Posted 24 января 2012,, 14:14

Published 24 января 2012,, 14:14

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Стивен Спилберг: «Меня никогда не волновали кассовые сборы»

24 января 2012, 14:14
Сегодня его имя знает каждый любитель кино. За свою карьеру Спилберг был награжден тремя «Оскарами» и пятью «Золотыми глобусами». Его фильмы били все рекорды по кассовым сборам. Он знаменит такими блокбастерами, как триллер «Челюсти», фантастическая лента «Инопланетянин», «Индиана Джонс» и «Парк юрского периода», «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана», «Терминал» и «Мюнхен». Новая работа именитого режиссера - масштабная, эпическая, но от того не менее трогательная история «Боевой конь», которая выходит в прокат 26 января.

«Боевой конь» - фильм семейный»

Это рассказ о необыкновенной лошади, попавшей на войну, о верности и смелости, дружбе мальчика Альберта и своенравного жеребенка Джои, которая пройдет через тяжелые испытания, долгую разлуку, жестокие сражения и трудный, полный опасностей путь домой. После того, как Джои продают в конницу и отправляют на поля сражений Первой Мировой войны, Альберт, несмотря на свой юный возраст, отправляется во Францию, чтобы спасти своего друга. Главные роли в фильме исполнили Эмили Уотсон, Дэвид Тьюлис, Питер Муллан, Нильс Ареструп, Джереми Ирвин.

- Каким образом вы обнаружили «Боевого коня», ведь это и книга, и пьеса?

- Его нашла для меня Кэтти Кеннеди, которая видела спектакль в лондонском Вест-Энде, рассказала о нем и о том, какое глубокое впечатление он на нее произвел. Потом руководитель моей компании Dreamworks Стейси Снайдер слетала за океан и посмотрела пьесу без меня. Ее слова о спектакле были не менее убедительны, чем слова Кэтти. Великолепные куклы, а кукловоды – настоящие звезды этого спектакля. Но мы знали, что если возьмемся экранизировать этот сюжет, то кони будут настоящими, никаких муляжей или марионеток. Потом мы подали предварительную заявку на приобретение прав, еще до того, как я увидел пьесу, поставленную по сюжету, который по-настоящему впечатлил меня.

- Как оценили книгу?

Я прочел книгу Майкла Морпурго сразу после того, как Кэтти и Стейси сходили на спектакль в Вест-Энде. Она мне очень понравилась. Но там повествование ведется от имени Джои. Создается такое впечатление, что вы можете читать его мысли. Я знал, что такое сложно будет передать в фильме, но это помогло мне увидеть сюжет с разных точек зрения. Потом мы с женой слетали в Лондон, и нам удалось впервые посмотреть «Боевого коня». И это лишь укрепило мое намерение снимать фильм.

- Не рискуете ли, обращаясь ко времени Первой Мировой войны?

- Вы имеете в виду оценки критиков, кассовые сборы? Мне несвойственно мыслить в таком ключе. Когда режиссер снимает фильм, он не должен ожидать ничего, кроме того, что получит удовлетворение от своей работы, и будет гордиться своим фильмом. Удовлетворение и гордость – вот единственные важные ценности. Лично я никогда не пытался предугадать кассовые сборы, не стоит о них волноваться. Единственное исключение – когда делаешь сиквел, потому что, если никто не придет его посмотреть, это будет настоящий позорный провал. А когда снимаешь что-то новое, тебе остается только делать свое дело, надеясь на лучшее. Когда я снимал «Индиану Джонса», мне все говорили, что фильм придется не ко времени, что никто не бегает в наши дни с кнутом. А результат получился обратным.

- Не слишком ли надуман сюжет, когда человек идет на войну вслед за конем? Ведь много других бед, переживаний, примеров дружбы, людских трагедий могло быть экранизировано, связанных с той войной?

- Совсем нет. Помимо основной сюжетной линии в фильме много подлинных историй о наших дедах и прадедах, которые сражались на Первой Мировой. В то же время это очень простая история, которая будет понятна людям в любой стране мира. Я сразу представил ее в виде семейного фильма: мальчик дружит с конем, и даже война не может разрушить эту связь. Эта история объединяет людей.

«В первую очередь, я муж и отец»

- Сцена, в которой затаскивают пушку на холм, очень впечатляющая. Насколько это было сложно?

- Натуру для съемок сцены, где упряжка лошадей с Джои во главе тащит немецкую гаубицу на холм, было нелегко найти. Но художник-постановщик Рик Картер сумел найти потрясающее место. Оно выглядело как место взрыва: темный, почти черный лес, а посередине – большая оголенная поляна. Будто бы там прошлась война. Это одна из самых тяжелых для съемок сцен во всей картине. Тяжело пришлось и лошадям, хотя им и помогали тащить пушку машины. Когда мы доходили до вершины холма, нам надо было спускаться обратно, чтобы снять дубль или другой ракурс. Это движение вверх-вниз продолжалось несколько дней. Поэтому этот эпизод съемок для меня не самый приятный. И я считаю, что это одна из самых пронизывающих сцен в фильме.

- Расскажите про вашу команду.

- Все мои надежные и близкие люди, которых я знаю уже много лет, с которыми пройден большой путь и проделана огромная совместная работа над многими фильмами, все они делали этот фильм вместе со мной. Джоанна Джонстон часто делала для меня костюмы, а Рик Картер был художником-постановщиком многих фильмов, которые я снимал. И, конечно, оператор Януш Камински и вся его группа были вместе со мной. Для меня было большим удовольствием снова поработать вместе со всеми этими людьми. Но на этот раз, думаю, съемки были особенными для Джоанны Джонстон, ведь они частично проходили на заднем дворе ее дома.

- Кто вы по образу жизни вне съемочной площадки?

- В первую очередь, я муж и отец! Семья для меня всегда на первом месте. Я не хотел бы уехать из дома на съемки, а через три месяца вернуться и снова налаживать отношения. Поэтому каждый мой проект зависит от расписания моих детей. К примеру, «Спасти рядового Райана» я специально снимал в летние месяцы, чтобы жена и дети могли поехать вместе со мной в Англию и Ирландию. То же самое было и со «Списком Шиндлера», работа над которым проходила в Польше. Семья была со мной все четыре месяца съемок, и так как это было лето, детям не пришлось пропускать школу. Я очень дорожу моей семьей, и мы всегда можем посоветоваться друг с другом.

- Что легче дается: исторический сентиментальный «Боевой конь» или фантастические стремительные «Трансформеры»?

- Не стоит браться за проект, если с самого начала не чувствуешь с ним полного внутреннего согласия. Только тогда получишь удовольствие от работы. Нужно всегда искать что-то для души, а не гнаться за кассой. Например, я всегда хотел снять мюзикл. И ищу его уже более 20 лет. Но мне нужно что-то, что меня зацепит.

Вика ЗВЕРЕВА.

"