Posted 24 декабря 2013,, 12:30

Published 24 декабря 2013,, 12:30

Modified 10 ноября 2022,, 18:48

Updated 10 ноября 2022,, 18:48

Уфимские теледивы Куцуева и Машко попали в комнату маньяка

24 декабря 2013, 12:30
[фото] Уфимский галерист и арт-критик Кристина Абрамичева уже не первый год удивляет любителей художественных представлений непредсказуемыми выставочными проектами. Неравнодушная к актуальному искусству публика давно привыкла, что куратор приглашает на самые оригинальные перфомансы и экспозиции местных или заезжих художников. Но в минувший четверг Кристина с командой уфимских творцов удивила даже преданную публику, замахнувшись на масштабный проект «Лофт», который просуществовал всего один вечер. На этот раз Кристина преследовала и личные цели, разделавшись с главными секс-символами башкирского ТВ в скрупулезно воссозданной комнате маньяка.
Семь молодых художников сумели обжить необычное пространство – помещение в бизнес-центре «Капитал», которому еще далеко даже до черновой отделки. Но именно такой антураж как нельзя лучше подошел под выставку, которую г-жа Абрамичева назвала «своего рода прецедентом в актуальном искусстве города».

Олег Шишкин, Тимофей Дорофеев, Ольга Галанцева, Олег Кайбышев, Евгений Крупин, Айгир Давлатова и Азат Басыров блистательно обыграли все эти мрачные строительные декорации, интеллектуально задействовав в своих работах гармошки батарей отопления, кирпичный лом, неоштукатуренные стены, разбитый унитаз и даже цементную пыль, которая толстым слоем покрывает площадку.


В пику гламурным светским мероприятиям посетителей «Лофта» встречала «PR-wall эпохи социализма» авторства Абрамичевой – изъеденный молью ковер, на фоне которого с удовольствием позировали зрители. Стебный задник стал предметом поклонения шутников после появления в сети фото новоиспеченной четы Чубайса и Дуни Смирновой. Супруги не совсем удачно выбрали фон для съемки у бедных родственников и вызвали волну пародирования. Но именно на уфимской выставке признак былой совковой роскоши обрел еще и концептуальный смысл.

Примечательно, что освещать себе путь в импровизированных художественных катакомбах зрителям предлагалось фонариками. Это оказалось еще одной находкой устроителей: блуждающие огни под музыкальное сопровождение от группы «Корица» помогли добавить выставке нужного мрачного шарма.

Художники говорили в своих работах о вещах разного масштаба и без всякой цензуры. Ольгу Галанцеву занимали вопросы философского свойства: девушка погадала на костях рентгеновских снимков, что отроют будущие археологи после Апокалипсиса.


Были здесь реализованы личные переживания - например, в инсталляции «Жаным». Айгир Давлатовой изобразила тоску по коту Жану, который в сознании художницы распался на пенопластовые молекулы, но, тем не менее, сохранил дорогие сердцу очертания. Тимофей Дорофеев, наоборот, отреагировал на общественно-политические процессы. Живописец похоронил под грудой кирпичных осколков одну из активисток группы Femen, которые в версии художника отважились обнажиться перед посольством Сирии и были забиты камнями гастарбайтерами-суннитами.


Азат Басыров из цементной пыли создал свой японский садик, главными деталями которого стали не камни и растения, а замысловатые геометрические фигуры, свернутые из рулетки.

Олег Шишкин, поселившийся аж в нескольких комнатах и самых темных углах артхаусного чистилища, в очередной раз поразил темной стороной своего подсознания. Его выползшая из нужника и издохшая обязательно в нечеловеческих муках Русалка стала главной звездой экспозиции, с которой боязливо фотографировались многие зрители.


В версии Шишкина это точно не сказочная Русалочка Андерсена, даже не гоголевская Утопленница, а современная мутантка из канализации, с которой налет романтизма и фольклора начисто смыт ядовитыми сточными водами. К нашему сожалению, Олег признался, что это последнее появление его канализационного монстра на публике: существо получилось слишком хлипким. Ну что ж: умерла – так умерла.

Завершала все это буйство фантазии уфимских художников комната маньяка, декорированная Кристиной Абрамичевой. Безумный убийца Кристины придерживался аскетичного образа жизни, но был эстетом, коллекционирующим бабочек. Создать зловещую обстановку удалось минимальными средствами – железными цепями, зубами неизвестного происхождения, медицинскими инструментами и фотографиями неопознанных дамочек с закрашенными глазами. Правда, не все остались неузнанными. В жертвы душегубу галерист очень точно определила двух блондинистых Евгений - главных прелестниц местного ТВ – ведущую программы «Власть отвечает» Куцуеву и рулевую «Светской хроники» Машко. И то правда: чем вам не объекты для безумного убийцы? Секс-символ башкирской блогосферы и пухлогубая предводительница уфимской гламурной тусовки часто мелькают на экране, любят соблазнительные наряды, короткие юбки, красные цвета и яркие помады, в общем, всячески провоцируют затаившихся извергов на извращенные фантазии.


Воплотив проект «Лофт», Кристина Абрамичева в очередной раз рискнула вызвать недовольство случайно забредших уфимцев, которые к подобным действам морально не готовы, слишком буквально воспринимают все происходящее и уж точно не усматривают здесь никакого искусства, а одно только чернушное безобразие. Но таких было явное меньшинство: г-жа Абрамичева, обладающая отменным художественным вкусом, приучила творческую уфимскую публику воспринимать современное искусство. По крайней мере истерики и нервные обмороки на подобных перфомансах случаются все реже. Уверены, что Кристина продолжит расширять сознание горожан, далеких о модерновых течений.

Например, мужчина в возрасте, представившийся врачом, на выставке задержался совсем не долго: увидев коллекцию костей Галанцевой, он презрительно фыркнул, отметив, что подобных снимков у него и на работе каждый день хватает, а Шишкину поставил сразу несколько неутешительных диагнозов, самый легкий из которых – невроз. Стресс от увиденного он постарался залить портвейном и заесть бутербродами на концептуальном «фуршете гастарбайтера».

Ашир МУРАДОВ.








"