Posted 26 марта 2013,, 13:30

Published 26 марта 2013,, 13:30

Modified 10 ноября 2022,, 18:51

Updated 10 ноября 2022,, 18:51

Кролики рассказали уфимцам о проблеме Берлинской стены

26 марта 2013, 13:30
В кинотеатре «Родина» прошло очередное заседание Лаборатории политического кино. На этот раз зрители посмотрели и обсудили киноленту режиссера Бартека Конопки «Кролик по-берлински». История разделения страны на два лагеря рассказана через призму жизни кроликов на «полосе смерти» между стенами. Новый эксперимент лаборатории был приурочен к прошедшей Международной научно- практической конференции «Россия и Германия на историческом пути: вместе или порознь?», провели которую БАГСУ и общество дружбы «Россия-Германия».

Антиутопия зеленого луга

Картина получила множество наград на кинофестивалях. Бартек Конопка обязан появлению своего фильма другому документалисту - Марцелю Лозиньскому. Идея сделать главными героями рассказа о трагедии Берлина пушистых зверьков возникла у него еще два десятилетия назад, когда стену разрушили.

Итогом четырехлетней работы в 2009 году стал ироничный и метафоричный фильм о том, как с возведением Берлинской стены кролики, издавна живущие на Постдамской площади, оказались «запертыми» на многокилометровой полосе земли между Западным и Восточным Берлином.

Кролики оказались в неплохом положении: отсутствие хищников, запрет на отстрел зверьков из-за возможной провокации соседей через стену, даже противотанковые заграждения сослужили пугливым животным хорошую службу: там они устраивали хорошо защищенные от непогоды норы.

Кролики видели сплошные плюсы в новых условиях существования: «хозяин» со всех сторон выставил для них солдат, приказал регулярно сеять новую траву — непонятно, отчего люди вели себя так странно и суматошно, когда возводили стены?

​Бывшие дозорные на вышках вспоминают, что, кинув мимолетный взгляд на «зеленый луг», можно было за раз увидеть несколько сотен резвящихся на солнце зверьков. Кроличья популяция за короткое время выросла настолько, что вся полоса в 120 километров была заселена большими семействами.

Но все изменилось с того момента, когда некоторые особи «почему-то начали рыть норы под стеной на западную сторону». Животных начали отстреливать сотнями, травить и уродовать химикатами, выкорчевывать траву.

Мучения закончились тогда, когда в один из непримечательных дней нежный слух ушастых поразило многоголосье оглушительных ударов — это долбили стену молотками и большими молотами, ковыряли арматурой.

Вырвавшись на свободу, кролики, абсолютно все родившиеся уже на территории «зеленого луга», впервые увидели, что бывают не только солдаты, что заново придется учиться добывать пропитание и искать надежное укрытие. Некоторые из них хотели вернуть беспечную жизнь, иные радовались естественной, правильной жизни.

Призрак свободы

Большинство зрителей сошлись во мнении, что автор картины провел параллели с человеческим обществом, показывая, что ограждение свободы «во благо» - против всякой природы, которая все равно рано или поздно возьмет верх.

- Даже спустя двадцать лет тему получилось раскрыть с новых сторон, - резюмирует руководитель лаборатории, ректор БАГСУ Сергей Лаврентьев. - Сам факт того, что никто ни с кем не посоветовался и не спросил, чего хочет народ, уже весьма показателен. В картине остро звучит тема, что рано или поздно мы вернемся к своей сущности, а любые эксперименты над природой живого приводят к плачевным последствиям. К тому же многие действительно думают, что на старом «восточном лугу» было не так уж плохо.

В одном из финальных эпизодов картины была запечатлена пожилая пара, стоящая в проеме между полуразрушенными частями стены и растеряно озирающаяся, не смеющая переступить уже сметенную границу. Идеолог лаборатории уверен, что такое подвешенное состояние характерно и по сей день.

- Да, у нас не было стены в физическом смысле, - говорит Сергей Николаевич. - Реформы 90-х привели в такое состояние целое поколение людей, многие из которых до сих пор не знают, как жить.

Среди зрителей была и непосредственная свидетельница драматических событий 1989 года.

- Этот фильм показал другую сторону, а мы, немцы, всегда думали только о себе - никак не о кроликах, - сказала представитель Германской службы академических обменов Ангелика Шадек. - Особенно затронул тот факт, что когда шла стрельба по людям, кроликов убивать было запрещено. Поэтому даже сейчас я не могу описать те нахлынувшме чувства, когда вечером мы узнали, что свободны.

Завкафедрой госуправления БАГСУ Ильшат Рысаев также нередко бывал у развалин стены.

- И всегда я в этот момент думаю: действительно ли стена разрушена ментально и психологически? - поделился преподаватель. - Мне эта ситуация напоминает Штутгартский эксперимент 1972 года. В город привезли белого медведя, закрыли в небольшую клетушку. Но горожане сжалились над мишкой и собрали деньги, в несколько раз расширив вольер. Но животное в своем уже просторном доме совершало столько же шагов, что и раньше в тесноте. Психологи назвали это эффектом белого медведя. У человека возвраты к прошлому еще сильнее: самое сложное не свергнуть царя, а «убить дракона» в голове.

Сопредседатель общества дружбы «Башкортостан-Германия» Альберт Гадиуллин перекинул ситуацию возможного обрушения свободы в ближайшем будущем на другие страны.

- Надо признать, что сейчас есть несколько стран с такой же проблемой, - сказал он. – Это Куба, Южная Корея. Их ждут те же проблемы, и сейчас есть смысл поразмышлять, как люди распорядятся своей свободой, как переживут такой переломный этап.

Говорили зрители и о том, почему именно поляк снял такое аллегоричное кино.

- Стена - это образ, знакомый всем странам, - сказал Лаврентьев. - Но поляки рассказали и о себе, только через немецкую тему. В Польше тоже все непросто. Мы уже смотрели фильм о солидарности, когда в Польше это было массовое чувство. Но сейчас от свободы прошла эйфория у немцев, так и от солидарности устали — там были те же проблемы.

Другие сосредоточили внимание на том, что фильм рассказывает о разных моделях свободы: индивидуалистической и коллективистской.

- В первом случае каждый сам выбирает, как и по каким принципам ему жить, - говорит руководитель научно-исследовательского центра БАГСУ Ирина Фролова. - Во втором случае кто-то уже сделал выбор за всех, остается только «реализовываться», как те кролики. С животной точки зрения, жизнь ведь была счастливой — это своеобразная «свобода от...».

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"