Фотохудожник Рамиль Кильмаматов: «Главная в профессии - камера, а я просто при ней»

Фотохудожник Рамиль Кильмаматов: «Главная в профессии - камера, а я просто при ней»

Фотохудожник Рамиль Кильмаматов: «Главная в профессии - камера, а я просто при ней»

24 августа 2010, 23:37
Культура
С фотохудожником Рамилем Кильмаматовым заочно знакомы, наверное, почти все уфимцы. Точнее, с его работами. Совершая променад по улице Ленина, наше внимание неизменно привлекает экспозиция фотографий в витринах «Башинформсвязи». Мы с любопытством рассматриваем интересные фотоснимки, в которых отражена жизнь нашей республики и ее столицы. Автором большинства этих фотографий и куратором фотовыставки, украшающей центральную улицу города, и является Рамиль Исмагилович.

«Мечтал быть водителем, а снимал для души»

 

Сегодня Рамиль Кильмаматов – признанный ас фотографии, а когда-то он даже не предполагал, что его любимое хобби может превратиться в работу.

- Фотографией я увлекся еще в четвертом классе, - вспоминает Рамиль Исмагилович. - Мне купили фотоаппарат «Мир», и как раз в это время к нам в деревню приехал студент стерлитамакского пединститута Радмир Якиев. Он вел несколько кружков, играл с нами в футбол и хоккей. Руководил он и кружком фотолюбителей, в который я начал ходить. С этого момента фотография меня очень заинтересовала. Правда, я никогда не думал, что буду заниматься этим серьезно. Тогда мои снимки ничем особенным не отличались от фото других любителей: я снимал, что называется, для души, а мечтал стать водителем. Ведь в деревне шофер - самый уважаемый человек.

Спустя годы, уже после окончания военного училища, во время службы в МВД Рамиль Кильмаматов устроился подрабатывать методистом в Дом народного творчества.

- Тогда-то меня и потянуло к фотографии, да так сильно, что я даже забросил службу в МВД. Правда, еще будучи старшим мастером пожарно-технической станции, я не забывал о своем увлечении: делал фотографии и снимал фильмы о работе пожарных.

Сегодня на счету Рамиля Исмагиловича более 60-ти персональных выставок в России и за рубежом. Кильмаматова знают во всем мире, он лично знаком со многими известнейшими фотографами. Им создан уникальный фонд фотоматериалов, в котором отражена жизнь Башкирии. В этом году Рамиль Кильмаматов номинирован на Госпремию имени Салавата Юлаева за достижения в области литературы, искусства и архитектуры. Интересно, что он стал первым фотохудожником в Башкирии, номинированным на эту премию. Некоторые российские коллеги Кильмаматова как, например, Владислав Бороздин из Перми, Фарит Губаев из Казани уже удостоились государственных премий своих регионов.

Только в этом году Рамиль Кильмаматов организовал пять фотопроектов. Его персональная выставка под названием «Мой Башкортостан» прошла в египетских городах Хургада и Каир. Экспозицию «Сердце с тобой, мой Башкортостан» - о наших земляках-студентах, обучающихся в каирских университетах, можно было увидеть в Духовном Управлении мусульман РБ. Кроме того, состоялись фотопроекты «Солдаты Победы» и «Башкирский сабантуй». В последнем участвовали лучшие фотохудожники стран-членов ТЮРКСОЙ.

- Сейчас продолжаем делать снимки родной Башкирии: недавно вернулись из поездки на Иремель, - объясняет Рамиль Исмагилович. - Не так давно мы провели шестую творческую лабораторию фотохудожников стран ТЮРКСОЙ. Уже пять раз это событие проходило в Турции и на Кипре, а в этом году его принял Башкортостан. В Казахстане в сентябре пройдет фотовыставка, на которой наши фотохудожники представят свои работы о нашей  республике. Осенью в Анкаре жители Турции смогут увидеть экспозицию под названием «Башкирский сабантуй». А в октябре открою свою персональную выставку «Башкортостан – земля дружбы» в Национальном музее РБ.

 

«На Путина мне не везет»

 

- Вы общаетесь с фотографами по всему миру. Языковой барьер не возникает?

- Все фотографы понимают друг друга без слов: мы разговариваем на языке фотографии. Я не очень хорошо владею английским, но, тем не менее, запросто со всеми общаюсь. Кстати, многих своих друзей-иностранцев я научил русским словам. Например, будучи в гостях у турецкого фотографа Ибрагима Демири, я выучил кое-что по-турецки, а он - по-русски. В Египте очень многие люди знают русский язык, видимо, из-за большого количества русских туристов. Кроме того, в Египте очень много смешанных браков. Дело в том, что женитьба недешевое удовольствие: нужно платить очень большой калым. Именно поэтому египтяне так часто женятся на русских, украинках и молдаванках. Так что проблем в общении в этой стране точно нет, на мою выставку в Хургаде люди приходили целыми семьями. Да и потом, смысл фотографии объяснять не надо: все ясно и без слов.

- Кого из известных людей довелось фотографировать?

- Могу отметить Михаила и Раису Горбачевых, Бориса Ельцина, Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Юрия Лужкова. Но, например, на Путина мне совершенно не везет. Когда он приезжал в Уфу в первый раз, мне досталось для съемки очень неудобное место, откуда толком ничего и не снимешь. Пришлось оперативно занять другое положение: я быстро перебежал и оказался прямо около юрты Татышлинского района, куда как раз и направлялся Владимир Владимирович. Казалось бы, лучше и быть не может, Путин мне практически позирует, да еще и спрашивает у меня: «Ну, как, получается?». А мне и сказать нечего – камера отказывается работать. В этот момент мне плакать хотелось. Он еще долго общался с юношей в юрте, но я так и не смог его снять. А три года назад, в день празднования 450-летия вхождения Башкирии в состав России, около монумента Дружбы я вновь снимал Путина, и опять мне не повезло. Я только-только купил новую «навороченную» камеру и случайно нажал на какую-то кнопку: фотоаппарат замер и вновь отказался работать. Фотокорреспондент из московского пула Путина, увидев мое состояние, быстро подошел и помог разобраться, в чем была моя ошибка. Уже вдогонку я все-таки сделал два кадра Владимира Владимировича. Лучший из этих снимков прошел потом многие выставки и попал в различные издания.

- Доступность цифровых фотоаппаратов как-то сказывается на фотоискусстве?

- Абсолютно никак. Это так же, как с живописью: многие люди рисуют, но художниками становятся далеко не все. Просто любительское фото и профессиональная работа фотохудожников – совершенно разные вещи. Например, фоторепортерам, работающим для изданий, важно передать правдивость и документальность событий, причем сделать это оперативно. А фотограф-художник – это аналитик. Он делает снимки не на один день. Например, я за одну съемку делаю очень много кадров. Скажем, на Иремеле отснял около трех тысяч кадров, а отобрал из них лишь четыре работы и теперь занимаюсь только ими – создаю тот образ, который вижу. Фактически, мы создаем художественно-документальный образ времени.

- На кого стоит равняться молодым фотографам?

- Особенно могу отметить Раифа Бадыкова - фотографа и журналиста, очень талантливого человека. Отличные фотохудожники - Виктор Алимов, Фаиль Абсатаров, Наиль Галеев. Безусловно, необходимо изучать и работы мировых фотографов, ходить на выставки, общаться с коллегами. Нужно читать специализированные издания и очень важно получить широкие знания. Мы часто устраиваем в Уфе выставки лучших фотографов со всего мира. Например, в следующем году к нам приедет очень известный литовский фотохудожник – Альгимантас Александравичюс.

- О какой съемке мечтаете?

- Я уже снимал в Германии, Голландии, Польше, во Франции, на Кипре, Тайланде и многих других странах. Теперь хочется побывать в Австралии. Еще хочу снять Иремель зимой, но пока не получается. Дело в том, что я побаиваюсь холодов, а от базы на Иремеле до места съемки нужно 12 километров идти пешком. Все-таки для зимнего времени это довольно большое расстояние...

- Из увиденных стран, какая больше всего поразила?

- Тайланд. Там на островах совершенно дикая красота, а люди там живут по-простому и радуются жизни.

 

«Фотоаппарат понимает меня без слов»

 

- Сколько у вас фотоаппаратов?

- В общей сложности у меня было около сорока камер. Сейчас постоянно пользуюсь тремя, ношу их все с собой. Я уверен, что камера все понимает. Если фотоаппарат чувствуешь и хорошо с ним обращаешься, он и работает отлично. Наверное, все-таки у техники есть мозг... Свою первую машину «Иж-Комби» я называл ласточкой, и свою сегодняшнюю камеру Canon 5D я зову тем же именем, потому что она очень надежная. Фотоаппарат понимает меня без слов. Да и вообще в деле он главный, а я просто при нем. Я только ношу камеру и иногда подсказываю, что ей нужно сделать.

- А сколько в вашем архиве снимков?

- У меня их столько, что я даже затрудняюсь назвать количество. Отпечатанных фото, которые когда-то выставлялись на экспозициях, около трех тысяч. А подсчитать цифровые снимки крайне сложно. У меня в общей сложности восемь компьютеров и огромное количество флеш-накопителей для хранения архива. Порой на поиски нужного кадра уходит несколько дней.

- Какими успехами гордитесь?

- Мне радостно, что мой старший сын Радик стал кинооператором и режиссером, а младший знает по истории столько, сколько я за всю свою жизнь не узнал. Руслан - настоящая ходячая энциклопедия. Горжусь тем, что дружу с такими фотографами, как Раиф Бадыков, Виктор Алимов и Фаиль Абсатаров. Мы не просто друзья, мы - одно целое. Если друг друга один день не увидим, уже что-то не так. От нашего общения мы заряжаемся энергией.

- Кто ваш главный критик?

- Жена. Независимо от того, в какое время я приезжаю со съемки, пока не скачаю все снимки в компьютер, спать не ложусь. Посмотрю, отберу лучшие и сразу же показываю жене, даже если приходится ее будить. Супруга – строгий критик, она всегда искренна. Я считаю, что лукавить с художником нельзя ни в коем случае - это не приведет к добру. Друзья должны всегда говорить только правду, а Лариса - мой главный друг.

- Она подсказывает идеи для съемок?

- Нет, я не люблю, когда мне что-то указывают. Я и сам никому не мешаю своими советами и не люблю, когда ко мне лезут с предложениями. В нашем деле важно единство фотографа и фотоаппарата. В творческом пространстве ты должен быть один, потому что  это фактически интимные отношения с природой или с тем объектом, который ты снимаешь.

- Как удается расположить к себе людей на съемке?

- Симпатия или антипатия между людьми появляется с первого взгляда. Если ты человеку не понравился, то хоть что делай: ничего не изменишь. А вот если человек сомневается, ты можешь «перетянуть» его на свою сторону с помощью эрудиции, знаний, обаяния, можешь заинтересовать его своими работами. Если честно, у меня никогда не было трудностей в контакте с героями фотографий. Люди всегда на меня отлично реагируют, крайне редко попадаются те, кто отказывается фотографироваться или проявляет недовольство. Я всегда нахожу общий язык с прохожими, почти все они мне улыбаются. Даже полицейские как правило доброжелательны. С героями своих снимков я общаюсь через объектив, мне важно поймать их взгляд. Если у человека хорошая, чистая душа, фото выходят очень хорошие, а вот если человек чванливый, приходится сильно постараться, чтобы сделать достойный кадр. Когда я снимаю бабушек в деревнях, я всегда с ними разговариваю, признаюсь им в любви. Они сразу открываются, в глазах появляется живость… Именно в этот момент я их фотографирую. Но я нисколько не преувеличиваю: когда  их снимаю, то действительно люблю.

Ксения ЛАПТЕВА.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter