Posted 22 ноября 2011,, 16:49

Published 22 ноября 2011,, 16:49

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Национальный симфонический оркестр РБ пытались продать в Америке под вывеской питерского?

22 ноября 2011, 16:49
Министерство культуры Башкирии продолжает лихорадить: чиновники не успели опомниться после громкой отставки главы ведомства – Аскара Абдразакова, которого подозревают в растрате, как разразился новый скандал: на минувшей неделе стало известно, что гастроли Национального симфонического оркестра РБ, планировавшего масштабные гастроли по Америке, не состоятся. Оказалось, что за границу коллектив Тагира Камалова не выпустил минкульт Башкирии, побоявшись оказаться в центре международного скандала.

Фальшивая нота

Любителям искусства впору было возмутиться самодурству чиновников: после американских гастролей Башкирия непременно приобрела бы новый культурный статус. У заокеанских поклонников классической музыки республика могла ассоциироваться не только с именами братьев Абдразаковых - мировых звезд оперной сцены, но и с профессиональным симфоническим оркестром. Жители региона действительно могли гордиться тем, что башкирский коллектив получил столь лестное предложение. Правда, предстоящие гастроли отчего-то нигде не анонсировались: руководство коллектива не спешило делать новость о туре достоянием общественности. И, как оказалось, неслучайно: американская публика никогда бы и не узнала, что наслаждается классическими шедеврами в исполнении музыкантов из далекой Башкирии. Афиши до сих пор зазывают штатовских меломанов на выступления Санкт-Петербургского государственного оркестра имени Чайковского - громкое имя гарантировало бы музыкантам Национального симфонического оркестра РБ полные залы.

На сайте американского концертного агентства Columbia Artists Management, организующего гастроли оркестра в Штатах в начале будущего года, действительно есть страница питерского коллектива, который представляет дирижер Роман Леонтьев. Правда, о существовании такого оркестра в Питере никто не знает. До последнего времени на сайте висела фотография, показывающая «оркестр Чайковского», однако на ней представлен Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича образца двадцатилетней давности. А видеоролик демонстрировал запись выступления Академического симфонического оркестра той же филармонии. После возмущенных писем администраторов коллектива тур-менеджеру Эндрю Гроссману и интервью худрука филармонии Юрия Темирканова, данного по этому поводу The New York Times, с сайта, спустя несколько недель, убрали и фото, и видео. Волшебным образом поменялся и статус питерского коллектива: исчезла приставка «государственный». Теперь это Санкт-Петербургский симфонический оркестр «Чайковский», что и значится на официальном сайте коллектива.

Но на интернет-странице «Чайковского» ничего конкретного узнать не удалось, кроме того, что «за полвека у оркестра не раз менялось название, менялись его главные дирижеры - за его пультом стояли многие выдающиеся маэстро санкт-петербургской школы». При этом сайт богато иллюстрирован: тут тебе и портрет Петра Ильича, и изображение Медного всадника, всевозможные виды Северной столицы - все, что угодно, но только не фотографии конкретных выступлений, а уж про концертные видео и говорить не стоит. Зато на сайте американского концертного агентства Columbia удалось обнаружить гораздо больше подробностей. При переводе на английский заслуги оркестра необычайно возросли. Создатели оркестра уже без всякой скромности заявляют, что работали с Монтсеррат Кабалье, Еленой Образцовой, Святославом Рихтером и Виктором Третьяковым. Под нажимом журналистов директор «Чайковского» Елена Костюченко призналась, что оркестр существует не шестьдесят лет, а всего семь. Но в таком случае коллектив никак не мог сотрудничать с прославленным пианистом Святославом Рихтером, ушедшим из жизни в 1997 году.

Авантюра с увертюрой

Примечательно, что мошенничество с оркестром «Чайковский» - это не случайное недоразумение, а привычная манера «работы» агентства Columbia. 62-летний Эндрю Гроссман по прозвищу Тефлоновый Эндрю, один из боссов этой продюсерского конторы и тур-менеджер «Чайковского», давно известен своим пристрастием к использованию фальшивых фото и биографий артистов, а также плодотворной работой с оркестрами-призраками. The New York Times писал о том, что в 1996-м Columbia возила по Америке «Звезд Большого балета», труппу, в которой не было ни одного танцовщика из Большого, и дело даже дошло до суда. А два года назад промоутерская компания организовала гастроли по Америке оркестру «Дублин филармония», в составе которого оказалось всего два ирландца, а остальной штат был укомплектован музыкантами из Болгарии. В прошлом году в Америке побывал с гастролями Московский симфонический оркестр радио. Музыкантами этого коллектива оказались студенты и свободные художники, которые дали 53 концерта, получая за выступление по сорок долларов. В итоге гастроли превратились в борьбу за выживание: нередко дело доходило до обмороков изможденных поденщиков. Но мало объявить себя оркестром, создать сайт с «левыми» фото и анонсировать гастроли – нужно собрать музыкантов. Конечно, можно набрать фрилансеров, но куда круче подвязать под это дело существующий коллектив из уже сыгранных музыкантов. Так и поступил предприимчивый худрук «Чайковского» Роман Леонтьев, оказав такую сомнительную часть Национальному симфоническому оркестру РБ, который стал последним звеном в этой мошеннической цепочке. А худрук и главный дирижер НСО Тагир Камалов, по-видимому, не только из любви к искусству согласился поспособствовать недобросовестным дельцам от классической музыки.

Генеральная репетиция гастрольной программы прошла в октябре на сцене Городского ДК в Стерлитамаке под видом I Международного фестиваля «Живая классика». По такому случаю во второй по величине город Башкирии прибыл добрый друг Тагира Камалова г-н Леонтьев и дирижировал национальным оркестром РБ. По случайному совпадению «Картинки с выставки» Мусоргского, исполненные музыкантами, входят в одну из «американских» программ оркестра «Чайковский».

- В январе оркестр действительно собирался выехать на гастроли в Америку и выступить в 39 штатах, - подтверждает администратор НСО Наиля Заболотная. – Тур был рассчитан на 2,5 месяца, но сейчас поездка под вопросом.

По словам Наили Гайнитдиновны, гастроли срываются из-за «финансовых проблем». Но о сомнительной инициативе худрука НСО в минкульте РБ узнали, получив предупредительные письма из питерской филармонии: оказалось, что решение о поездке на гастроли г-н Камалов принимал единолично. Для народного артиста РБ, 17 лет возглавляющего оркестр, игра, несомненно, стоила свеч, но дельце не выгорело. Когда в ведомстве узнали, что за гастроли ждут башкирский коллектив, то отказали оркестру в выезде.

Песенка спета

С подобными оркестрами-призраками знакомы и уфимцы. Например, год назад в ДК «Нефтяник» публика рукоплескала Гранд-оркестру Поля Мориа. Послушать популярные мелодии в знаменитой оркестровой аранжировке маэстро пожелал и президент Башкирии в компании супруги. Однако никто из зрителей и понятия не имел, что оркестр Мориа прекратил свое существование после его смерти в 2006 году, о чем сообщила вдова композитора. А уфимцы услышали оркестр Жан-Жака Жустафре, который некогда работал с Мориа, а после объявил себя «официальным преемником и учеником» знаменитого композитора.

Тагир Таузяхович, видимо, подумал, что он ничем не хуже французов. В оркестре же никого не удивило, что их руководитель ввязался в авантюру. А известие о сорвавшихся гастролях музыканты восприняли с большой радостью: артисты опасались, что их используют как рабскую силу, гоняя по американским пригородам. Неизвестны были ни условия проживания, ни сумма гонорара за выступления. Музыканты не без основания беспокоились и о том, будет ли у промоутеров желание заниматься отправкой коллектив обратно в Башкирию. По словам одного из музыкантов, пожелавшего остаться неназванным, Тагир Камалов к членам своего коллектива никогда уважительно не относился, потому в НСО остаются только самые стойкие.

- Во время репетиции, когда делает замечание по музыкальной части, то переходит на личности и унижает человека, высмеивая какой-нибудь его недостаток, - жалуется на худрука музыкант оркестра. – Но многие оскорбления терпят: зарплата в НСО неплохая, да и оркестров в Уфе не так много.

После подобных откровений фраза Камалова в одном из интервью, что «кадровая ситуация в нашем коллективе вызывает большую тревогу», приобретают совсем другой оттенок.

- Отток музыкантов за последние шесть лет может обернуться невосполнимыми потерями, - сетует худрук НСО.

По словам оркестранта, многие музыканты не первый год судятся с руководителем.

- Все оттого, что чувствует свою безграничную власть, может уволить без повода, ведь он сам себе начальник: и директор, и худрук, и главный дирижер, - поделился собеседник.

Но неудивительно, что после несостоявшихся американских гастролей в музыкальных кругах пошли слухи, что дни Камалова, как худрука НСО, сочтены. Это прекрасно понимает и сам дирижер, на каждой репетиции заявляя своим музыкантам: «Не дождетесь!». По словам худрука, отставка ему грозит только в случае невыполнения плана, а в этом году оркестр его даже перевыполнил, отыграв большее количество концертов. Симфонический коллектив так наигрался в родной республике, что в минувшую среду отправился в Оренбург, где аккомпанировал Дмитрию Хворостовскому.

Но отчего-то именно в эти дни Тагир Таузяхович сочинил письмо в собственную поддержку, которое музыканты вынуждены подписывать под страхом увольнения.

Азат ВАХИТОВ.

"