Для барабанщиков и факельщиков в Уфе не находится места

Для барабанщиков и факельщиков в Уфе не находится места

26 августа 2009, 00:36
Культура
Второе лето подряд в столице Башкирии проходят молодежные вечеринки под открытым небом, названные организаторами Fire and Drums. Красочные представления проходят в хорошую погоду в пятницу после заката и совершенно бесплатно. Первые шоу барабанщиков и фаерщиков – укротителей огня - состоялись в сквере, где некогда стоял памятник Ленину, а ныне непонятная стела, прозванная «чупа-чупсом». Правда, напротив здания республиканского МВД долго они не задержались – сотрудники министерства дали состояться здесь всего четырем вечеринкам, а потом уличных артистов из центра города вежливо попросили.

Нелегалы и неформалы

 

- Запрет объяснили тем, что после 23 часов шуметь нельзя, - рассказывает профессиональный художник, инициатор вечеринок и «главарь» барабанщиков Владимир Загитов. - Да и огонь – штука опасная. Хотя никакие инциденты не случались - только сами фаерщики обжигались. Из зрителей же никто ни разу не пострадал. Разогнали нас в пятый вечер. Кстати, на этот джем пришло много народа. В общем, мы тут же объявили, что отправляемся продолжать на набережную Белой. Приятно, что 80 процентов зрителей пошли вместе с нами, хотя время было уже позднее.

Но и здесь самодеятельные артисты долго не задержались: зоркие правоохранители выслали ребят-энтузиастов на противоположный берег реки.

- Мы расположились почти у самой воды. Получилось очень здорово: в реке отражались огни города, люди танцевали и самое замечательное, что никто не мешал. В Москве и Питере такие шоу проводятся уже несколько лет, и для них специально отведены места в центре города. Это решает массу проблем: народ точно знает, куда идти, к тому же с помощью таких вечеринок улучшается имидж города. Кроме того, мы пропагандируем здоровый образ жизни.

Когда экзотическим артистам запретили устраивать свои ночные игрища и здесь, они перебрались в место менее заметное - на заброшенную пристань, что под памятником Салавату Юлаеву. 

- Легализовать свои сборища не пробовали? – интересуемся у Владимира.

- Такая идея, конечно, была, но она оказалась почти невыполнимой. Нужно заручиться поддержкой республиканского Минспорта и молодежной политики. Но даже в этом случае разрешение придется выбивать на каждый джем отдельно. На месте вечеринки должна дежурить «скорая» и пожарные, поэтому нам проще менять место проведения шоу.

В любом случае, прекращать красочные выступления фаерщики и барабанщики не планируют, сообщая об очередном месте сборища через знакомых или интернет-порталы неформальной молодежи. 

- Это очень нравится нам самим, а о зрителях и говорить нечего – они в восторге. Ведь неслучайно каждый open air собирает все больше и больше почитателей. А мы никому не отказываем, ведь летом часто бывает так, что молодежи некуда податься. 

 

Ударный бой

 

Владимир – профессиональный художник, на счету которого несколько персональных выставок. Не так давно 31-летний живописец представил очередную экспозицию - «Без ума». Необычное название – это обращение к зрителю: нужно отключить мозг и попытаться смотреть на картины сердцем, дав волю эмоциям. Художник представил работы, над которыми работал последние несколько лет. 

- Если раньше я писал маслом, то сейчас предпочитаю акриловые краски и получаю удовольствие от получающейся красочности и насыщенности, так как акрил дает более сочный цвет, - рассказывает он. - Поначалу очень осторожно относился к этому материалу, потому что считал, что это техника еще недостаточно проверена временем: была открыта только в ХХ веке.

Свое увлечение – игру на барабанах – Владимир решил продемонстрировать на открытии собственной выставки. Гостей встречали африканские ритмы, которые выдавал художник в компании музыкантов своей группы.   

Интересно, что музыкального образования он не получал. Загитов лишь хорошо владеет гитарой, игре на которой выучился самостоятельно.

- Самое главное условие для того, чтобы играть на барабане, - это чувство ритма. Этому нельзя научиться, все происходит интуитивно, на уровне импровизации.

Это увлечение появилось у него лет пять назад, когда парень отдыхал в курортном городке Евпатория.

- Шел как-то вдоль сувенирных лавок и в одной из них наткнулся на барабан. Тогда еще не знал, что он называется джембе, даже не представлял, что это ударный инструмент – об этом меня просветил продавец. Купил и начал барабанить. Это африканский инструмент можно услышать в Сенегале или Мали. С английского он переводится как «исцеляющий»: коренные жители континента используют его для ритуалов и культовых обрядов. Джембе вырезан из кокосовой пальмы, а сверху натянута кожа африканской козы. Конструкция скрепляется веревками, с помощью которых можно регулировать степень натянутости мембраны, что позволяет извлекать из барабана разные по диапазону звуки.

В барабанной коллекции музыканта есть и другие инструменты. Например, турецкая дарбука.

- Это односторонний барабан среднего размера с сильным и глубоким звуком. В средние века дарбуки делали из керамики, на которую натягивали козлиную кожу или, реже, толстую верблюжью. Своеобразный звук можно было получить на мембране из тонкой рыбьей кожи. Позже дарбуки стали долбить из кипяченых стволов деревьев. Корпуса же современных инструментов делают из легких металлов, например, алюминия или меди, а мембрану из специального пластика.

 

Это вам не Амстердам

 

Год назад Владимир познакомился с другими этнобарабанщиками, создал команду UfaEthnoDrums, и они решили устраивать подобные джемы.

- В Уфе нас совсем немного – не больше десяти человек, из которых на наших сборищах регулярно присутствует всего три-четыре человека. Нужно учитывать, что для нашего города этнобарабаны – явление совершенно новое, хотя некоторые стучат уже несколько лет. К примеру, в Москве и Питере существуют целые клубы, которые обучают новичков, а джемы устраивают чуть ли не каждый день. Не знаю даже, есть ли вообще профессиональные этнобарабанщики. Большинству приходится обучаться самим, выискивая интересующую информацию в интернете. Так же учился и я. Наши выступления тоже проходят в свободной форме.

Вместе с фаерщиками группа Загитова выступать не планировала, но когда творческие люди встретились на первой вечеринке, решили, что отлично друг друга дополняют.

Факельщики устраивают на вечеринках настоящие театрализованные представления. Во время виртуозного владения факелами, огневые жонглеры очень похожи на современных язычников, совершающих захватывающие дух обряды. Тем более удивительно, что никто из ребят – а все они или школьники или студенты уфимских вузов – не учился этому специально.

- Это достаточно не сложно, если посвящать занятию с факелами несколько часов в день, - рассказывает один из фаерщиков Данил Бекташев. – Конечно, репетируем мы без огня. Позволяем себе зажечь только ночью, да и то после нескольких месяцев тренировок. 

- Чтобы все прошло без эксцессов, лучше начинать танцевать с огнем тогда, когда точно уверен в своих силах, - подтверждает факельщица Юлия Чеботарева. – Если чувствуешь, что еще не готов, лучше не стоит, чтобы не получить ожог.

Владимир же, наоборот, признается, что его команда никогда не репетирует, и все, что они исполняют - это чистая импровизация.

- Один, например, начинает выстукивать ритм, а другие подхватывают. Конечно, бывают накладки, но зато столько эмоций: ведь не знаешь, что будет дальше, как изменится музыка. Фаерщики действуют немного по-другому. На первых шоу они тоже импровизировали, но сейчас пытаются делать какие-то постановки. Признаюсь, это немного сбивает. Поскольку уж если делать что-то по определенному сценарию, нужно его придерживаться до конца, а у них это не всегда получается.

Владимир очень рад, что шоу, которое поначалу привлекало, в основном, творческую молодежь, пришлось по душе и случайным прохожим.

- Правда, был случай, когда один из парней назвал наши шоу «жалким подобием Амстердама». Естественно мы в курсе, что это не наше ноу-хау, что подобные выступления имеют давние европейские традиции. Но мы и не собирались ровняться на столицу Нидерландов, где подобные выступления стали хорошо отрепетированными профессиональными спектаклями. Мы делаем это потому, что нам нравится. Конечно, с течением времени исполняем все лучше и лучше, но играть первоклассно – не самоцель. Главное, чтоб это доставляло радость.  

Элеонора БЕНЗАРЬ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter