Posted 22 июня 2010,, 19:40

Published 22 июня 2010,, 19:40

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

Опера Тухманова про Екатерину II оказалась гламурной фальшивкой

22 июня 2010, 19:40
В уфимском театре оперы и балета с успехом прошли двухдневные гастроли столичного музыкального театра «Геликон-Опера». Москвичи представили новый жанр – «открытую оперу» Давида Тухманова «Царица». Создатели проекта поставили задачу заманить на спектакль публику, обычно классическую оперу игнорирующую. Попытку популяризировать высокое искусство в столице Башкирии не так давно предприняли авторы театрального проекта «Моя Кармен». Но этот бедно обставленный микс из оперного, балетного и эстрадного искусств успеха не имел. Со спектаклем про Екатерину II дело другое: зрелище получилось добротным и масштабным, но далеко уйти от легкого жанра авторам не удалось.

Давид Тухманов известен, прежде всего, как автор советских эстрадных хитов «Последняя электричка», «Мой адрес - Советский Союз», «День Победы», «Эти глаза напротив», «Чистые пруды» и, конечно же, по диску «По волне моей памяти» на стихи классических поэтов. Однако работал он во многих жанрах: оратории, оперы, сюиты, камерной и инструментальной музыка. Написал мюзиклы «Багдадский вор» и «Мадлен, спокойно!» специально для Гурченко. Кроме того, писал музыку для юношеских олимпиад, детских хоров и создал цикл баллад и романсов на стихи Гейне, которые исполнил Градский. Интересно, что именно Тухманов сделал суперпопулярным эстрадный проект «Электроклуб», где солировали Ирина Аллегрова, Игорь Тальков и Виктор Салтыков. Под песни композитора в конце 80-х отрывались целые стадионы.

Опера «Царица» оказалась проектом не менее коммерческим, рассчитанным на самого широкого зрителя. Интересно, что автором идеи и продюсером «Царицы» выступил Лев Лещенко, в 70-х отважившийся на одном из концертов без разрешения исполнить тухмановский «День Победы» и сделавший песню знаменитой. Автором либретто стал Юрий Ряшенцев, написавший песни к киномюзиклу «Три мушкетера». Премьера богато декорированного спектакля состоялась год назад в Александринском театре.

Уфа давно не принимала у себя такой масштабной постановки. За два с половиной часа в декорациях, воссоздающих интерьеры Царскосельского дворца, авторы успели проследить хронологию правления Екатерины II с момента брака с Петром III до последних дней. Потому роль императрицы исполнили сразу три разновозрастные солистки. В Уфе давно не наблюдали и такой мощной гастрольной труппы. Причем многочисленный хор исполнял еще и функцию артистов кордебалета. Они изображали то народные массы, то армию придворных. При этом наряды дам поражали воображение публики пышностью кринолинов, а высокие парики - громоздкими украшениями в виде подсвечников или парусников.

Неудивительно, что сами создатели позиционируют «Царицу» как «зрелищное шоу для семейного просмотра». Постановка действительно застряла где-то между мюзиклом и опереттой. Истории государства в спектакле отводится самая незначительная роль, зато в центре действа - альковые подробности, отношения Екатерины и ее фаворитов Орлова, Потемкина и Зубова.

Потому опера состоит в основном из любовных дуэтов и массовых сцен. И хотя «Царицу» зрители лицезрели впервые, музыкальные темы многим показались знакомы. Уфимским знатокам оперного искусства в «Царице» услышались мотивы из Верди, Россини, Чайковского, Римского-Корсакова и Мусоргского. Видимо, Тухманов сознательно прибегнул к заимствованиям, чтобы зритель не заскучал, весь спектакль играя в музыкальную викторину. А может, при создании оперы композитора занимал постмодернистский прием пародийного цитирования культурного наследия.

Завершилась опера, как и следовало, апофеозом. На сцену выехал постамент памятника, воздвигнутого перед Александринским театром. Вокруг него застыли забронзовевшие исторические персонажи екатерининской эпохи, а под занавес на пьедестале появилась сама монаршая особа.

Все это время хор воспевает заслуги царицы перед государством Российским. Только делает это слишком поздно: культурно-просветительские функции этого театрального проекта остаются под большим сомнением. «Царица» оказывается такой же подделкой под оперу, как и бутафорская роскошь сценических покоев императрицы.

Дмитрий СТЕКОЛЬ.

"