Posted 25 мая 2010,, 19:58

Published 25 мая 2010,, 19:58

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

Уфимцы увидят балет «Петрушка» в современной версии

25 мая 2010, 19:58
1 и 2 июня 2010 года в рамках XVI Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева в Башкирском государственном театре оперы и балета пройдет премьера балета La marionnette («Марионетка») Игоря Стравинского. В основе нового либретто - мотивы культового «Петрушки». Стравинский – уникальный композитор XX века. Он оставил огромное наследие, поражающее разнообразием замыслов и жанров. Балет «Петрушка», созданный специально для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, в свое время потряс европейскую искушенную публику.

Спектакль с незатейливой любовной историей, развернувшейся на фоне колоритных картин масленичных гуляний и ярмарочного балагана, навсегда вошел в историю музыкального театрального искусства.

Уфимская постановка значительно отличается от канонической. Прежде всего, это будет «полнометражный» двухактный балет. Помимо самого музыкального текста «Петрушки» используются еще семь фрагментов разных симфонических произведений Игоря Стравинского.

Молодой балетмейстер-постановщик Ринат Абушахманов, автор уфимского «Тома Сойера» и ряда концертных номеров, обстоятельно подошел к новой работе. Совместно с дирижером-постановщиком нового спектакля Германом Кимом он подобрал музыкальные произведения.

- При компоновке музыки естественно исходили из драматургии спектакля, - говорит музыкальный руководитель Герман Ким. – Несмотря на то, что музыка совершенно разная по стилю, мы постарались сделать так, чтобы стыки не были видны. Эти произведения звучат очень ярко, у них потрясающая по красоте инструментовка. С первой репетиции я почувствовал заинтересованность оркестра, ведь эту гениальную музыку мы еще не играли в театре. Верю, что публика воспримет такую новацию.

Балетмейстер изменил угол восприятия и понимания первоисточника. А для выполнения режиссерского замысла потребовался ввод новых персонажей.

- Если вспомнить, что «Петрушка» ставился в начале XX века специально для европейского зрителя и целью представления по большому счету было произвести впечатление так называемым «русским стилем», то теперь такие задачи не актуальны, - отмечает Ринат Абушахманов. - Современного, тем более российского зрителя масленичным колоритом не удивишь. Поэтому мы углубили сюжетную линию, которая у Стравинского прописана достаточно схематично, действие перенесли в современность. И название поменяли сознательно. Во-первых, это уже не «Петрушка» в чистом виде, и дезинформировать публику мы не имеем права. С другой стороны, наш герой не «перчаточная» кукла русского балаганного театра, а марионетка, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. Эту идею на протяжении всего действия мы и развиваем.

Говоря о хореографии, нельзя не вспомнить Михаила Фокина, первого автора «Петрушки». Беспорядочная, суетливая пластика главного героя, словно пытающегося выпрыгнуть из собственного тела, давно уже стала классикой. Но для спектакля нового времени нужны новые средства выразительности. Сама музыка Стравинского - живая, насыщенная – вдохновляет на эксперименты. Будут и сюрпризы, которые напомнят знатокам истории балета о шедевре Фокина-Бенуа, ведь связь времен разрушать никак нельзя.

Декорации и костюмы готовит художник Фания Низамова. Ярмарочный колорит сменяется урбанистическими мотивами. Петрушка, Арап, Балерина – они современные жители современного города. Но художник обещает, что зритель увидит и отсылки к первоисточнику, будет над чем поразмышлять.

Валентина АЙШПОР.

"