Posted 24 июля 2012,, 14:26

Published 24 июля 2012,, 14:26

Modified 10 ноября 2022,, 18:53

Updated 10 ноября 2022,, 18:53

Уфимский фотограф поступал во ВГИК с Белохвостиковой, дружил с Ларионовой и Раневской

24 июля 2012, 14:26
В Национальном музее Башкирии открылась выставка уфимского фотохудожника Николая Посникова, посвященная 70-летию автора. У любого зрителя, посетившего экспозицию, начинает кружиться голова – такое количество узнаваемых лиц способна собрать разве что красная дорожка солидного кинофестиваля или концертная площадка «Песни года». На пленку в разные годы запечатлены идолы поп-сцены Пугачева и Леонтьев, Ротару и Пьеха, легендарные певцы Высоцкий и Шевчук, корифеи киноэкрана Гурченко и Миронов, Боярский и Неелова, Муравьева и Абдулов, именитые танцовщики Плисецкая, Лиепа, Эсамбаев.

Евгений Весник: «Я был о себе лучшего мнения…»

Посетитель выставки не может поверить своим глазам – со стен галереи на него смотрят не только отечественные знаменитости, но и заграничные суперзвезды – Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Марина Влади, знаменитая пара Феллини-Мазина… Всех этих легендарных творческих личностей объединяет не только невероятная популярность и народная любовь – все они попали в объектив «Зенита» талантливого уфимского фотографа-любителя Николая Посникова – лаборанта «Гидравлики», позже – художника ДК «Юбилейный», который всегда снимал «для себя», не претендуя на звание профессионала. И хотя работами густо увешаны два зала главной выставочной площадки республики, это лишь малая часть снимков фотографа – в архиве у него их многие сотни. И, несмотря на то, что это всего третья большая выставка, отсеивать кадры приходилось всегда.

- Дома, конечно, хорошего материала еще не на одну дюжину показов: вся квартира завалена папками и конвертами с фотографиями - я уже еле передвигаюсь по квартире, переступая через стопки своей коллекции, - признается фотограф. - Я отбираю работы самостоятельно и почти никогда не прислушиваюсь к мнению окружающих.

Правда, на этот раз Николай Юрьевич сделал исключение, позволив помочь отобрать работы председателю Рескома профсоюза работников культуры Башкирии Александру Кузьменко. Благодаря стараниям Александра Владимировича выставка не просто состоялась, а получила временную прописку на самой значимой выставочной площадке республики – залах национального музея.

Увлечение фотографией у Посникова началось с коллекционирования карточек актеров, которые можно было найти в любом киоске. Уже тогда парень начал задумываться, что неплохо было бы запечатлевать на пленку всех этих легендарных личностей самому.

- И вот в 1959 году в Уфу на гастроли впервые приехал театр им. Пушкина, - вспоминает он. - В спектаклях были заняты такие знаменитости, как Фаина Раневская, Борис Чирков.

Встречал именитых гостей чуть ли не весь город - привокзальная площадь была усеяна фоторепортерами, корреспондентами, да и просто поклонниками. Как раз во время этих гастролей Посников и сделал свой первый звездный кадр.

- Я попросил разрешения сделать портрет у Бориса Петровича, встретив его у здания нашего театра оперы и балета, - рассказывает Николай Юрьевич. - А когда пришел с готовой карточкой за автографом, то Чирков оставил на ней довольно ироничную надпись: «Коле, знаменитому фотографу, от Бориса Чиркова». Через несколько лет другой актер - Евгений Весник – также не ограничился одним автографом и решил пошутить: «Я был о себе лучшего мнения…»

Конечно, собрать такую внушительную коллекцию звездных изображений было бы невозможно, не покидая пределов родной республики – ведь многие из героев выставки никогда не были в Башкирии. Несколько лет подряд Николай Постников отправлялся на охоту за звездами в Москву, где проходил международный кинофестиваль. В дни форума ему и посчастливилось запечатлеть легендарных звезд мирового экрана, которые на его снимках навсегда останутся ослепительно красивыми, в зените своей славы.

Современные папарацци могут только позавидовать тому, насколько легко можно было «достать» звезду.

- У меня до сих пор дома лежит толстенная книга с адресами и телефонами артистов, - хвастается Николай Юрьевич. - Просто раньше никакого ажиотажа вокруг знаменитостей не было, на отправленное письмо можно было ожидать скорого ответа - не то, что сейчас.

Хотя на международных кинофестивалях и тогда собирались агрессивно настроенные фанаты.

- Я, честно сказать, никогда не понимал их поведения - откуда столько наглости? - недоумевает он. - К примеру, когда на фестиваль приехала Софи Лорен, ее тут же окружили поклонники, и меня тогда поразила ее реакция: она методично и спокойно, по-королевски всем раздала автографы. А наши-то уже тогда могли отмахнуться от кучки фанатов и пройти мимо.

Николай Посников не восхваляет красоту Лорен и Лоллобриджиды, которых ему удалось поймать в объектив.

- В них меня поразило другое - умение себя преподносить, - рассказывает он. - В этих женщинах было столько достоинства, что его невозможно было не заметить, вот они-то были поистине величественны, но не высокомерны.

Постников всегда ставил целью не просто сфотографировать звезду, но презентовать портрет героям своих кадров. Потому после уфимского концерта или спектакля фотографа и сегодня очень часто можно застать в гримерке у столичных гастролеров – уставшие и капризные, они не желают видеть журналистов, но словно дети радуются собственным изображениям, подаренным Посниковым.

Алла Ларионова: «Коля, не забывай меня никогда!»

Примечательно, что хобби позволило уфимскому фотохудожнику завести звездных друзей: его принимали дома Фаина Раневская и Муза Крепкогорская, а Алла Ларионова стала не просто музой, но и лучшей подругой.

- На занятие фотографией меня подтолкнула именно ее роль в фильме «Двенадцатая ночь», - рассказывает Посников. - Талант и красота Аллы Ларионовой покорили меня на всю жизнь, а Крым, где проходили съемки фильма, стал любимым местом отдыха.

О чем бы ни пришлось говорить с фотографом, разговор неизбежно сводится к теме дружбы с Ларионовой — о ней уфимец упоминает чаще всего.

- Я был влюблен в нее, как в актрису, - добавляет он. - И ни в коем случае не предлагал выйти замуж, не претендовал на место в ее сердце — наше с Аллой многолетнее общение проходило на очень легкой ноте. Ларионова не раз бывала в Уфе, ее тянуло в наши края, ведь она родом из Аши Челябинской области.

Впервые Посников сделал снимки актрисы на уфимском стадионе «Труд», где высадился целый десант популярнейших в то время актеров театра и кино.

- В афишах имя Ларионовой не значилось, но она появилась и вместе с Сергеем Столяровым исполнила сцену из фильма-сказки «Садко». Надо было видеть мое лицо в тот момент! Это было в августе 1962 года. В уфимском Дворце спорта актриса вместе с мужем не раз участвовали в концертной программе «Поет товарищ кино», где вместе с ними на сцену выходили поистине легендарные артисты Марина Ладынина, Николай Крючков, Михаил Пуговкин, Надежда Румянцева, Георгий Вицин и Савелий Крамаров. Это были незабываемые встречи.

Фотограф признается, что наглость на дух не переносит, поэтому никогда не старался оказаться в одном кадре со звездой. А тесное знакомство простого советского лаборанта с кинодивой началось с ненавязчивых подарков поклонника в виде снимков ко дню рождения и на Новый год. Вскоре, завидев кинолюбителя с фотоаппаратом на фестивалях, Алла начала приветливо кивать Николаю, а потом у уфимца завязались с кинодивой добрые дружеские отношения.

- Ларионова была человеком очень светлой души, - вспоминает с блеском в глазах Николай Юрьевич. - Мы с ней запросто болтали у меня дома, когда она бывала в Уфе: Алла листала мои многочисленные альбомы, вспоминала разные актерские истории, и мы травили анекдоты про знаменитостей тех времен.

Но самым трогательным моментом Посников считает празднование своего пятидесятилетнего юбилея, когда в 1992 году звезда поздравила уфимского друга лично, тайно прибыв в столицу Башкирии.

- Меня ее неожиданное появление на сцене ДК «Юбилейный» просто потрясло, никогда не забуду тот момент, - еле сдерживается Постников от слез. - Она прилетела, не предупредив никого, - просто пересела на уфимский самолет, едва вернувшись с американских гастролей.

Тогда со сцены Алла Дмитриевна назвала Николая своим большим другом и попросила «никогда не забывать» о ней.

Но вот муж кинодивы Николай Рыбников не был столь радушен с поклонником из Башкирии — всех почитателей супруги он старался держать на дистанции. Так на очередной день рождения звезды Николай решил приехать в гости: купил башкирских сувениров и меда, захватил порцию фотокарточек и отправился в путь.

- Добравшись до столицы, я мигом поехал к Алле, - рассказывает он. - Сначала я постучал в дверь, мне долго не открывали, и вот, наконец, передо мной оказался супруг Ларионовой Рыбников.

Каково же было разочарование фотографа, когда Николай узнал, что Ларионова находится на гастролях, а значит, сюрприза не получится.

- Мы разговаривали в коридоре, Николай пообещал передать ей подарки, - рассказывает Посников. – И, заметив мой усталый вид, Николай предложил выпить по рюмочке за здоровье именинницы.

Хозяин квартиры быстро принес на подносе и выпивку, и закуску, но гостя в квартиру в тот день так и не пригласил.

Конкурент Белохвостиковой

Юношеское увлечение коллекционировать открытки кинозвезд Посникову перешло по наследству от мамы.

- Тогда очень многие их собирали, - вспоминает Николай Юрьевич. - Мы еще мальчишками охотились за очередной карточкой какой-нибудь кинозвезды, обменивались экземплярами и очень завидовали тем, у кого коллекция богаче.

Татьяна Вадимовна была большой поклонницей тенора Леонида Собинова и актрисы Мэри Пикфорд, с которой в некотором роде даже вела переписку. Однажды она написала на киностудию письмо, в котором выразила свой восторг относительно таланта зарубежной кинодивы. И, ко всеобщему удивлению, ей пришел ответ — большой конверт с фотографией актрисы и подборкой открыток.

- Тогда мама, как любой воспитанный человек, снова повторила процедуру и с помощью переводчика выразила благодарность за ответ, - рассказывает Николай Юрьевич. - И тут ей снова пришел огромный конверт с подарками. В итоге так продолжалось три раза, пока мама просто решила «не благодарить», дабы не доставлять неудобств и не казаться навязчивой.

Татьяна Вадимовна родилась в столице Башкирии, какое-то время работала художником в московском театре Сергея Образцова. А поездка к родителям в Уфу совпала с началом войны, поэтому о возвращении в столицу не могло быть и речи. Отца Юрия Николаевича, тоже театрального художника, в 42-м забрали на фронт, откуда ему не суждено было вернуться. А мама вместе с уфимским кукольным театром разъезжала по башкирским городкам и деревням — агитбригада артистов тогда поддерживала дух сельчан. Во время гастролей в деревне Николаевка под Бирском и родился будущий фотограф. Детство мальчика прошло за кулисами театра среди эксцентричных актеров и оживающих кукол.

Интересно, что уже через несколько лет сам Посников, как когда-то его мама, гастролировал по Башкирии в составе самодеятельного творческого коллектива ДК «Юбилейный».

- Днем я трудился лаборантом на заводе, а вечером выходил на сцену в образе Софы Неандертальской, добродушной и немножко нелепой, - вспоминает он. - Она то разыгрывала цыганку, то читала популярные смешные монологи тех лет.

Актерский мир так манил молодого человека, что в 26 лет он решил поступать во ВГИК.

- Помню, что совершенно не готовился - читал, что когда-то знал, - смеется он. - И вот мы проходили самый первый этап - чтения стихов и басен, нас было несколько парней, стеснительных, как и я, и очень милая воздушная девушка.

Николай представил приемной комиссии, в которой не обнаружил ни одного знакомого лица, юмористические монологи.

- Все экзаменаторы очень смеялись, но я понимал, что пройти по конкурсу было слишком мало шансов, - продолжает Николай Юрьевич. - А эта девушка, особенно на нашем фоне, выступила просто блестяще. Уже потом, через несколько лет, я увидел ее в кино - это была Наталья Белохвостикова.

Вообще, знакомые артистки часто спрашивали товарища, почему он профессионально не выучился, к примеру, на оператора. А когда узнавали, что он пытался стать актером, облегченно вздыхали: «Не получилось - и хорошо. Слишком капризная это профессия».

Фаина Раневская: «Что вы! Я давно уже не женщина!»

Наделенный гипертрофированной скромностью, Николай Юрьевич иногда все же совершал довольно смелые для поклонника поступки. К примеру, Фаине Раневской он послал открытку и получил ответ. Зная о поэтических пристрастиях актрисы, он отправил ей книжку «Пушкинское Болдино» и снова получив благодарность «за интересную книгу о любимом писателе».

- И вот мне захотелось с ней познакомиться лично, и мы с другом поехали к ней в гости, - вспоминает Николай Юрьевич. - Купили подарков, огромные букеты цветов, а она так застеснялась, мол, к чему такая роскошь. И на наш ответ, что цветы для актрисы и, в первую очередь, для женщины, она в свойственной ей манере ответила: «Что вы, я давно уже не женщина!».

И, несмотря на то, что с Раневской Посников не был так близок, как с Аллой Ларионовой, Фаина Георгиевна довольно добродушно общалась с «милым Колей».

- С ней было на редкость легко разговаривать: бешеная энергетика этой женщины словно поглощала, - вспоминает уфимец. - Не знаю, была ли она счастлива, но несчастливой женщиной она не выглядела точно — такая искрометная, харизматичная. Кстати, мне ни разу не пришлось слышать от нее ругательств, хотя знакомые рассказывали, как Раневская любила вставить крепкое словцо.

Николай Юрьевич до сих пор удивляется, как судьба сама сводила его со звездами.

- Как-то я летел из Москвы домой, - рассказывает он. - И даже сейчас вспоминаю, как удивился, когда узнал в своей соседке по месту актрису Музу Крепкогорскую.

Скромный уфимец вежливо поздоровался и продолжил читать книгу. Но Посников не мог совладать с волнением от близости кинозвезды и несколько раз ронял книгу на ноги актрисы.

- Она мне сказала, что если так дальше пойдет, то я ей все ноги отобью, - смеется Посников. - Извинившись, я предположил, что она едет в Уфу на премьеру фильма — так и разговорились.

Уже на следующий день Николай Юрьевич наблюдал за встречами Музы с журналистами, которая даже извинялась перед новым другом, мол, стыдно рассказывать всем одно и то же. А чуть позже Посников даже побывал на дне рождения Крепкогорской. Муза и ее супруг Георгий Юматов очень тепло приняли уфимца.

- Меня пригласили, наверное, потому, что я был вхож в дом Ларионовой, - говорит Николай Юрьевич. - Но празднование было не шумным - только самые близкие люди.

В семидесятых Посников часто бывал в Театре-студии киноактера, где долгие годы работала Гурченко.

- Мне посчастливилось увидеть ее в мюзикле «Целуй меня, Кэт», где я сделал несколько ее снимков. Вскоре актриса сломала ногу на съемках фильма «Мама». Позже на одном из кинофестивалей в Москве я случайно встретил Людмилу Марковну у гостиницы «Россия» и преподнес ей снимки. Она, не останавливаясь, на ходу рассматривала их, а потом бросила: «Это у меня еще нога была целая!». Конечно, с годами ее облик менялся: она уже не слишком походила на свои старые снимки.

Немало авторских работ подарил Посников и Светлане Светличной.

- Светличная - очень добродушная женщина, - рассказывает он. - В последний ее уфимский приезд я пробрался на пресс-конференцию, где показал целый альбом с ее фотографиями. Но оказалось, что многие у нее уже есть, хотя выбор все-таки был.

Теперь Посников с улыбкой вспоминает забавные истории со звездами. Светличная, к примеру, стараясь сделать поклоннику приятное, заверила на одной из встреч, что, конечно, помнит его — он ведь родом из Сибири. А на замечание фотографа, что он из Уфы, ответила: «Ну, вот я и говорю!»

Папарацци советского периода

Сегодня Николай Посников огорчен тем, что на большинстве концертов и спектаклях гастролирующих в уфе артистов запрещают снимать, хотя «все равно у каждого зрителя если не камера, то мобильный телефон».

- Это неправильно, ведь даже фотокорреспонденты нередко вынуждены щелкать «из-под полы», в итоге снимки известных артистов получаются отвратительные - с кривыми физиономиями, - негодует фотограф. - Нужно запрещать не фотографам работать, а газетам и журналам печатать неудавшиеся кадры.

Несмотря на то, что фотографией уфимец занимается уже больше полувека, откровенно признается — ничего не смыслит в технике.

- Своей цифровой камерой Nikon совершенно недоволен, - сетует он. – Может, выбрал не то, что нужно, но уж слишком медленно работает, даже в ремонт приходилось относить.

Потому мужчине приходится только завидовать продвинутым современным мастерам, которые «уже в двадцать лет называются фотохудожниками».

- Мне тоже всегда хотелось как-то совершенствоваться, но учиться слишком уж не люблю, - рассказывает юбиляр.

К работам, которые прославили мастера на всю страну, Посников относится со смешанными чувствами.

- Когда мои фотографии выставлялись напоказ всему миру, мне эти факты одновременно и грели душу, и коробили, - признается он.

Так на одной из пластинок Жана Татляна в качестве обложки была выбрана фотография уфимского фотографа, которую он когда-то подарил артисту. А не так давно Николаю Юрьевичу принесли диск с песнями Высоцкого, на обложке которого увидел собственное фото певца, но своей фамилии в выходных данных так и не обнаружил.

- Да много было подобных случаев, - вспоминает Николай Юрьевич. - Я писал в студии, иногда артистам лично, но мне никогда не приходило ответа, а возиться с судебными исками просто не хочется.

Сейчас Николаю Юрьевичу стали ближе пейзажные фотографии - потому что никакие агенты не вправе запретить снимать любимые крымские просторы. Трудясь теперь в ДК Молодежи художником-оформителем, почти как родители когда-то, год за годом Николай Юрьевич берет отпуск и едет на море — теперь там расположился его неисчерпаемый источник вдохновения.

И хотя сегодня у Посникова нет финансовой возможности выезжать на российские кинофестивали, которых развелось бесчисленное множество, да и доступ к телу новоиспеченных звезд ограничен, тем не менее, этого эстета со стареньким «Зенитом», галантно раскланивающегося со знакомыми, по-прежнему можно увидеть на всех заметных культурных событиях столицы Башкирии. А это значит, что коллекция его работ пополняется, что, впрочем, и продемонстрировала юбилейная выставка: с «раритетными» черно-белыми работами соседствуют цветные снимки звезд современного шоу-биза – Киркорова, Дюжева, Малахова, Валерии.

Работы Николая Посникова действительно выглядят необычно на фоне востребованных сегодня изображений селебрити с искаженными гримасой лицами или застигнутых папарацци в исподнем. Потому ценность черно-белых работ уфимского мастера, от которых исходит необыкновенный свет, со временем лишь возрастает. Наверное, недостаточно в совершенстве владеть камерой или иметь репортерские навыки. Непременное условие – душевное отношение к героям своих снимков. А каждый портрет Николая Посникова – это не что иное, как признание в любви.

Юлия ЛЕЖЕНЬ,

Дмитрий СТЕКОЛЬ.

"