Posted 23 июня 2015,, 15:43

Published 23 июня 2015,, 15:43

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

Возле Каповой пещеры построят ее двойник, доступный для туристов

23 июня 2015, 15:43
В народном сознании о пещере Шульган-Таш, или Каповой, укрепилось мнение, как о чем-то незыблемом, сумевшем дойти до нас спустя тысячелетия. На фоне ряда сомнительных археологических и исторических открытий последних лет Капова пещера стоит особняком. В подлинности и ценности этого шедевра, рожденного на башкирской земле, никто не сомневается. Тем страшнее сообщения о том, что в ближайшее время мы можем лишиться наивных рисунков, сделанных руками наших общих предков не менее 12-16 тысяч лет. Поиск надежных методов консервации наскальной живописи стал одной из основных тем Международного симпозиума «Древние святилища: археология, ритуал, мифология», прошедшего на территории музея-заповедника «Шульган-Таш».

Ход крылатым конем

Пещера Шульган-Таш, или Капова, использовалась нашими предками как святилище на протяжении порядка десяти тысяч лет. Более того, ритуальные обряды здесь свершались вплоть до современности. Но интерес мировой общественности к Каповой пещере вспыхнул в 1959 году, когда зоолог Александр Рюмин обнаружил на ее стенах наскальные рисунки эпохи палеолита. Спустя более полувека с момента открытия наскальной живописи на Южном Урале ученым удалось разгадать далеко не все тайны Каповой.

– Мы уже более 50-ти лет изучаем рисунки и каждый год открываем новые. Пять лет назад были открыты гравированные изображения, которые мы искали десятилетия. Судя по раскопкам, их должно быть очень много, поскольку мы находим много орудий для гравировки, – говорит главный научный сотрудник Института истории, языка и литературы УНЦ РАН Вячеслав Котов.

Трудности в поиске изображений связаны с тем, что многие рисунки скрыты под кальцитовыми натеками. Однако новые технологии и методики, применяемые в археологии, позволили исследователям сделать не одно открытие.

– Мы можем увидеть красочные пласты, которые нам позволяют говорить, какой рисунок подправлялся, как он первоначально выглядел и многое другое. Многие рисунки образуют композиции, и мы посвящаем годы их осмыслению. До сих пор ждут полной публикации как сами рисунки, так и итоги исследования этого уникального памятника, - рассказывает г-н Котов.

В числе открытий последних лет есть поистине удивительные. Так, посетивший заповедник профессор Парижского университета Егор Резников, специалист по резонансному пению, изучая акустические колебания в залах пещеры, установил, что рисунками покрыты наиболее резонирующие участки. Это позволяет судить о ритуальном звуковом сопровождении совершаемых в Каповой обрядов.

Еще одно перспективное научное направление – изучение рецептур пигментной палитры рисунков.

– Интерес к композициям пигментов связан с тем, что в некоторых образцах обнаружены мельчайшие частички угля, что позволяет ученым датировать изображения, - поясняет ученый секретарь института археологии РАН Екатерина Дэвлет. – Открытия здесь делают каждый день, а рассказы о них, если это изложить увлекательно, были бы не хуже, чем современное описание работ Леонардо да Винчи. Для французских пещерных памятников существуют удивительные работы по композиции пигментов, а мы только в начале пути.

Как говорят специалисты, датировать рисунки им приходится на свои деньги. Поэтому там, где зарубежные коллеги могут провести до ста экспертиз, нашим землякам приходит довольствоваться одной.

Важным моментом для понимания культурологического значения наскальной живописи Шульган-Таша стало обнаружение на его стенах рисунка лошади с крыльями. Как известно, именно крылатый конь был центральным персонажем башкирского фольклора.

– Эта композиция нарисована охрой: вверху – крылатая лошадь, внизу – лошадь, расчерченная вертикально черными полосами, между ними трапеция. Я считаю, что это условное изображение человека – личный символ первопредка вроде тамги, обозначающий средний мир. То есть здесь мы видим мотивы нашей мифологии, нашего эпоса. Это редкость, такого буквального совпадения мы больше нигде не увидим, - говорит Вячеслав Котов.

По словам директора Института истории, языка и литературы УНЦ РАН профессора Фирдаус Хисаметдиновой, открытия последних лет позволяют говорить о тесной связи наскальной живописи Южного Урала и эпоса «Урал-батыр». Тем более что мифология территории вокруг Каповой пещеры связана с именами героев эпоса. Само название Шульган-Таш адресует нас к брату Урал-батыра, повелителю подземного мира Шульгану. По мнению ученой, эпос «Урал-батыр» и объект культурного наследия Шульган-Таш необходимо изучать в комплексе и продвигать, как единое целое.

Не исчезай, красота

Однако сейчас на первый план выдвигаются задачи не столько изучения, сколько сохранения наскальной живописи. Уникальный памятник культурного наследия мирового масштаба находится под угрозой исчезновения. И дело даже не в вандалах, оставивших на стенах Каповой свои автографы, ведь сегодня пещера закрыта для туристов. Сам микроклимат системы не способствует сохранению наскальных рисунков. Во-первых, пещера Шульган-Таш расположена в пойме реки Белой. Раз в 20 лет здесь случаются сильные паводки, и вода из реки заходит в пещеру. Но и это не самое страшное. Капова пещера относится к карстовым, она образована водами речки Подземный Шульган. На стенах пещеры постоянно образуется конденсат, который, стекая, размывает пигменты.

– Этот процесс длится много сотен тысяч лет, и мы пытаемся что-то сделать, чтобы предотвратить размывание рисунков, открытых в ходе реставрации в зале Хаоса, - говорит Вячеслав Котов. – Благодаря усилиям заповедника и правительства финансировались работы по отводу вод и тампонажу ложа ущелья, через которое поступает вода.

По оценке ученого, в зоне риска сегодня находятся все две сотни обнаруженных рисунков. Часть наскальных изображений вообще не дожила до нашего времени.

– Рисунки наносились охристыми пастообразными пигментами, слой краски был 1-3 миллиметра толщиной, - говорит исследователь. – Сейчас сохранилось то, что въелось в поверхность скалы, при этом большая часть рисунков размыта.

В последние годы вопросами сохранения и защиты национального достояния озаботились на государственном уровне.

– Наскальная живопись, особенно пещерная, достаточно уязвима, в свое время были определённые вмешательства, которые привели к ухудшению ситуации. И поэтому нам в ближайшие годы нужно будет предпринять серьезные меры для консервации, для сохранения этой живописи, иначе мы можем ее вообще потерять, - считает замминистра культуры Башкирии Ранис Алтынбаев.

Для республики палеолитической живописи нужны реставраторы. Министерство культуры уже поставило вопрос о подготовке при строительном факультете уфимского нефтяного университета специалистов в этой области. А пока чиновники заняты согласованием, для решения проблем Шульган-Таша в Башкирию приглашен эксперт в области сохранения наскальной живописи Антон Эудаль Гийаме из Андорры.

Шульган и Урал: по пещере на брата

В рамках работы по сохранению наследия прошлого в Бурзянском районе создается историко-культурный музей-заповедник.

– Мы формируем отряд специалистов, которые будут постоянно заниматься этим вопросом, - сообщил Шарипов. – Также сейчас мы практически заканчиваем работу над созданием достопримечательного места, которое получило символическое название «Земля Урал-батыра».

Также вниманию общественности представлен проект воссоздания двух основных живописных залов Шульган-Таш в полутора километрах от пещеры – возле села Мурат-тугай. Такой подход принят сегодня повсеместно в мире: в знаменитые пещеры Альтамир и Ласко доступ обывателям тоже закрыт, но рядом с историческими объектами находятся их копии, привлекающие до полутора миллионов туристов в год.

– Этот цивилизованный подход, - говорит заведующий БРО кафедры ЮНЕСКО по сохранению градостроительных и архитектурных памятников Шарифулла Шарипов. – Сегодня поток туристов у нас – до 35 тысяч в год, и все они рвутся в пещеру. Это было бы не так страшно, если б посещаемость была равномерно распределена по сезонам. Но в основном поток летом идет, а в остальное время там практически никого нет. Мы надеемся построить нормальный музей типа французских, испанских, организовать визит-центр, создать инфраструктуру для обслуживания туристов, чтобы люди могли не только ознакомиться с пещерой, но и получить возможности для полноценного отдыха.

Как рассказал г-н Шарипов, территорию будущего комплекса предполагается разделить на две зоны: водная стихия Урала и темная сила Шульгана.

По словам Вячеслава Котова, проект представляет собой музейный комплект, достаточно вместительный, который даст информацию и о самой пещере, и о рисунках.

– Это будет не мрачное подземелье, а современный музей, - уверяет ученый. – Здесь же будут представлены оригиналы археологических находок из Каповой пещеры. Кроме того, там будет и ресторан, и конференц-холл.

Идею создания пещер-копий поддерживает и Антон Гийаме.

– Нужно подумать о том, чтобы оставить пространство для посетителей, - напомнил реставратор. – У нас существует обязанность сохранять культурное наследие, а у людей есть право узнать о нем и посмотреть.

По предварительным оценкам, новодел обойдется республике в 180-200 миллионов рублей. Как рассказал Шарифулла Шарипов, проект планируется реализовать в рамках государственно-частного партнерства.

Как попасть в список ЮНЕСКО?

Очень помогло бы решению вопроса о сохранении наскальной живописи включение Шульган-Таша в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Попадание природного комплекса в столь престижный документ дает ряд очень привлекательных преимуществ: это и дополнительные гарантии сохранения и защиты, и привлечение средств международного фонда, и популяризация объекта среди населения. Однако наша страна ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия достаточно поздно, в 1988 году, и с тех пор под охрану ЮНЕСКО попали всего 24 российских объекта, или 2,6 процента от общего числа.

– Наша республика уже несколько лет занимается продвижением в ЮНЕСКО памятника Шульган-Таш и эпоса «Урал-батыр», сюжет которого в определенной степени совпадает с сюжетами тех рисунков, которые находятся в пещере Шульган-Таш. Мы считаем их единым памятником и продвигаем их вместе. С этим проектом мы ездили в штаб-квартиру ЮНЕСКО, - рассказывает профессор Фирдаус Хисаметдинова.

В 2012 году дело сдвинулось с мёртвой точки. Комплекс «Башкирский Урал», включающий заповедник Шульган-Таш и созданный для сохранения популяции башкирской пчелы заказник Алтын-Солок, вошел в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, но окончательно вопрос о придании уникальному историческому объекту столь важного статуса будет решен позже.

Впереди у ученых много работы, и далеко не вся она связана с научной деятельностью. Похоже, в нашем странном мире, чтобы о пещере узнали на мировом уровне, мало ее уникальности и значимости, важнее правильно презентовать объект. Показателен пример открытой 20 лет назад во Франции пещеры Шове – ее включили в список ЮНЕСКО после триумфального показа на кинофестивале в Торонто документального фильма «Пещера забытых снов». Так что, чтобы продвигать национальное достояние по вертикали культурной значимости, башкирским ученым придется постичь премудрости маркетинга.

– Нужно пройти множество этапов, создать инфраструктуру: здесь и публикация исследований, и популяризация объекта, создание визит-центра, и проведение ряда конференций, фестивалей, встреч, - перечисляет Вячеслав Котов. – Нужно, чтоб упоминание о Каповой пещере вошло в школьную программу. Так, в Германии 10 лет назад были сделаны археологические находки, которые сегодня растиражированы повсюду, и баннеры на каждом углу висят, и брелоки выпускают. А мы нашли в этом же году в Шульган-Таше еще более древние объекты. Когда показываешь наши находки, все удивляются, потому что о них мало кто слышал. Но что мы можем сделать, если занимаемся исследованием чуть ли не на свои деньги, на голом энтузиазме.

Станет ли пещерный комплекс Шульган-Таш когда-нибудь узнаваемым брендом, который привлечет в республику толпы туристов со всего мира, покажет время. По крайней мере, для этого есть все предпосылки. Но каков бы ни был статус Каповой пещеры в глазах международных официальных организаций, ясно одно: сохранение и защита наследия предков – это общая задача и ученых, и чиновников, и всех, кому не безразлично прошлое.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"