Posted 24 декабря 2006,, 19:01

Published 24 декабря 2006,, 19:01

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Юрий Шевчук против общества потребления

24 декабря 2006, 19:01
На минувшей неделе стало известно, что Юрий Шевчук получил престижную премию «Триумф». Это негосударственная российская премия в области «высших достижений литературы и искусства» добавилась к внушительному списку всевозможных наград, которыми обладает знаменитый рок-музыкант. В компании «триумфаторов» вместе с Шевчуком оказались такие маститые деятели культуры, как композитор Софья Губайдуллина, кинорежиссер Эльдар Рязанов и актер Богдан Ступка. Корреспонденту «МКС» удалось поговорить с Юрием Юлиановичем и услышать интересные мысли корифея. По словам Юрия Шевчука, «молодежь, живущая в так называемых рабочих кварталах, понимает, у нее в будущем будет мало светлого», а потому ищет «выход во всякой дряни, в фашистских группировках и наркотиках». Однако, по мнению знаменитого уфимца, разбудить это поколение можно.

- Я же видел глаза! Размышляющие и думающие, – воодушевленно говорит 49-летний певец. - Вообще, рок-публика отличается от публики, которая приходит на поп-концерты. Это люди, задающие себе вопросы.

- То есть те, кто слушают попсу – бездумные?

- А что там думать? Над чем там думать?! Вы поймите, попса – это спать или не спать. А рок-музыка – это быть или не быть. Это разные вещи.

- Вы играете рок или рок-н-ролл? Есть разница?

- Стилистическая есть, но для меня этой разницы нет. Молодежь иногда страдает: придумает какой-то новый рифф и называет это новым музыкальным течением. Раньше было проще. Мы играем иногда рок-музыку, иногда даже и не рок. Сейчас работаем над альбомом. Он получается акустический и, может, этот альбом будет в стиле авторской песни. Помните, были раньше такие песни под гитару?

- Бардовские?

- Да-да. Вот сейчас и думаем над таким альбомом. Но ведь это уже не рок? Это просто песни такие, которые стали почти народными. Их на кухнях можно петь. Для меня нет различий, главное, чтобы песня была хорошая, а рок, конечно, я люблю с детства, поэтому им и занимаюсь. Люблю просто песню хорошую. По-разному получается. А половина нашей команды – джазовые музыканты: Паша, Ваня, дядя Миша, играют еще в трех-четырех джазовых коллективах.

- Какая музыка займет лидирующие позиции лет через десять?

- Я думаю, что новая. Которая еще не написана и будет сыграна и рассказана на языке XXI века. Жду новых личностей, новых героев. Личность! Она индивидуальна. Если новые личности придут в рок-музыку, она будет на высоте.

- Рок изменится?

- Конечно. Но если новые люди пойдут в бизнес, тогда бизнес будет на высоте. Если они пойдут в МВД, то у нас будут красивые и замечательные менты, - смеется Юрий Юлианович. – Но если гении придут в рок-музыку, то она будет интересная. Тем более, сейчас нет занавеса, от которого мы страдали. Они могут приехать, например, в Англию, потому что Европа шустрая и постоянно что-то придумывает, изобретает. Новые люди вырастут и появятся новые Мусоргские, Чайковские, Шостаковичи… Но это все зависит от многих факторов. Куда пойдет молодой интеллектуал? Молодой интеллектуал сейчас в рок-музыку идет не очень охотно. Зато много очень интересных молодых поэтов. Я все время читаю и понимаю, что их творчество увлекает. Девчонки и мальчишки, им лет по восемнадцать, пишут неожиданно, ярко, сочно. Думаю, что такая интеллектуальная молодежь пошла в слово. Слово без музыки. В мое время все было связано, а сейчас идет какое-то разделение.

- Почему?

- Сейчас больше эпоха маньеризма: манеры больше, чем сути, масса поющих чуваков с гитарами. Но поют «про любовь». Берутся новые рифы, на них накладываются словам гламурные. Никого не волнуют вопросы «Зачем» и «Почему». Зато всех интересует «Как это сделано», потому что мы живем в обществе потребления. Но время сейчас интересное. И я прекрасно понимаю: надоел суровый стиль - надо и выдохнуть. Надо немножко, так сказать, передохнуть. Закончился Микеланджело, начался розовый период. И это переживем. Нормально… Искусство дышит.

- Поэтому вас называют борцом с попсой?

- В какое-то время я поднял эту тему. А почему? Что в мире происходит? Все одинаковое: машины, люди, музыка. Слова просто поменять английские на русские, а музыка та же. Очень много похожего - это усреднение. Долой личность! Нужна только собственность, и важно, что о тебе думают, личность не нужна. Эти явления я и называю попсой. В обществе, в мозгах, застой. Вернее, у многих отстой. И телевидение у нас кошмарное. Отстойное. Все один к одному. Бездарные средние политики, которые всего боятся и думают только о том, как набить свои карманы. Масса проблем, нищеты. Недавно был на русско-китайской границе: тысячи вагонов с лесом уходят из нашей Сибири в Китай. Каждый день. Тысячи вагонов. И половина еще левого леса! Ворованного. Я таможенникам говорю: "У нас через десять лет леса не будет!" И не будет. Все это - "попса" в стране, глобализация, общество потребления. Причем, попса всем довольна и всему рада.

- Все это печально закончится?

- Да нет – борьба идет.

- Выживет сильнейший?

- Сейчас "попса" думает, что победила. Но она проиграла, потому что куда ей двигаться дальше? А у нас, и у пацанов, которые сидят по подвалам и альтернативу играют, думают о жизни - все впереди. В альтернативу приходят юноши и девушки, которые недовольны настоящим положением, этим гламуром, который сочится из всех щелей: из ящика, радио и так далее. А у них есть дух! Дух ведь живет, где хочет. А сейчас он живет больше, как я вижу, в альтернативе, в лучших командах альтернативных. В их творчестве есть процесс, есть его революционность, есть недовольство. А молодежь думающая всегда бывает недовольной, потому что ей надо оценить и врубиться в то, что происходит. А как же иначе?

- Вы слышали о ваших земляках: молодой группе "Lumen"?

- Конечно, слышал. И слышал их песни.

- И как вам их творчество?

- Ну, дай Бог. Что-то мне понравилось, что-то не очень. Пойдут ли эти ребята далеко - это зависит только от них самих. Шансы есть у всех.

- Какие, на ваш взгляд, молодые команды способны подняться до звезд современной сцены?

- Я не люблю слово "звезда", когда оно применяется к человеку. Это голливудские запутки. Мне нравится больше XIX век, когда Вяземский в письме Пушкину называл его гением, а Пушкин Вяземского. Вот, представьте: гений Филипп Киркоров (заливается смехом). Или гений Гарик Сукачев. Смешно звучит, да? Смешно. А "звезда" - нормально. Но это усреднение, это опять глобализация чертова, это опять "попса". Звезда - это огромное скопление энергии, мощь. А человек - всего лишь человек, его называть звездой как-то глупо. Моя любимая поговорка Андрея Васильева: "Звезда - это когда лучи мешают в метро заходить", общаться с людьми. Вот и все. Когда на студию приходят в день по две-три группы, приезжающие в Питер из разных уголков нашей родины, и задают вопрос: "Юра, как нам пробиться?" Я отвечаю: "Быть очень талантливыми. Много работать, репетировать. И все. Читать много. Очень много знать о музыке и в музыке".

- Вы читаете много?

- Ну, как много? Конечно, мало. Но без книжки уснуть не могу.

- И с какой книжкой вы сейчас засыпаете?

- Сейчас? Есть три-четыре книги. В зависимости от настроения. Сейчас читаю роман Дмитрия Быкова "ЖД", он получил премию, как альтернативная проза. Вот его сейчас и читаю. Перечитываю Шопенгауэра, очень любимый мною философ, что еще я читаю? Сценарии читаю, которые присылают театры или кино. В Москве есть хороший магазин, в котором набрал очень много литературы: альтернативной, социальной, политической. Интересно очень.

Альбина ИБАТУЛЛИНА.

Уфа – Санкт-Петербург.

Фото Дмитрия БРЕЖНЕВА.

"