Малина красная. Безрукову не удалось стать Шукшиным

Малина красная. Безрукову не удалось стать Шукшиным

26 августа 2009, 00:44
Культура
Российским комедиям люди нынче не доверяют и правильно делают - слишком много в последнее время в прокат вышло скучноватых и пошловатых творений, типа «Самых лучших фильмов». На их фоне «Каникулы строгого режима», вышедшие вчера в российский прокат - крепко сделанное и, что самое главное, веселое зрелище, какой и подобает быть настоящей комедии. Представить свою новую работу, роль зекана, Сергей Безруков приехал в столицу Башкирии в солидной компании – режиссера, автора сценария и двух продюсеров свежего фильма.

Белый вышел из Сумрака

 

Фанатки Сергея Безрукова, которых в народе прозвали «безрукавками» ни за что не пропустят этот фильм, тем более, что их любимчик снова в компании Дмитрия Дюжева, и снова играет бандита, как в приснопамятной «Бригаде». Казалось, что Безруков, которого до сих пор путают с его криминальным персонажем - Сашей Белым, снова начнет пропагандировать воровской мир, правда, теперь уже в комическом ключе. Но ничего подобного в этом фильме нет. Наоборот, авторы доступным киноязыком втолковывают, что ценности воров, убийц и насильников - это фикция, что живут они по нелепым законам и страдают от них же, и, что немаловажно, таким людям никогда не поздно что-то понять и измениться.

Герой Безрукова - Виктор Сумароков по кличке Сумрак - сформировался за решеткой: он был обычным дерзким парнишкой, который лишился свободы за драку, да так там и остался. Он уже привык говорить, что мотал «три раза по пять». В тюрьмах ему все привычно, там он авторитет и имеет власть. При этом с простейшими вещами на свободе этот человек справиться не может. Он не может нормально ухаживать за женщиной, у него не получается общаться с детьми, он даже не умеет плавать, а поездка на раме велосипеда с мужчиной позади становится душевной мукой. Потому эпизод с велопроездом – один из самых веселых в картине.

- Кастинг на главную роль – бандита Сумрака - был очень коротким, - признается режиссер картины Игорь Зайцев, набивший руку на сериалах «Диверсант» и «Есенин». –

На эту роль претендовало несколько актеров, в том числе Дюжев и Кравченко. Но первая проба Сергея с Аленой Бабенко поставил все точки над i - у меня отпали все сомнения. К тому же Сережа очень обогатил свой образ. Например, во время пробы им был придуман белый танец и сцена, когда Бабенко допрашивает Безрукова, кто он на самом деле.

Герой Дюжева - Евгений Кольцов - и вовсе не уголовник. Он - матерый мент, попавший за решетку по вполне благородной причине. Попытался разобраться с коллегой, который кинул на деньги попавшую в сложную ситуацию женщину, но не рассчитал силы и ударил обманщика сильнее, чем хотел. Причем дюжевский персонаж попадает не на зону для сотрудников милиции, а в обычную тюрьму строгого режима, где его хотят убить. Неважно, насколько это реально, важно. Важно то, что в итоге авторитету и милиционеру приходиться бежать и вместе укрываться в детском лагере в роли пионервожатых.

В фильме вообще все условно: здравница для школьников располагается совсем недалеко от зоны, откуда смываются главные герои, что в реальной жизни очень сомнительно. Да и сбегают они очень водевильно – зекам помогает омоновец, призванный подавлять тюремные бунты. Но поскольку он служил вместе с героем Дюжева в горячей точке, то уж как тут не помочь товарищу! А персонаж Безрукова присоседился к ним так, за компанию, чтобы правдоподобней было. Стражу порядка не приходит на ум ничего лучшего, как укрыть беглецов в детском учреждении, которое охраняется не хуже их предыдущего места пребывания. Неслучайно герои пугаются, что их привезли обратно на зону. Сценаристы же настаивают, что фильм основан на реальных событиях. 

- Существовали такие байки, - сдается один из авторов одноименного романа Андрей Кивинов, придумавший сериал «Менты». - Был прецедент - сбежали зеки, но их поймали за два дня. Точно было то, что один из сотрудников, образ которого играет Алексей Кравченко, помог устроить побег своему однополчанину. Этого человека уволили из органов. Было в реальности и то, что один из заключенных прятался у своей жены, которая работала в пионерлагере. Правда, воспитателем он не стал, а трудился разнорабочим. Остальные события фильма, конечно, вымышленные.

 

Письма с воли трогают до боли

 

В рекламной кампании фильм также представлен как фарсовый и гротескный. С плакатов, появившихся по всей стране, смотрят два узнаваемых актерских лица, замаскированных под бандитские рожи. Пара комичных мужичков в моряцких костюмчиках застывает на афишах в наигранных позах, а рядом надпись – «комедия от создателей «Адмирала». Ассоциации у зрителя возникают не самые нужные, это все равно, что написать: «комедия от создателей трагедии». Своей массовой рекламной атакой создатели еще замордуют зрителя, который, как загипнотизированный, приобретет билет в кино, ведь название к тому времени уже будет звенеть в ушах, а глаз устанет от парочки Безруков-Дюжев. Но их понять можно: продюсерам нужно отбить пять миллионов баксов, потраченных на съемки.

От комедии ждешь кучу приколов над карикатурными беднягами-зеками, которые перед детьми окажутся беспомощными и потом, конечно же, сами попросятся обратно на зону. Но на самом деле видишь достаточно добрую, современную и очень похожую на жизнь, но все же сказку. Комедия положений рассказывает о людях, которые попадают  в непривычные для них условия, а, следовательно, и в комические ситуации.

Смеешься в этой комедии много, и, в основном, над персонажем Безрукова, над которым без конца потешается герой Дюжева - постоянно подкалывает, ставит в нелепые ситуации. Например, Сумраку выпадает сыграть роль черта в лагерном действе, а для зека это – несмываемый позор. Тогда мент с сарказмом поясняет своему новому дугану, что «черт - не хуже петуха, это всего лишь сказочный персонаж, а петух - символ свободолюбивой Франции». Когда сбежавшие представляются директорше лагеря, бывший мент специально подкалывает авторитета, представляя последнего как «закончившего пединститут заочно». Для тех, кто далек от криминального мира, намекнем, что за решеткой корень «пед» воспринимается далеко не как основа для слова педагогика.

Сумароков - чувак авторитетный, он живет по старым понятиям и «ботает по фене». Но на воле ему приходится делать вещи, которые на зоне были страшнейшим западлом. По задумке сценариста Сумрак и милицейскую форму наденет, и признается в том, что он и педагог, и мент, и парашу будет выносить, и общак отдаст, и станет чертом, и решит, что семью иметь, оказывается, не западло, как вытатуировано у него на спине, а очень даже нужно и крайне важно. А чего вы хотите? Жизнь заставит и не такое сотворить… И ведь далеко ходить ему не надо – в реального пацана по уши втрескивается вожатая – мать-одиночка, притащившая в лагерь сына, чтобы был под присмотром. Почему-то ведь не выбирает она статного героя Дюжева, предпочтя ему тюремного заморыша, который сразу предлагает зрелой воспиталке отправиться с ним в кусты. Видимо такой уж у дамочки завидный вкус и мужчина с подобной анкетой в ее биографии не первый.   

В финале картины, когда беглецы вновь окажутся на тюремной шконке, Сумароков получит письмо от влюбленной брошенки, которая шлет зекану свои фотопортреты и дает понять, что теперь они – одна семья… Вот ведь повезет героине Алены Бабенко, которая лет через десять дождется-таки своего женишка - дебиловатого отморозка, который при встрече улыбнется ей своими бесподобными железными фиксами. А потом начнет воспитывать ее подрастающего сына – по мнению авторов фильма лучшего отца и представить себя нельзя.

В картине действительно много смешного, но это лишь искусная замануха: между делом авторы пытаются говорить со зрителем о серьезных вещах. Создатели фильма взялись за сложное дело – решили рассказать о тяжелых судьбах, но в комедийном жанре. Тут-то создатели просчитались: в фильме все настолько комично-условное, что вот так вдруг поверить и начать сопереживать героям может только очень наивный зритель.

 

Гарантийный срок

 

Авторы открыто признаются, что, создавая картину, черпали вдохновение, пересматривая образцы жанра – комедию о беглых заключенных «Джентльмены удачи» и пионерлагерный шедевр «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Из последнего фильма буквально списан эпизод, когда дети втихаря режутся в картишки, спрятавшись в прогнившем судне. Только в фильме Элема Климова школьники лишь прикрывались игрой в «Дурака», чтобы спасти друга…

Но самовлюбленный Безруков пошел еще дальше, сравнив себя с самим Шукшиным. В начале 70-х в «Калине красной» Василий Макарович создал неповторимый образ освободившегося уголовника, который хочет начать новую жизнь. И пропасть между Сумраком и шукшинским Егором Прокудиным непроходимая. Если «Калина» по-настоящему горчила, то «Каникулы» на вкус – сладенькая малина. Впрочем, актерские дарования Безрукова и Шукшина тоже несопоставимы.

Порадовал фильм участием  ярких актеров. Даже во второстепенных персонажах легко увидеть их прошлое и судьбу. Тут и Владимир Меньшов в роли начальника зоны с чересчур говорящей фамилией Вышкин, и Людмила Полякова, играющая повернутую на организации директоршу лагеря. Алексей Кравченко выступил в роли спецназовца, для которого армейская дружба – святое дело, Александр Лыков вошел в образ подловатого претендента на роль начальника колонии строго режима.

Развлекать же мужскую часть, в качестве секс-символа картины, призвана Алена Бабенко – дамочка-жесть. Ее сделали нарочито натуральной – чего только один крупный план складок на ее животе стоит. Зачем оператор так не польстил известной актрисе, спросите вы? А кадр этот оставили намеренно: в жизни женщины глубоко за 30 с ребенком-подростком именно так и выгладят. Реализм! Сидят, бедные, на диетах, ищут мужа хорошего, но возраст дает о себе знать - и идеальной фигуры нет, и морщинки вокруг глаз. Всех остальных также натуральными красками писали, без приукрашивания. Детский лагерь на воде специально строили, а съемки тюремных сцен в настоящей колонии провели.

Детишки в картине также очень хорошо поработали. Пухлый пионер-стукачок – просто звезда. Маленькая прелестница, дочка алкоголички - обворожительна. Да и другие ребята сыграли так, что им веришь. Ощущение такое, будто в настоящем пионерлагере оказался.

За уши притянута в картине лишь японская тема, которая начинается с рисованных титров и проходит через весь фильм символом непонятно чего. Взяв на вооружение самурайскую эстетику, авторы насильно впихивают в кадр красивости в виде иероглифов, национальной одежды и обычаев страны восходящего солнца.   

Но главное, что фильм оказался не шансоном, романтизирующим криминальный мир, а доброй и очень русской сказкой на современный манер - с открытым концом и поставленными вечными вопросами.

- Зритель перестал верить отечественному кино, - замечает продюсер фильма Джаник Файзиев. - Словосочетание «российская комедия» вызывает у более, чем 30 процентов аудитории нежелание идти в кинотеатр. К сожалению, американский акцент у российских комедий стал очень сильным, а ведь это каждая из таких картин становится «тупой и еще тупее». Нас это страшно беспокоит. Мы пошли по другому пути - делаем фильмы для нашего зрителя, потому тяжело продавать их в другие страны. Потому я не верю в прокат этой картины за границей – она очень специфическая, очень наша.

Правда, то ли авторы высказались не совсем ясно, то ли зритель попался туповатый, но публика после просмотра потребовал у режиссера продолжения. Ну, как тут народ не уважить? Не даром же главный слоган картины звучит как «кино с гарантией». Когда гарантийный срок этого фильма подойдет к концу, не избежать нам второй части.

Евгений КОРНИЦЫН.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter