Режиссер Олег Липовецкий: «Человек не одинок лишь в момент оргазма»

Режиссер Олег Липовецкий: «Человек не одинок лишь в момент оргазма»

24 ноября 2010, 01:48
Культура
В ближайшую субботу на сцене черниковского ДК имени Орджоникидзе труппа альтернативного театра «Перспектива» представит комедию о трагедии итальянского драматурга Дарио Фо «Не играйте с архангелами». Для постановки премьерного спектакля в Уфу был приглашен петрозаводский режиссер Олег Липовецкий, который год назад поставил в Молодежном театре Башкирии спектакль «Близость».

Ближе некуда

 

- Мы знакомы с Олегом более двух лет: он является бессменным ведущим фестиваля театральных капустников, - отмечает актриса Молодежного театра Полина Шабаева, сыгравшая в премьерном спектакле «Перспективы» одну из ролей. - После общения стало понятно, что это свой человек, который мыслит в том же направлении, что и мы. Спектакль «Близость» в Молодежном театре тоже стал безумным проектом. Инициаторами постановки выступили артисты, это был не бюджетный спектакль, изыскивались средства извне. Сегодня нас никто не заставляет приходить на репетиции в новый театр, но нами движет любовь к сцене, к профессии.

Напомним, идея организовать частный театр принадлежит актрисе Анне Бурмистровой и бизнесмену Якову Ривкину. Основатели «Перспективы» особо отмечают, что новая труппа не альтернатива государственным уфимским театрам, а еще один вариант проведения досуга для уфимцев.

- Это действительно безумная затея, - отмечает 37-летний постановщик. - Грубо говоря, если в театре 20 артистов, то на них работает еще 40 человек персонала. Здесь есть только артисты, не считая, конечно, художника и режиссера. Актеры здесь - самые главные. Этот театр отличается от других тем, что создан снизу - самими артистами, которые хотели творить. У каждого человека свои отпечатки пальцев, у нашего театра - тоже. Это ни в коем случае не альтернатива другим театрам, просто еще один.

То, что театр  частный, вовсе не означает, что на сцену выходят самодеятельные актеры. В спектакле задействованы артисты Молодежного театра Башкирии, а также выпускники театрального факультета Уфимской академии искусств прошлого года Филюс Мухаметов, Алексей Трунов и Иван Трифонов, успевшие поработать в пермском театре «У моста». Над спектаклем работали художник-постановщик Владимир Королев, поставивший более 80-ти спектаклей по всей России, и известный питерский хореограф Ирина Новик.

- Несмотря на то, что эта пьеса написана в конце 40-х, она полностью совпадает с сегодняшним днем, поэтому более чем современна, - рассказывает Олег Липовецкий. - Естественно, в ней будет современная хореография, современный способ существования артистов. Мы не отделяем сцену от зрительного зала, и публика является частью и непосредственным участником нашего спектакля. Постановка, конечно, о любви и о коллизиях нашего общества, о чиновниках, политиках, о социальных масках и наболевших проблемах в нашем обществе. Этот спектакль о том, как мы живем: каждый зритель узнает себя в одном персонажей.

- С какими актерами хотелось бы поработать? – интересуемся у режиссера.

- Сегодня мне очень комфортно работать и с Анной Бурмистровой, и с Салаватом Нурисламовым. Могу всю труппу перечислить. Конечно, мне интересно было бы посотрудничать с Шоном Коннери, но от этого желания ничего не изменится.

В Уфу Олег приехал из Петрозаводска, а родился в небольшом карельском городке Питкяранта. Липовецкий – человек очень творческий: пишет пьесы, стихи, музыку, издал даже диск с песнями в авторском исполнении. Интересно, что с самого детства проявилась его разносторонняя натура - парень имел массу увлечений: занимался боксом, фотографией, восточными единоборствами и даже посещал кружок мягкой игрушки.

- С чем связано такое обилие интересов?

- Это простое детское любопытство, заложенное в любом ребенке от природы. К тому же со сверстниками отношения складывались нелегко: меня дразнили, потому что я был упитанным. Обучаться боевым искусствам пошел, чтобы уметь дать отпор обидчикам. А когда из этого ничего не вышло, записался в кружок мягкой игрушки – ведь там занимались одни девочки. Единственное, что меня по-настоящему увлекало, - это занятия в музыкальной школе. Меня даже нередко отправляли на конкурсы молодых пианистов, но год я не доучился.

 

И в «Щуку», и всерьез

 

- Когда решили стать актером?

- В 15 лет попал на репетицию народного театра «Миг» и решил, что это мое. После того, как с горем пополам окончил школу, отправился в Щукинское училище, куда благополучно не поступил. Тем же летом, чтобы не терять год, направился в Питкярантское профтехучилище. Через год получил диплом водителя-слесаря легковых и грузовых автомобилей и снова поехал покорять столицу, но опять вернулся ни с чем. Чтобы избежать армии, поступил на биофак Петрозаводского госуниверситета, где провел три безумных года. Это время перестройки и беспредела было заполнено не столько учебой, сколько любовью, гулянками и бизнесом. Целый год торговал на рынке и получал, без преувеличения, баснословные барыши, на которые можно было покупать и квартиры, и машины. Но когда тебе 19 лет, а в голове вместо мозга одни гормоны, об этом не думаешь. Закончилась эта бизнес-эпопея моим полным и безоговорочным разорением.

- Когда же оказались в театре?

- В 93-м узнал о наборе в студию при театре «Творческая мастерская», где прослужил четыре года. Казалось, что все получается с первого раза. Поначалу думал, что работа актера заключается в том, чтобы выходить на сцену и получать аплодисменты. Серьезный перелом произошел в Москве, когда меня, 24-летнего актера, пригласили работать в еврейский театр «Шолом». Ехал, как все, покорять столицу, за овациями и славой. Там-то я и понял, что процесс работы важнее: нужно получать удовольствие от самой работы, репетиций, а не от аплодисментов в финале спектакля. Потому вернулся в Молодежный театр «Творческая мастерская» Петрозаводска, где начинал.

- Откуда черпали энергию, когда в середине 90-х одновременно  работали в театре, телеведущим и ди-джеем на радио?

 - Просто очень хотелось творчества. Когда из человека прут гормоны, он делает одно, а когда творческая энергия – другое. Хотелось творить везде и помногу. Вот я шел и творил.

- Все-таки в «Щуку» поступить удалось?

- Когда снова оказался в родном театре, заочно поступил на режиссерское отделение училища, окончил курс Александра Михайловича Поламишева. Удивительное совпадение, но многие режиссеры в Башкирии учились у этого мастера. Это худрук Русской драмы Михаил Рабинович, бывший худрук Стерлитамакской драмы Игорь Черкашин и нынешний главреж театра Мусалим Кульбаев.

- В одном из стихотворений ваш лирический герой страдает от одиночества. Неужели счастливому семьянину, популярному актеру и режиссеру знакомо это чувство?

- Человек вообще всегда одинок. Он лишен этого щемящего чувства лишь в момент оргазма, причем, когда он происходит одновременно у двоих. После этого он снова одинок, и никуда от этого не деться.

- Как возникла идея записать диск с собственными песнями?

- На этом настояли друзья, которые помогли пластинке появиться на свет, а также мой главный поклонник - старший брат Александр. В Петрозаводске он приходит на каждый наш спектакль, для труппы его присутствие – что-то вроде счастливой приметы. И если кто-то из актеров видит его среди зрителей, спешит порадовать коллег: значит, спектакль отыграем «на ура». Ну, а если брату не нравится моя работа, то он в выражениях не стесняется.

- К повышенному вниманию дам уже привыкли?

- Женщины ко мне относятся хорошо, я к ним тоже, - скромно отмахивается брутальный мужчина.

- Как супруга и дочка переживают разлуку с главой семьи?

- Дочке скоро исполнится четыре года. Вера уже очень взрослая, и мы постоянно перезваниваемся с ней и ее мамой. До рождения дочки Катя танцевала в Национальном ансамбле республики Карелия. Они очень скучают, ждут моего возвращения, а Вера каждый день не перестает мне напоминать, чтобы я привез ей «Гену с гитарой». Когда же я замечаю, что Гена бывает только с гармошкой, она говорит, что «это у всех – с гармошкой, а у меня будет с гитарой». В общем, творческая личность растет.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter