Posted 23 ноября 2010,, 20:42

Published 23 ноября 2010,, 20:42

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

Шаляпинские вечера в Уфе откроет «Князь Игорь»

23 ноября 2010, 20:42
8 и 9 декабря в Башкирском государственном театре оперы и балета откроется XIII Международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе» большой премьерой – оперой Александра Бородина «Князь Игорь». В Уфе она ставилась в 1951, 1966 и 1989 годах. Новый спектакль создает звездная команда «масочников» - лауреатов Национальной театральной премии «Золотая маска». Музыкальным руководителем и дирижером выступает лауреат Госпремии Беларуси Александр Анисимов.

Режиссерскую концепцию представляет Георгий Исаакян (Москва) – заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России и Премии имени Федора Волкова. Оформление спектакля возложено на Эрнста Гейдебрехта (Германия) – лауреата Госпремии Беларуси. К слову сказать, Исаакян и Гейдебрехт «Маски» получили в 2009 году за последнюю совместную работу. Для Исаакяна и Анисимова уфимский «Князь» - третий общий труд.

Чем же будет удивлять такой титулованный и сработавшийся творческий состав башкирскую столицу? С одной стороны, все участники признаются, что с уважением и пиететом относятся к традиции, к классическому наследию. Потому остро-радикальных переворотов, вроде перенесения действия в наше время, зритель не увидит.

- У современных художников всегда будет современное видение, - справедливо замечает Георгий Исаакян. - Мы не можем поставить оперу Бородина такой, какой она была сто лет назад. Для этого и внешние факторы – культурные, общественные, исторические реалии – должны быть столетней давности.

Поэтому уфимский «Князь Игорь» – своеобразная попытка без осовременивания сделать классическую оперу ближе к сегодняшнему зрителю.

Постановщики до премьеры всех секретов не раскрывают, но некоторыми задумками все же поделились. Так, например, создана новая последовательность картин, что позволит сделать спектакль более динамичным. Или такой интересный момент – в режиссуре спектакля используется кинематографический прием быстрой смены места действия, это сообщит драматургии оперы некий сквозной характер. Интригует и внешний облик спектакля. Известно, что Эрнст Гейдебрехт – большой поклонник Древней Руси и всего, что с ней связано, но при этом он мегакреативный художник, который ни за что не будет просто переносить на сцену хронику той эпохи. В стилизации времен похода Игоря зашифрован ребус, где можно будет проследить игру с традициями древней русской иконописи, народного лубка и русского авангарда.

Акт «Половецкие пляски», давно перешедший в разряд легенды, будет решен в версии Михаила Фокина. Хореографию, созданную в начале XX века специально для дягилевских парижских сезонов, в наше время перенесет балетмейстер спектакля – заслуженный артист Башкортостана Ринат Абушахманов. За хор отвечает главный хормейстер Башкирской Оперы заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, народная артистка Башкортостана Эльвира Гайфуллина.

Валентина АЙШПОР.

"