Posted 25 марта 2008,, 20:38

Published 25 марта 2008,, 20:38

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Америкосово Владимира Познера

25 марта 2008, 20:38
Владимир Познер на «ТЭФИ-Регион-2007», прошедшем недавно в столице Башкирии, пообщался с корреспондентом «МКС», обсудив не только телевизионные, но и международные проблемы.

- Владимир Владимирович, что вы можете сказать о работе башкирских тележурналистов?

- Я слишком мало видел, чтобы составить какое-то мнение, а говорить зря не люблю. Но у меня есть ощущение, что в Уфе очень сильно влияние власти. А это, как вы понимаете, нехорошо.

- Ради чего вы решили снять программу «Одноэтажная Америка»?

- Очевидно, что для России важно иметь как можно более тесные, нормальные отношения с США, - телемэтр закурил сигару. - По целому ряду причин, а не только потому что Соединенные Штаты остаются единственной сверхдержавой, но и потому что именно совместно Америка и Россия могут оказать очень позитивное влияние на весь мировой процесс. А порознь - лишь усугубить отрицательный вектор развития мира. Я понимаю, что сегодня в России существует серьезный антиамериканизм. Виноваты в этом отчасти сами Штаты, Клинтон с бомбардировкой Югославии и, конечно же, в гораздо большей степени Буш. Отчасти виноваты и мы сами. Но, например, в советское время таких настроений не было, несмотря на критику западного образа жизни и политической системы. Сегодня нельзя сказать, что в верхах ведется серьезная антиамериканская пропаганда, но на уровне рядовых людей нелюбовь к США очень сильна. Главная цель моего фильма – показать людям Америку как страну со всеми плюсами и минусами. Хочу, чтобы россияне поняли, что американцы - совершенно нормальные люди. Мой проект это попытка притушить абсолютно нелогичный и ни на чем не основанный антиамериканизм. Такова моя главная цель.

- Антиамериканские настроения сейчас очень сильны и в Сербии. Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию вокруг Косова?

- Безусловно, надо исходить из того, что это очень сложная история. До 1918 года никакой Югославии не было, а существовали разрозненные территории, которые отчасти входили в австро-венгерскую империю. Когда она распалась в результате первой мировой войны объединили Хорватию, Сербию и другие государства в одно единое.

Всему виной глубинные противоречия, прежде всего, религиозные, ну и конечно языковые, культурные. Это искусственное образование держалось недолго. Во время второй мировой войны произошел раскол – Хорватия оказалась на стороне фашистской Германии, Сербия - нет. И только благодаря железной воле Иосипа Броз Тито еще какое-то время Югославия держалась как единое государство. Когда же Тито умер, начались центробежные процессы, страна стала разваливаться. Так уж случилось исторически, что Косово оказалось местом, где подавляющее население албанцы – мусульмане, хотя Сербия является православной страной.

Этот вопрос был решен без участия ООН и не в соответствии с существующими международными юридическими нормами.

- То есть косовская проблема, на ваш взгляд, решена неправильно?

- Не только неправильно, но и чрезвычайно опасно, потому что сепаратизм существует во многих странах и невозможно объяснить одним, мол, вам этого делать нельзя, а кому-то другому – можно. Логику этого решения я понимаю – необходимо было разрубить узел и убрать напряженность. Но на самом деле произошла серьезная ошибка с очень непонятными последствиями.

Мне кажется, можно было найти другие выходы. Например, договориться таким образом: северную часть края, где проживает сербское население, отсечь от Косова и оставить за Югославией. Как мне кажется, на таких условиях можно было уговорить и Сербию, и представителей Косова. Однако этого не сделали. Последствия волевого решения пока непонятны, хотя по поведению Абхазии, Южной Осетии и других непризнанных республик уже видно, что все это может привести к еще более тяжелым последствиям.

- Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон написал письмо Константину Эрнсту с просьбой остановить тиражирование оккультных передач в эфире Первого канала. Как бы вы прокомментировали эту шаг иерарха?

- Я должен выразить солидарность со священнослужителем. Очень многие люди падки на мистику. Пользоваться этой склонностью телезрителей не следует. Наоборот нужно заниматься просветительством и объяснять что к чему. На федеральных каналах, я думаю, пропагандировать подобные вещи не следует. И не потому что это противоречит мнению церкви, а потому что это противоречит здравому смыслу и уводит людей не в ту сторону, усиливая веру в несуществующее.

- Важно ли для вас мнение Русской православной церкви?

- Мне всегда это интересно и важно, потому что церковь сильно влияет на Россию. Но в подавляющем большинстве случаев не согласен с точкой зрения РПЦ. Сам я человек неверующий, наверное, даже атеист. Но при этом абсолютно лояльно отношусь к верующим людям. Считаю, что вера и церковь никак не связаны друг с другом. Мне не нужна церковь, чтобы верить в Бога. Я считаю неправильным то, что у каких-то людей есть монополия толкования священных книг и норм поведения. Именно поэтому с церковью у меня есть очень серьезные разногласия. Но к вере это не относится.

Мария ПАНИНА.

"