Posted 25 марта 2014,, 17:46

Published 25 марта 2014,, 17:46

Modified 10 ноября 2022,, 18:47

Updated 10 ноября 2022,, 18:47

Танцовщик Васильев прочел в Уфе сказки Пушкина по просьбе первой леди

25 марта 2014, 17:46
В столице республики побывал Владимир Васильев, чтобы прочитать сказки Пушкина в сопровождении башкирского симфонического оркестра. Легендарный балетмейстер прибыл в Уфу по приглашению первой леди республики Гульшат Хамитовой. А места в зале Русского драмтеатра заняли около семисот детишек, которых собрал благотворительный фонд «Мархамат». Симфонический концерт стал вторым представлением из серии «Детский альбом».

«Дети – самые требовательные зрители»


В «Первую главу» образовательного проекта вошли сказки «Петя и волк» и «Щелкунчик», которые под музыку Прокофьева и Чайковского озвучил худрук Русской драмы Михаил Рабинович. Прославленному балетмейстеру досталась «Вторая глава» со сказками Пушкина «О попе и о работнике его Балде» и «Золотой петушок».
- Концерт бесплатно посетили дети из многодетных семей, детских домов, воспитанники хореографического училища, дети с ограниченными возможностями здоровья, музыкально одаренные, – рассказала президент фонда Айгуль Гареева. - Каждый ребенок получил в подарок сборник сказок Пушкина. Мы рады, что у нас в вечере принял участие такой необыкновенный гость - Владимир Васильев.
Балетмейстер признался, что «готов пожертвовать чем угодно, лишь бы только детям было хорошо».
– Дети – это святое, а благотворительность - наша прямая обязанность, - уверен Владимир Васильев. - Нравственный долг любого человека – делиться с ближним самым дорогим, что есть в тебе. Не знаю, насколько дорого окажется, что есть во мне, но я с удовольствием это отдаю.
Как сообщил дирижер оркестра Раушан Якупов, идея пригласить в качестве чтеца знаменитого танцовщика возникла у него сразу.
– В 2006 году Васильев ставил в Перми балет Чайковского «Балда». В то время я работал в пермском театре, - рассказал дирижер. – Постановка произвела на меня впечатление зрелищностью. Представьте: занавес закрыт, софиты не зажжены, выходит Владимир Васильев, произносит только две первых строчки, и возникает атмосфера. Мы искали Человека, личность, а не драматического актера, харизматичного, которого интересно слушать. Чтобы произнес одно предложение, и ухо цеплялось, и невозможно было остановиться. Я рад, что Владимир Викторович принял наше приглашение.
С выбором художественных произведений для «Главы второй» тоже проблем не было. Перекличек у Пушкина и классической музыки много, достаточно вспомнить «Пиковую даму», «Золотого петушка», поясняют организаторы вечера.
А вот воплощать задумку в жизнь, нарабатывая конкретные художественные ходы, творческий тандем чтеца и оркестрантов начал только накануне премьеры, во время первой репетиции. И если, по признанию самого Васильева, опыт работы с пушкинским «Балдой» у него уже имеется, то «Золотой петушок» - материал новый, а потому предсказать, что в итоге увидят со сцены юные уфимцы, мэтр не берется.
– В такого рода проектах, если дирижер будет действовать в отрыве от того, что я, стоящий рядом, буду говорить, ничего хорошего не выйдет, - отметил Васильев.
К счастью, с уфимским коллективом таких проблем у художника не возникло. Идеи рождались по ходу репетиции.
– Только представляешь, как это могло быть, и тут же люди откликаются, поддерживая твои идеи, - отозвался о совместной работе маэстро. – Мое кредо: в любом виде творчества, если в нем присутствует музыка, она становится главной и подчиняет себе все. Уверен, что дети, которые никогда не слышали симфонический оркестр, поймут музыку Шостаковича. Там ярчайшие характеристики, ничего не надо объяснять, и подготовка не нужна. А вот «Золотой петушок» будет интересен для ребят с музыкальной подготовкой.
По мнению танцовщика, дети - самые требовательные зрители. В отличие от взрослых их нельзя обмануть, говорить с маленьким зрителем можно только искренне.

«Олимпиада расправила мне плечи»


Уникальная особенность «Второй главы» «Детского альбом» - в неповторимости. Увидеть ее можно только один раз в жизни. Но с завершением вечера сказка не закончилась. В мае фонд «Мархамат» и Башкирский симфонический оркестр представят очередную, третью главу проекта. В нее войдут оркестровая обработка 24 пьес «Детского альбома» Чайковского, «Карнавал животных» Сен-Санса и «Ученик Чародея» Дюка. На этот раз организаторы решили обойтись без слов. Музыкальный ряд будет сопровождаться проекцией песочной анимации. По задумке, зрительные образы в сопровождении прекрасной музыки должны заставить работать фантазию ребенка.
Роль чтеца для Владимира Васильева не нова. Он постоянный участник и инициатор различного рода синкретичных проектов. Многим телезрителям запомнилась серия программ «Послушайте» на канале «Культура». По словам мастера, он не ожидал, что получит столько откликов от драматических актеров. Этот опыт вселил в него мысль продолжить начатое.
– Мы тогда проработали огромный материал, мне принесли стопку стихов, и на протяжении месяца мы выбирали из них то, что вошло в программу. Хотелось разнообразия. У каждого артиста свои предпочтения. Я задумался: а кто у меня?
Разбирая поэтический материала, артист пришел к выводу, что любимого художника, поэта, композитора у него нет. Вернее, их десятки. Исключение составляет Пушкин.
Еще один недавний опыт Васильева в плане совмещения видов искусства – постановка оперы Даргомыжского «Русалка» в концертном зале имени Чайковского.
– «Русалка» – не из моих любимых опер, она мне казалась скучноватой, - признается режиссер. – Но отказаться от предложения поставить ее в концертном варианте я не смог. Моя задача была создать образ спектакля. На помощь пришло то, что в последнее время я много рисую. Я решил на стены зала спроецировать свою живопись. «Русалка» неожиданно оказалась нова и интересна для всех, даже я сам не ожидал такого результата.
По признанию хореографа, умение сочетать все компоненты музыкального театра воедино у него родом из детства. С первого года обучения в хореографическом училище он, вместе с другими воспитанниками, три раза в неделю участвовал в театральных постановках. Этот опыт ему многое дал.
Владимир Викторович относится к своей персоне с определенной долей иронии. Так, мэтра удивил ажиотаж, возникший после появления его на стадионе во время открытия Олимпийских игр. Когда к нему обратились с просьбой принять участие в проекте, он честно предупредил всех, что плохо ходит и даже хромает.
– Но сцена есть сцена, – хитро улыбается Васильев. – За кулисами ты ходишь весь сжимаясь от боли, а если зритель идет – расправляешь плечи. Кроем того, мне сказали, что там не надо ничего делать. А потом было столько звонков! Это счастье для любого артиста, ведь в 99 процентах случаев мы не довольны тем, что делаем. А иногда нам кажется, что мы сотворили чудо, но это не находит отклика. А здесь каждый спрашивает: а как вам в Сочи? Произвело впечатление, и это приятно!

«У Нуреева не было друзей кроме Пушкина»


Популярность Владимира Васильева говорит сама за себя. Всего за один день в Уфе он успел раздать более ста автографов. Маэстро посетил юбилейный концерт ансамбля народного танца имени Гаскарова и уфимское хореографическое училище, отметив высокий уровень местной школы балета.
– Вы поставляете своих воспитанников во все концы России и мира. Театр переживает разные времена, иногда подъем, иногда упадок, но закончится он тогда, когда не будет школы, а школа у вас в Уфе замечательная.
Откликнулся он и на затянувшуюся реставрацию Башкирского театра оперы и балета.
– Сейчас у вас трудные времена, посмотрел вчера «Жизель» – света нет, под фонограмму. Это полуфабрикат, – оценил он уфимскую постановку. – В таких условиях трудно воздействовать на зрителя. Но ваши актеры не фальшивят, и публика это чувствует.
С большим уважением отозвался Васильев о знаменитом танцовщике из Уфы Рудольфе Нурееве.
– Ваш земляк многое дал мировой хореографии, - отметил он. – На Западе он стал первым из представителей русской классической школы балета. Нуреева там благотворили, считали, что он не человек, а дикое неуправляемое животное. Он сделал многое для поднятия уровня классического танца. Никогда в жизни он не был партнером, его это тяготило. Настоящий альянс у него был лишь с Марго Фонтейн, но и это ему было безразлично. Для него было важно, что он чувствует в балете.
По мнению Васильева, отъезд Нуреева за рубеж был закономерен. Танцовщик из Башкирии всегда был одинок.
– У него, пожалуй, кроме Пушкина, и друзей-то не было, – сказал Владимир Викторович. – Держат нас на родине не речки, не земля, не горы, а люди. От людей ты не можешь уйти. Мы с Катей Васильевой не смогли бы работать на Западе, потому что у нас здесь огромное количество людей, без которых мы не смогли бы жить.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"