Блокбастер о широте русской души номинировали на «Оскар»

Блокбастер о широте русской души номинировали на «Оскар»

Блокбастер о широте русской души номинировали на «Оскар»

25 октября 2010, 03:01
Культура
«Край» должен был выйти на экраны еще весной, но до него провалилось в прокате михалковское высокобюджетное детище «Утомленные солнцем-2. Предстояние». Это, конечно, не могло не смутить продюсеров еще одного русского фильма с бюджетом в 11 миллионнов долларов. Премьеру «Края» перенесли на осень, чтобы не быть снесенным все тем же цунами критики недалеких зрителей. Трейлеры фильма Алексея Учителя со сгоравшей в топке надписью «Константин Эрнст представляет» крутились достаточно активно, зритель их запоминал, даже привык к ним.

Из Сибири с любовью

 

В уфимский кинотеатр фильм я пришел смотреть одним из первых. Среди зрителей – вратарь «Салавата Юлаева» Виталий Колесник с супругой. Ему на следующий день играть против крайней команды Континентальной хоккейной лиги – «Амура». Что ж, посмотрим, как просмотр российского кино, которое наша страна направит на соискание «Оскара», на его настроении и игре скажется.

В свое время мне очень понравился фильм Александра Рогожкина «Кукушка», который повествовал о понимании и любви между людьми. То кино на «Оскар» от России не послали. «Край» - тоже фильм про людей разных культур, которые могут любить друг друга и ради общего блага действовать сообща. Интересно будет узнать: сможет ли творение Алексея Учителя удостоиться этой дешевой, но почетной статуэтки?

Фильм «Край», конечно, талантливый и сделан хорошо. Спорить с этим могут только те, кто слабо различает или не различает вовсе слова «поругание» и «критика». Кино это делали по всем требуемым канонам. Дотошно воссозданные декорации, отличные костюмы, сильные, выразительные, характерные актеры, красотища сибирской природы, закрученный сюжет с разносторонним тюнингом паровозов и гонками на них, стрельба, настоящие мужские кулачные бои – чего еще для полного погружения в картину надо? Подходящую музыку пригласили написать Дэвида Холмса, который известен по работе над звуковой дорожкой трилогии про 11, 12 и 13 друзей Оушена. Разве в этом нет заявки на международный успех? Не забыли и такую важную составляющую, как страстная любовь, обнаженные и действительно красивые женские тела, жесткий секс по всем законам того, голодного до любви, послевоенного времени. Ну, и без юмора не обошлось: как же время от времени не разгрузить впадающего в тяжкие думы зрителя грамотно вкрученными в повествование шутками? Александр Баширов, конечно, не очень на представителя малых сибирских народов похож, зато на проходимца и алкоголика – очень. И поэтому забавные сцены с ним смотрятся хорошо, как и любые другие в этом фильме.

В общем, пирог вкусный получился, с какой бы стороны вы не попытались от него откусить. Пропускать это фильм ни в коем случае не советую. Его именно в кинотеатре хорошо смотреть, с качественным изображением и объемным сочным звуком. Сидишь и просто обалдеваешь от того, как зрители мудро на экранное действие реагируют. Действительно сопереживают, проникаются жизнью и проблемами персонажей, даже думают. На все мало-мальски смешное в зале гоготанием реагировал только один зритель. Остальные пропускали даже неплохие шутки – настолько серьезно восприняли это кино, прониклись нелегкой жизнью людей из поселка ссыльных под названием Край.

Край в этом фильме – это не только поселок в глушайшей сибирской глубинке. Это граница человеческого мира, его конец. Несколько раз звучат примерно такие слова: «А куда дальше-то? Дальше тут некуда!»

 

Человек и паровоз

 

Герои картины сосланы из счастливого мира победившего фашизм советского народа на край света за то, что «были под немцами». В лагерь, к уголовникам, их, вроде, не за что. Вот и послали их на вольное поселение работать во славу Родины - валить лес. Народ тут без охраны и без особого контроля. Единственный начальник – однорукий несчастный инвалид войны, которого особо не слушаются. Начальника этого безупречно сыграл Алексей Горбунов. Сцена с попыткой его персонажа написать письмо Сталину очень трогательна. Боятся жители Края лишь некого Фишмана, который иногда приезжает и всем устраивает.

И тут в Сибири появляется ветеран войны, дважды контуженый танкист Игнат в исполнении Владимира Машкова. Не супергерой, конечно, но до Рейхстага дошел, боевые ордена и медаль на груди имеет. Он машинист, помешан на паровозах и до войны ставил на них рекорды скорости, пока у него с рельс не сошел скоростной «Сталин». В глухой тайге, где проложено аж две полосы железной дороги, ему, конечно же, будет, где разогнаться. Танкист, как вольный человек, сразу же получает новый паровоз и завоевывает первую местную красавицу, которая живет с диковатым ребенком, прижитым, по ее словам, в Германии от немца.

Машков, как и обычно, играет сильного, демонического и опасного мужчину. Правда, есть и некая новизна: у этого мужчины теперь есть слабость в виде сумасшедшей привязанности к паровозам и к гонкам на них. Сделать стальной обвес, покрасить, подготовить к гонке и разогнаться посильней – вам это современных мужчин и их машины не напоминает?

Но есть у его героя и другая слабость. После контузий Игнат страдает припадками, из-за которых сильный мужик мигом превращается в беспомощное создание. Игнат – человек души. Он до бесконечности русский того сурового времени. Победитель по натуре, Игнат никогда не сдается, готов биться один против всех, презирает немцев и с пренебрежением относится к местному ссыльному не воевавшему народу, всегда готов врезать, если что не так. И, кончено же, Игнат бросается в крайности. Если любить - так любить всей душой, брать – так лучшее, работать - так с полной отдачей. Такого человека невольно начинаешь уважать, его легко простить и понять.

Первая любовь Игната Софья – тоже непростой персонаж в отличном исполнении Юлии Пересильд. Она бросает надежного и на все ради нее готового местного ссыльного любовника и уходит к приезжему фронтовику. Почему? Потому, что «в нем чертей больше». Она любит не разумом, а сердцем, которому, как известно, не прикажешь. Она спасает немецкого ребенка под артиллерийским обстрелом Советской Армии и выдает его за своего, терпя за это унижение и ссылку. Опять тут крайности, крайности ее русской души.

В этом фильме Пересильд предстает перед зрителем во все красе. И я тут имею в виду не жесткую постельную сцену с Игнатом или драку обнаженных красавиц в бане, которые, безусловно, заводят и привлекают в кино мужчин. Юлия молодец в первую очередь потому, что очень умело сыграла сильную русскую, хоть и покалеченную жизнью, но не потерявшую своего женского начала, умения любить и жертвовать всем и ради любимого, и ради ребенка.

 

Кино и немцы

 

Еще один яркий женский персонаж – немка Эльза. Ее блестяще играет настоящая гражданка Германии Аньорка Штрехель. Эльза перед войной приехала с отцом и еще одним немцем строить мост, но, на беду, сооружение частично рухнуло во время сильного ледохода весной 1941, за что все трое были обречены на неволю. Во время ареста мужчины устроили побег, но вырваться удалось только одной немке. Она переплыла реку и устроила себе кров в паровозе, который стоял в лесу на другой стороне. Там ее уже после войны и выловил герой Машкова, которому этот паровоз был нужен для того, чтобы оставаться машинистом вопреки всему миру.

Вначале Эльза работает на Игната по принуждению. «Арбайтен!» - и никаких вопросов. Но потом слегка одичавшая в лесу немка и русский солдат притираются, свыкаются. Через их единый тяжелый труд по восстановлению моста и паровоза в странной на первый взгляд парочке рождаются родственные чувства, которые позднее перейдут в большую настоящую любовь.

Очень важный момент - Эльза не знает, что была страшная война, унесшая миллионы жизней и принесшая тяжелейшие страдания. Поэтому она не понимает, почему ее, немку, все ненавидят и хотят сделать больно: вначале Игнат, потом хулиганистый кочегар, попытавшийся изнасиловать, женщины во главе с Софьей, а в итоге и весь поселок. Когда ее и немецкого мальчика увозит на паровозе советский блюститель правопорядка (как всегда отличная роль Сергея Гармаша), Игнат едет на своем восстановленном паровозе за ними, а жители поселка на другом паровозе – за ребенком. Мысль автора тут проста и понятна. Война страшна, режим всесилен и перемалывает людей без разбора, но нельзя ненавидеть каждого представителя нации за грехи, на которые целые народы натолкнули их лидеры.

Даже жестокий представитель закона, которого неспроста боялся весь ссыльный поселок, – тоже жертва. Война отобрала у него ребенка. Он так же, как и Игнат, контужен, и в конце фильма, после удара по голове, торопится к этой погибшей дочери, считая ее живой.

Кто-то критикует этот фильм за близкие иностранцам стереотипы о русских: дикие нравы, пьянки, шапки-ушанки, медведей на улицах. Ну, конечно, мы ж не такие: не пьем почти, мы интеллигенты. А вы в рабочих кварталах походите в пятницу и субботу ночью, и поймете, что дикость и алкоголизм – это все еще рядом, это наше близкое и родное. Ну, а медведи и шапки-ушанки – это в Сибири вещи вполне обыденные, если не верите – поезжайте.

Вообще каждый в этом фильме может что-то особое для себя открыть, найти простой ответ на сложный вопрос. Кстати, вратарь «Салавата Юлаева» Виталий Колесник после просмотра кино под впечатлением был, сказал, что, увидев рекламу «Края», решил обязательно на этот фильм сходить. На следующий день Колесник сыграл так надежно, что не пропустил за матч ни одной шайбы, а его команда красиво победила 4:0. Видимо, Виталий решил таким же крутым стать, как Игнат. А ведь и действительно, сильному человеку, созданному Машковым, можно подражать. Кто тут не согласен с этим и хочет по роже получить?

Александр КУЗНЕЦОВ.

 

Между тем

Машков сыграет вместе с Томом Крузом

 

Два именитых актера: один - русский, другой - американский – встретятся на съемочной площадке шпионского боевика «Миссия невыполнима-4». Сюжет фильма пока скрывают. Однако известно, что действие фильма будет происходить в Праге, Ванкувере, Дубае и Москве. Причем команда всемирно известной остросюжетной киноэпопеи уже успела побывать в российской столице. Натурные съемки проходили на Красной площади и Васильевском спуске. Владимир Машков должен сыграть в картине русского спецагента. Какие-либо подробности, касающиеся этой роли, тоже неизвестны. Зато в интернете уже появились фотографии другого (на этот раз американского) шпиона Итана Ханта (которого и играет Том Круз) в форме российского военного. Чувствуется, на этот раз о новой части киноцикла «Миссия невыполнима» можно будет с уверенностью сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Планируется, что фильм выйдет на экраны в конце 2011 года.  

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter