Posted 23 декабря 2007,, 22:56

Published 23 декабря 2007,, 22:56

Modified 10 ноября 2022,, 19:04

Updated 10 ноября 2022,, 19:04

Ирония судьбы или с новым дозором! Создатели продолжения культового фильма убили лирическую сказку

23 декабря 2007, 22:56
Во всех кинотеатрах страны одновременно начался показ <Иронии судьбы. Продолжение>. Лента спустя несколько дней после начала просмотра уже побила рекорды по кассовым сборам. Проект Первого канала, задумавшего снять продолжение культового фильма, на протяжении десятилетий становившегося визитной карточкой Нового года, оказался суперуспешным и мегаприбыльным.

Все по-взрослому

О съемках продолжения «Иронии судьбы» заговорили еще два года назад. Главный отечественный новогодний мифотворец - Эльдар Рязанов без проблем продал права на продолжение своего детища Эрнсту, но сразу заявил, что и руку к этому проекту не приложит, зато тут же снял бездарную «Карнавальную ночь-2», которую транслировали по Первому. Основные съемки «Продолжения» в интересах секретности проходили в Праге, где построили огромную «квартирную» декорацию. Сценарий уговорили написать Алексея Слаповского (сериалы «Остановка по требованию» и «Участок»), который дрожащими руками взялся за перо, испытывая священный ужас перед тандемом Рязанов-Брагинский. Однако обошелся со святым сценарием крайне жестоко – навсегда разлучив Надю с Женей Лукашиным и бросив ее в объятия мерзкого Ипполита. Трепетная учительница и прагматичный женишок настрогали дочку, назвав ее тоже Надей, да и Лукашин не растерялся, обзаведясь сыночком. Детки встретились, и понеслась новогодняя история один в один снятая с культового действа.

Впрочем, наверное, создатели-продюсеры кино, просчитали, что испортить новогоднюю сказку, невозможно, даже если сильно стараться. Они и не старались. В сюжет были внесены лишь небольшие изменения, ленту просто наполнили современным антуражем, добавив в отношения между случайными людьми сотовую связь, прибор «хендс фри», сверкающие иномарки и пиво от известных производителей.

Продюсер проекта – Константин Эрнст пообещал «Продолжением» загнать в кинотеатры старшее поколение. Расчет был сделан верно: старики, за тридцать с лишним лет подсевшие на рязановскую «Иронию», со скрипом, но пошли в кинокомплексы, куда не заглядывали, возможно, с перестроечных времен. Пошли хотя бы из любопытства. А непривычный слоган «Два года вы не увидите этот фильм по телевидению» лишь усилил желание.

И в зале хохотали над знакомыми фразами и ситуациями, в течение 30 лет транслировавшихся по ТВ. И пусть «Не надо меня ронять» говорит со спущенными штанами не Мягков, а Хабенский – публике какая разница? Он увидел знакомый сюжет и его настроение резко пошло вверх. Как тут не надеяться на полную кассу?

И неслучайно премьера состоялась до Нового года: глядя на елки-оливье, зритель автоматически умиляется, вспоминая о предстоящих торжествах, и уходит с сеанса просветленный. На деле же кинопроект, а-ля «Старые фильмы о главном», оказывается прагматичной спекуляцией. А потому людям, которые считают, что рязановская «Ирония судьбы» - «наше все» фильм лучше не смотреть. Потому что как ни настаивали создатели, что снимают продолжение культовой истории, на самом деле они слепили римейк, который всегда хуже оригинала.

Первый пошел…

Во время просмотра фильма не покидает мысль, что не стоит столь строго относиться к авторам новой «Иронии». Мол, молодые ребята замахнулись на нечто незыблемое и священное для многих поколений зрителей, а потому будь они хоть трижды гениями, вряд ли им удастся соответствовать колоссам советского кино. Но, как ни уговаривай себя, отнестись помягче к продукту, идущему сейчас на всех больших экранах Башкирии, оправдать лихих дельцов Первого не получается.

Как только стало известно, что режиссером фильма станет постановщик «дозоров» Тимур Бекмамбетов, поклонники оригинальной «Иронии» не на шутку распереживались, предчувствуя, что из старой доброй сказки выйдет третья серия «Дозора». Отчасти так оно и вышло. Не к месту здесь нервно-дерганная камера и фирменные дозоровские спецэффекты, больше похожие на рекламные ролики сотовых операторов.

Если судить по этому римейку не понятно, почему Бекмамбетова называют одним из талантливейших режиссеров современности. Если в «Дозорах» был драйв и новая для российского зрителя «клиповая эстетика», то в «Иронии» осталась одна «эстетика драйва», а мелодраматический сюжет опустился на уровень мыльной оперы. Но зато Бекмамбетову нет равных в использовании так называемого продакт-плэйсмента. Это когда под видом органично вмонтированных в интерьер деталей зрителю втюхивается банальная реклама. Начиная с «дозоров», Бекмамбетов придумал для кинозрителей новое развлечение – не просто следить за перипетиями сюжета, игрой актеров, а выискивать по всему фильму известные торговые бренды и марки. И если по ТВ фильм перебивается рекламными паузами, то в этом кино ролики нагло вписаны в сюжет картины. При желании их можно насчитать больше десятка – водка, косметика, майонез, автомобили, конфеты и, видимо, главный спонсор кинопроекта – полосатая мобильная связь, которая является полноправным участником сюжетного действия… Известные марки так навязчиво появляются в кадре, что откровенно режут глаз.

Но если в «Дозорах», где российские кинопроизводители впервые использовали этот ход, казалось забавным, когда камера к месту и нет наезжала на этикетку пивной бутылки, то в душевной истории, на которой выросли миллионы, столь откровенная демонстрация спонсоров выглядит надругательством над вечным и добрым.

Какая гадость, эта ваша…

Радостно гогоча, зритель тычет пальцем в экран, не только обнаруживая знакомые названия, но и замечая узнаваемые лица. В фильме действительно, что ни эпизод – то блистательная актерская работа-камео. Очень хороши Роман Мадянов в роли бухого майора Мамонтова и Константин Мурзенко (сержант Быков), специализирующийся на подобных мелких ролях-приветах. Как всегда органичен в роли упившегося Деда Мороза Михаил Ефремов, пару которому составила бывшая супруга – Евгения Добровольская (Снегурочка). Есть и другие актеры, непонятно зачем промелькнувшие в крохотных ролях - русский народный финн Вилле Хаапасало, Виктор Вержбицкий (черный маг Завулон в «дозорах»), изобразивший бомжа, таксистка Инга Стрелкова-Оболдина, бледная экс-«Блестящая» Анна Семенович в образе матери-одиночки, ну, и, наконец, сам Рязанов, который не удержался и снялся в эпизоде, который в точности повторяет фрагмент в самолете из старой картины. В ход идут не только старые герои, которые выглядят свадебными генералами, но и цитаты, причем не только прямые, как, например, про заливную рыбу, но и обратные. Если в рязановском фильме Ипполит залезает под душ в дубленке, то здесь герой Мягкова в пальто вваливается в парилку и разговаривает там по телефону.

Но фильмец все равно получился «таксебешный» - посмеяться можно, а за душу не берет. Исчезла новогодняя лирическая сказка, а остался голливудский блокбастер. Потому и жанр фильма определить не представляется возможным. Это не мелодрама, как оригинал, и не комедия. Эдакое одноразовое новогоднее ревю, которое никогда не займет место рязановской «Иронии…». Зрителей картина соберет, но в веках не останется.

Впрочем, авторы предупреждают наивную публику америкосной новогодней песенкой «Джангл Бенс» уже в первых кадрах. Тупенькая навязчивая мелодия должна дать понять поклонникам старого фильма, что здесь не вспомнят про души прекрасные порывы.

С новым дозором!

Намеренно или случайно, но думается, что намеренно, авторы фильма проводили параллели с «Дозорами», да так, что иногда зрителю нужно было встряхнуться, чтобы понять, что же он смотрит. То качающийся Хабенский появлялся на ночных улицах, совсем как его герой в «Ночном Дозоре», то вдруг пробка от шампанского летела, как оторвавшийся от самолета шуруп через весь мир, побывав ненароком не только на крейсере «Аврора», но и в космическом пространстве. Знакомая иномарка, визжащая тормозами и разбрызгивающая снежные хлопья, злые гудящие снежинки, как черные вороны над многоэтажкой, темный и светлый, глядящие друг другу в глаза…

Да, да, мы не ошиблись. Авторы нашли лучший способ при минимуме актерской игры обозначить противостояние героев, увлекшихся одной девушкой. Не тратя времени на мелодраматические коллизии, создатели фильма используют штампы, которые, слов нет, были хороши в мистическом боевике. Однако в лирической комедии выглядят неуместно. Да и неправдоподобно.

А зритель чувствует себя дураком и никак не может понять – почему героиня выбирает Хабенского?

Ведь и Ираклий парень не промах, не глуп и посмеяться над собой может, и пошутить, найти выход из экстремальной ситуации и не так жалок, как его прообраз Ипполит. Чем лучше герой Хабенского? Тем, что папа научил его играть на гитаре песню «Если у вас нету тети»? Так Безрукову никто гитары и не давал, может он тоже тот еще игрун, на машине-то вон как умеет ездить.

Сами мы не местные

То, что Лиза Боярская получила эту роль благодаря звездному папе, никто из зрителей после просмотра ленты сомневаться не станет, как бы не уверяли его создатели, что выбрали самых талантливых молодых актеров. Хабенский – не плох, перед тем как сыграть одну из главных ролей он, похоже, долго изучал в этой роли Мягкова. Но даже если актер лишь копирует предшественника – получается у него отменно. И Безруков (роль которого поначалу планировали отдать вездесущему Гоше Куценко), несмотря на шлейф из целлулоидных есениных и саш белых, узнаваемо играет топ-менеджера высшего звена, не фальшивя и не переусердствуя. И лишь Лизе Боярской удалось изобразить только куклу с мертвым лицом, но щедро напомаженными губами, коей она, наверное, на самом деле и является.

Есть в фильме и откровенная политика. Если создатели первой «Иронии» от нее ушли, то авторы второй, напротив, постарались акцентировать внимание, на том, «что же будет Родиной и с нами». Герои Хабенского и Боярской сливаются в страстном поцелуе аккурат под новогоднее поздравление… Путина. И если верить Константину Эрнсту, что в течение двух лет фильм не появится в телевизоре… Страшно подумать. Неужели в 2010 нас снова будет поздравлять Путин?

Любопытно, что и Пугачева снова спела, правда не за Брыльску, а на фоне титров и дуэтом с Орбакайте. «Метель», кстати, единственная песня в фильме (если не считать «Если у вас нету тети», которую гундосит Хабенский) написана Константином Меладзе и Джохан Поллыевой – спичрайтером Путина. Мы с вами, господин президент! Поздравляйте нас с Новым годом хоть еще десяток лет!

Обиден снобизм создателей фильма по отношению к герою Сергея Безрукова. Сценаристы добавляют Ираклию еще одну, по их мнению, отвратительную черту – он лимита. Парень, оказывается, приехал из Владивостока, чтобы сделать карьеру в столичном городе, как он, торопясь и сбиваясь, рассказывает родителям своей девушки. Проигравшего по всем параметрам героя, сценаристы отправляют в конце фильма, на родину во Владивосток. Чтобы неповадно было наших девушек кадрить?

Ты уехал в Петербург, а вернулся в Ленинград

В Ленинград никто не вернулся. И не стоило звать в продолжение любимых артистов – все они – и Брыльска, и Мягков, и Яковлев, а также Талызина, Ширвиндт и Белявский в образах постаревших героев «Иронии» выглядят жалко. Во-первых, потому что время никого не щадит. Барбара Брыльска в ужасных очках с плюсовыми диоптриями нисколько не похожа на трепетную и запомнившуюся телезрителям красавицу, несмотря на то, что Мягков в образе кричит ей: «Ты нисколько не изменилась». Ипполита, как тяжело больного, хочется уложить в постель, так трудно дается ему новогодний фарс, ну а сам Мягков как будто растерял знаменитую мхатовскую школу. Яковлев, поначалу категорически отказывающийся играть Ипполита, в итоге согласился, но сидит в кадре с таким постным лицом, что мало не покажется.

А может, те патетические роли, которые вменили старым актерам авторы новой «Иронии» даются им нелегко, прописные истины, изрекаемые постаревшими кумирами, только раздражают. И хочется чтобы сцена объяснения между Ипполитом, Лукашиным-старшим и мамой молодой Нади побыстрее закончилась – так глупо звучат слова о любви из уст равнодушного Мягкова, так неприятно выглядит сильно сдавший Яковлев, якобы испытывающий молодую страсть, так пошло идет Брыльска на голос давнего любовника, как тупая обезьянка на зов удава Каа.

Не приняла участие в картине лишь Ахеджакова, а потому была отправлена авторами фильма куда подальше - в Израиль. На этот раз пани Барбару озвучила не Талызина, а Каменкова и Надя-старшая потеряла большую часть своего обаяния.

В общем, авторы своего добились – больше ни Мягкова, ни Брыльску, ни Яковлева видеть в этом кино не хочется. И если через два года появится еще одна новогодняя история, задуманная в качестве денежного проекта Первого канала, этим «старперам» в ней точно не будет места. Да и зачем? Новая жизнь на дворе, капиталистическая, другие идеалы, другое поколение, наконец, равнодушное к душевным метаниям прошлого. Да на будущее есть что переделывать – у советского кинематографа осталось еще много беспроигрышных и любимых зрителем историй – «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Москва слезам не верит». В общем, Первому есть над чем поработать.

Дмитрий СТЕКОЛЬ,

Антонина ЧЕСНОКОВА.

"