Posted 25 апреля 2019,, 10:08

Published 25 апреля 2019,, 10:08

Modified 17 октября 2022,, 20:34

Updated 17 октября 2022,, 20:34

Портал в 2D-мир. В Уфе сыграли музыку из японских игр и аниме

25 апреля 2019, 10:08
На сцене ГКЗ «Башкортостан» выступили дирижер Кеничи Симура, солистка Мария Бабанова и Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан.

Сцена. Экран. 35 человек. Едва заметно прошелестела страница нотной книги. Кто-то улучил момент и перехватил контрабас поудобнее. Солистка на мгновение бросила взгляд на текст песни. Я затаил дыхание и я в зале такой не один. Последним отточенным движением дирижер дает команду к началу.

Бризы звуковых волн обдают первые ряды и музыка открывает портал в 2D-мир. Это — концерт, подобных которому в Уфе не было. На сцене японский дирижер Кеничи Симура, его бессменная солистка Мария Бабанова и башкирский симфонический оркестр. И они играют музыку из аниме и японских видео-игр.

Мария Бабанова выступила не только в роли исполнительницы, но и ведущей. Она не ограничилась объявлением песен: предлагала аудиторию угадать, какая прозвучит мелодия из Naruto, призывала публику закончить опенинг JoJo’s bizzare adventure громким шепотом «чочо», перед музыкой из «Атаки титанов» облачила себя и дирижера в накидки Разведкорпуса, а перед последней песней — легендарной заставкой Sailormoon — переоделась в японскую школьницу.

Первая часть выступления была больше посвящена аниме, вторая была больше про игры. Легендарный Neon Genesis Evangelion оказался самым представленным тайтлом на концерте, в начале из него прозвучало четыре мелодии. На начальном этапе музыканты обозначили структуру всего концерта. Плавные композиции, вроде Air, сменялись динамичными. Пожалуй, было правильным решением начать с «Евангелиона» — культовый опенинг из многогранного аниме хорошо задал эмоциональный тон. Разве можно оценить исцеляющие ноты и впитать резкие переходы из Final Fantasy 7, не пройдя через страдания Икари Синдзи? Не закалившись в сражениях с Ангелами под Decisive battle?

Кеничи Симура сам стал проводником ритма. Я могу только предполагать, однако мастерство дирижера включает в себя не только музыкальный слух, но и умение быстро прочувствовать свой оркестр, держать каждого в поле зрения и нести в каждом движении рук и палочки смысл. Переливы из «Мадоки»? Дирижер задает каждую ноту. Теплое звучание опенинга «Стального алхимика»? Движения будут плавными и мягкими. Мощный низкий финал композиций из Final Fantasy 10? Его руки сокрушают воздух. Симура показывает, что он не просто дирижер и мелодия из Silent Hill сопровождается художественным свистом.

Он отлично взаимодействует с солисткой Марией Бабановой. Они сотрудничают порядка полутора лет, это их третий тур. Оказывается, всей этой программы не было бы без сэйю «Евангелиона» Жени Давидюк — актрисы озвучки с новосибирскими корнями. Сама Мария много раз была и выступала в Японии и смотрит все аниме, музыку из которых исполняет.

— Самые сложные композиции? Конечно, есть и по исполнению сложные, где-то ноты высоченные. Сложны прежде всего эмоционально. Есть песня «Братья» из «Стального алхимика», ее детский хор поет. Каждый раз реву. Есть из Final Fantasy песня Melodies of life, она вообще моя самая любимая. Я еще помню, как маленькой девочкой играла в эту игру. Эта песня со мной все это время. Из аниме люблю «Принцессу Мононоке», «Стального алхимика», мне понравился «Темный дворецкий». Все, что есть в программе — стараюсь посмотреть. Конечно, One Piece, честно говорю, боюсь даже начинать, там вышло больше 900 серий.

Ее приятно слушать и мне нравится, что она сама любит японскую культуру и общается со слушателями, а не просто поет, что скажут. В программе было несколько опенингов примерно по полторы минуты и из них тяжело выжать много. Тем не менее, певице это удавалось, она не повторяла уже известное исполнение, брала даже очень высокие ноты и слушать ее было приятно и интересно. Ее голос хотелось впустить в сердце. Пожалуй, наибольшую вовлеченность у зала вызвала главная тема из My Neighbor Totoro — задорный мотив сопровождали хлопки почти полностью заполненного зала. Ведь это очень ценно, когда в концерте участвуют все.

Меня впечатлило единение всех выступающих, они играли музыку очень слаженно и наслаждались процессом. Я чувствовал себя как на празднике, ведь они не работали, не пахали, музыкантам самим все очень нравилось и это передавалось в зрительский зал. В перерыве я видел улыбки на лицах артистов. У них было 15 минут, чтобы успеть выпить чаю и немного отдохнуть, но даже тогда кто-то обсуждал будущие композиции, а некоторые просто напевали.

В закулисье встречаю главную приму вечера — знаменитого Кеничи Симуру. Он протягивает мне японское печенье и мы свободно обсуждаем концерт и аниме. Мы разговариваем как добрые соседи, а не как журналист и музыкант.

— У нас была только одна репетиция сегодня, — сетует дирижер с улыбкой. — Но мне все очень нравится. Здесь очень хороший оркестр. Когда мы сюда приехали, я не знал, сколько придет людей и вообще любят ли здесь японскую культуру. Мне больше всего нравятся фильмы Хаяо Миядзаки. Знаете?

— Да, видел. А мои любимые — Gurren Lagann и Neon Genesis Evangelion, — говорю я, вспоминая, как магма может течь по венам, раскаляя сердца. — В плане музыки мне нравится Bleach, там хорошие грустные композиции.

— О, Gurren Lagann! — Симура смеется, вспоминая ультрапафосный сериал. — Может, мы сыграем что-то из Bleach в Москве. К сожалению, у нас не так много времени здесь. Наш репертуар гораздо шире. Если у нас будет еще один концерт здесь, я хочу сыграть больше хорошей музыки.

Времени оказалось мало. Концерт состоял из двух частей примерно по 45-50 минут каждая и это время пролетело незаметно. Были мелодии из «Унесенных призраками», Fate zero, Sword Art online, игр NieR Automata и Wildarms. Если я не знал, когда в сериале или игре звучала композиция, я старался представить, под какие события она может звучать. Примечательно, что программа была составлена из очень нелинейных композиций, эта музыка менялась, в ней не было повтора.

Я не хотел, чтобы этот концерт заканчивался. Может, однажды состоится второй и для этого не нужен будет повод вроде года культуры Японии в России? После окончания выступления Кеничи Симура сказал, что ему очень понравилась Уфа — они были в Парке Победы, в мечети и, конечно, посмотрели памятник Салавату Юлаеву.

— Надеюсь, музыка сблизит Японию и Россию, — сказал дирижер в конце своей заключительной речи и отправился вместе с Марией на автограф- и фотосессию в холле. Там я поблагодарил дирижера и музыкантов за выступление. По старой хоккейной привычке на прощание сказал «Thank you, good luck».

— Спасибо, — вдруг сказал по-русски Симура.

Теперь в ответ я напишу «Аригато».

"