Posted 26 мая 2009,, 15:45

Published 26 мая 2009,, 15:45

Modified 10 ноября 2022,, 19:00

Updated 10 ноября 2022,, 19:00

Перед уфимским спектаклем Гришковец проверил ширинку

26 мая 2009, 15:45
Третий год подряд Евгений привозит в столицу Башкирии свои монопредставления. Вслед за «Как я съел собаку» и «Одновременно» настала пора и для «Дредноутов» - спектакля о самых больших военных кораблях, о событиях Первой мировой войны и грандиозной Ютландской битве. Со сцены русской драмы Евгений рассказал уфимцам историю сражения, как мальчик излагает друзьям увлекательную сказку о морских боях.

Актер, драматург, певец и писатель говорил со сцены немного хриплым голосом – было заметно, что он приболел. Спектакль «Дредноуты», в отличие от всех других произведений Гришковца, не автобиографический, а исторический. Но, тем не менее, имеет подзаголовок «спектакль для женщин». Так вот это – провокация автора, о чем зрители узнают из спектакля. Автора и, по совместительству, главного героя «Дредноутов», поразило следующее обстоятельство: женщины никогда не читают книг о военных кораблях и грандиозных битвах, они их даже в руки не берут. Несмотря на то, что как раз в этих книгах так много важного сказано о мужчинах - их мечтах, разочарованиях, амбициях, надеждах, отваге, сентиментальности и верности долгу. То есть о том, о чем в книгах по психологии не прочтешь. На самом деле те вещи, о которых говорит Гришковец, - некоторые диковинные примеры соблюдения правил чести, воинской доблести, мужества и даже самоотверженности - сейчас неоднозначно воспринимаются не только женщинами, но и современными мужчинами. Это становится понятно из спектакля.

На гастролях Гришковца всегда можно встретить самых разных людей любого возраста. Вот и в Уфе собралась самая разношерстная публика: от подростков до настоящего капитана второго ранга. Последний, например, пришел на спектакль «Дредноуты» в военном морском кителе, с важным видом сев на место, и, судя по рукоплесканиям, увиденным остался доволен.

В моноспектакле звучит всего три музыкальные композиции – Филипа Гласса, Сезарии Эворы и Элвиса Пресли. На сцене традиционно для Гришковца минимум вещей: стол с бутылкой вина и бокалом, стул, на котором стоит железный таз с водой, бумажные кораблики, два флажка, которыми Гришковец будет показывать сигналы, и специальный аппарат, испускающий дым.

Кстати, именно «Дредноуты» заставляют Евгения Гришковца соблюдать определенный ритуал, примету – перед каждым выступлением проверять… ширинку. Оказывается, семь лет назад в Питере он отыграл этот спектакль с расстегнутой молнией на брюках, обнаружив это только на поклонах. По словам актера, на него тогда обрушилось осознание того, что он рассказывал про героев-моряков, говорил о благородстве и подвигах, о любви... и все это с расстегнутой ширинкой. Сначала он чуть не провалился сквозь сцену, а после спектакля сгорал от стыда.

«После этого я думал, что никогда не забуду застегнуть ширинку, – пишет Евгений на своем сайте. - Но это случилось буквально через месяц уже в Москве, и тоже в спектакле «Дредноуты». Я вышел на сцену и стал говорить вступительное слово, как вдруг из первого ряда встал смуглый, красивый, черноволосый молодой мужчина, подошел ко мне и жестом предложил наклониться к нему, чтобы что-то сказать мне шепотом на ухо. Все это было при полном зале. Я извинился, зал недоумевал и посмеивался, а он сказал мне на ухо, что у меня расстегнута ширинка. Сказал и вернулся на место. Я сбегал за кулисы, исправил ситуацию и весь спектакль испытывал глубочайшую благодарность к этому зрителю. С тех пор я неукоснительно соблюдаю перед выходом на сцену ритуал проверки ширинки».

В Уфе подобных инцидентов замечено не было. Правда, по традиции, Гришковец много общался с залом. Например, увидев, как девушка в первых рядах посылает сообщение по сотовому, он прервал спектакль и начал поучать, что это выглядит, не только неуважительно, но и страшно.

- Представьте, что вы выключили свет, подошли к зеркалу и поднесли к лицу фонарик. Будет страшно. Вот я тоже не видел вас при свете, но уже боюсь… - иронизировал актер.

А другая девушка под конец спектакля даже дала совет Гришковцу, который спросил у зала: «Что мне еще сделать, кроме как сжечь кораблики?».

«Выпить!», - раздался звонкий женский голос. На сцене, действительно, оставался только тазик с бумажными кораблями и столик, на котором стояла бутылка вина и бокал.

Гришковец юмор оценил и отметил: «Истинно женская логика. Спасибо, за совет». И по окончании спектакля, пока зал рукоплескал, бокал вина все-таки выпил.

Отметим, что во многом именно подобные импровизации и заставляют публику не пересматривать полюбившийся спектакль десятки раз на DVD, а увидеть его живьем.

Кульминацией действа становится душещипательный монолог автора о затопленном американцами дредноуте, после чего Гришковец сжигает бумажные кораблики.

В Уфу Евгению приезжать еще минимум три раза: здесь остались несыгранными спектакли «Планета», «Титаник-92» и «по По». А совсем недавно драматург презентовал в Москве свою новую постановку под названием «+1».

Андрей МЕЛЬНИКОВ.

"