Posted 24 июля 2012,, 14:25

Published 24 июля 2012,, 14:25

Modified 10 ноября 2022,, 18:53

Updated 10 ноября 2022,, 18:53

Уфимский пианист знает, почему из Башкирии уезжают музыканты

24 июля 2012, 14:25
Юрий Шемагонов в Уфу приезжает нечасто — вот уже два десятка лет известный в столице Башкирии пианист живет и работает в Тайланде. Ансамбль «Дустар» («Друзья»), в котором он играл, успел прославиться в 80-х, не только в родной Башкирии, но и на джазовых фестивалях в Сочи, Москве, Питере, Ереване и выпустил несколько пластинок. Но с началом развала Союза «Дустар» прекратил свое существование, и вся команда уехала работать на тайскую землю, однако только трое из пяти музыкантов смогли то ли адаптироваться к местному климату, то ли преодолеть языковой барьер, то ли подтвердить профпригодность. Как бы то ни было, клавишник до сих пор трудится там по контракту и получает удовольствие от сольной работы.

Приступ музыки

Об исчезновении любимого публикой ансамбля, собиравшего стадионы, Юрий Иванович вовсе не жалеет — это был лишь один из жизненных этапов.

- Тот период даже нельзя сравнивать с тем, чем я занимаюсь теперь, - говорит он. - Сейчас не лучше и не хуже - просто по-другому, и я очень благодарен прошлому. Просто в жизни каждого человека появляется момент переходить на новый уровень, а отъезд за границу стал для меня таким перерождением.

Тогда, в 1992 году, в Тайланд уехали все члены музыкальной команды, но прижиться смогли не все.

- В чужой стране, тем более по тем временам, стать своим непросто, - уверен музыкант. - Мне повезло со знанием английского — диплом инфака БГУ пригодился. К тому же за пару недель я уже знал основные фразы по-тайски, мог хотя и на ломаном языке, но объясниться с местными. А ведь если ты говоришь на тайском, то уже почти свой.

Теперь пианист выступает сольно по контракту. За двадцать лет работы в Тайланде Юрий Иванович заработал на квартиру в Бангкоке, а теперь работает в самом туристическом городе страны Паттайе, где имеет собственный дом.

- Там очень достойная обстановка, люди присылают записки с благодарностью, иногда комплименты выведены прямо на купюре, - смеется он. - А вообще мне очень нравится моя работа. Музыкант — это тот человек, который может провести наедине с инструментом два часа. К тому же выбор мелодий всегда остается за мной, а осознание того, что никогда не знаешь заранее, что будешь играть, доставляет большое удовольствие.

Кстати, российских туристов уфимец вычисляет сразу — они самые угрюмые.

- Наши какие-то затюканные, - говорит Юрий Иванович. - Частенько от них нет никакой отдачи на музыку: пошушукаются за столом и продолжают усиленно есть. А женщины, бедные женщины! Облачаются в лучшие вечерние наряды, хотя намного больше подошел бы какой-то пляжный вариант — видимо, больше просто негде показать всю эту красоту.

Музыкант признается, что частенько заряжается от отдельных зрителей, которые, только войдя в зал, словно дают импульс, вдохновляют. В такой обстановке работать приятнее вдвойне. Единственное, к чему уфимцу не удается привыкнуть в Тайланде, — это здешний климат.

- А к нему ведь невозможно совсем привыкнуть, - смеется музыкант. - Каждый раз выходя на улицу, ты попадаешь в сауну. Поэтому в свои уфимские приезды я по-настоящему наслаждаюсь здешней прохладой.

Имея двойное гражданство - израильское и российское - Юрий Иванович может считать себя человеком мира. Его главный принцип - родина для мужчины там, где есть возможность работать. Сегодня у музыканта три дорогих сердцу места на земле, но ко всем он испытывает противоречивые чувства.

- За Израиль мне тревожно, за Россию - обидно, а к Тайланду испытываю чувство жалости, - признается он. - Чтобы выжить в Израиле, нужно очень постараться. Россию, по-моему мнению, погубила самая страшная беда, которая только может быть, — запрет на религию, а потом властвование некомпетентных людей в 90-е. А в Тайланде очень жалко бедных — они там совсем никому не нужны, даже такого понятия как «пенсия» не существует.

Трудности перевода

Возвращаться в Башкирию пианист не хочет - в свое время он уехал за возможностью успешно работать и теперь ничуть не жалеет.

- Уфа все еще не имеет тесной связки с джазовым миром, - уверен музыкант. - К примеру, я не могу здесь прийти послушать разных музыкантов. Да и соответствующие площадки можно по пальцам пересчитать. Но это не только Уфы касается - в России с культурой творится что-то страшное, это многие понимают.

Юрий Иванович признается, что сам не стал бы взваливать на себя работу, которой теперь занимается саксофонист и советник президента Башкирии по культуре Олег Киреев.

- Джазмен теперь вынужден не просто решать сугубо музыкальные вопросы - на нем сейчас общественная ответственность, необходимость балансировать на стыке интересов больших групп людей, - считает Шемагонов. - Я, например, организовывал концерты, дирижировал коллективами, но заниматься «номенклатурной» работой не смог бы.

По мнению Юрий Ивановича, среди музыкантов сейчас большая конкуренция за рабочие места, с которой справляются немногие.

- Сейчас в мировых столицах на улицах можно послушать первоклассных музыкантов, - рассказывает он. - Но чтобы получить право играть на местном Бродвее, в некоторых странах даже экзамены нужно сдать. Для того, чтобы мы уехали искать работу на другом конце света, понадобилось развалить страну, а сейчас толчком стало падение экономики. Поэтому конкуренция за каждое место колоссальная, очень сложно с нуля найти работу.

Сам Шемагонов уверен в своем опыте и профессионализме, поэтому конкуренции не страшится.

- Если музыке в целом еще можно научиться, то джаз должен быть в крови, - считает пианист. - Это что-то генетическое: мой отец - отличный музыкант, хотя специально этому не учился, все три моих сына замечательно владеют инструментом. К примеру, старший Михаил хоть сейчас может ехать работать вместо меня.

Но стать преподавателем для собственных сыновей и внуков музыкант вряд ли согласился бы — в таком случае не удалось избежать слишком строгого отношения.

- Мой внук Семен хотя и станет в будущем нефтяником, но все равно хорошо играет, - улыбается Юрий Иванович. - А младший - шестилетний Юра - тоже подает большие надежды, что в очередной раз подтверждает мою теорию про наследственность.

Сам музыкант начал играть еще в пять лет — его первым инструментом был трофейный аккордеон, который почти сразу покорился юному дарованию.

- В семь лет отец привез мне на санках первое фортепиано «Саратов», - вспоминает пианист. - Но на аккордеоне я продолжал заниматься и, будучи шестиклассником, даже работал в детском лагере в селе Каршады. Забавная была картина: все танцуют, а у музыканта только ноги да руки торчат из-под инструмента — роста еще не хватало.

Жажда музыкальных познаний была у пианиста настолько сильной, что в 1957 году по ночам тайком от родителей он ловил «Голос Америки», который вещал в это время передачу «Час джаза».

- Для нас, музыкантов, потом стало входить в привычку «снимать» на слух все мелодии, - вспоминает он. - Это оказалось и замечательным навыком в техническом плане — мы себя таким образом прекрасно тренировали.

В нынешний уфимский приезд, первый за четыре года, Юрий Шемагонов совмещает отдых, общение с родными с деловыми встречами. Тем более, что многолюдная и шумная Паттайя становится полной противоположностью Уфе, где не так жарко, довольно спокойно и даже тихо.

- Уфа ведь все еще не стала мегаполисом - до этого пока далеко. А встреч у меня немного, ведь я привык делать основную массу работы в удаленном режиме, - рассказывает музыкант. - Ту же запись можно провести у себя, а потом просто выслать ее по интернету и решить все вопросы. Так что сейчас я больше отдыхаю и общаюсь с близкими — на это у меня не так много времени до отъезда.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"