги, башкирки, татарки - преданные люди, проверенные временем.

В то же время это яркие характеры, ведь в условиях строгого воспитания женщинам приходится преодолевать все трудности бытия. Изготавливая куклы, Лидия про себя сочиняла каждой свою судьбу. Вот эта неулыбчивая прелестница – знатная богачка, она осознает свое превосходство и ведет себя соответствующе. А вот юная хохотушка, но об озорном характере говорят сейчас лишь ее блестящие глаза. А эта скромница ожидает жениха. Поворот ее головы изящен и в то же время так интригующ!

Пока своих красавиц художница не тропится продавать. По словам Лидии Михайловны, хочется видеть эту коллекцию в целостности, как единое произведение. Для себя она решила, что куклы играют в ее жизни большую роль. Лидии Михайловне не удается подойти к мольберту – нет времени. И все потому, что куклы – это не игра, а большое серьезное искусство.

Зиля БАДРИЕВА.

"