Posted 22 февраля 2011,, 20:24

Published 22 февраля 2011,, 20:24

Modified 10 ноября 2022,, 18:56

Updated 10 ноября 2022,, 18:56

Уникальный формат новостей «Всей Уфы» оценили академики российского ТВ

22 февраля 2011, 20:24
«Служба новостей» - такое название получил новый формат телекомпании «Вся Уфа». Новостная программа «Уфимское время», появлявшаяся в эфире с момента появления канала, ушла в прошлое. Теперь вместо обычной студии – ньюсрум, вместо привычной «говорящей головы», как на других каналах, - живой диалог со зрителем.

Суфлер отменяется

- Телефоны! Ребята! Пожалуйста, отключите звук! – волнуется перед эфиром замредактора Арпине Додорян, которая сегодня главная по новостям. – Теперь любой посторонний звук может сбить меня с толку.

Еще бы не волноваться – впереди 20-минутный прямой эфир, в течение которого ведущая будет работать без суфлера. В руках – тексты подводок к сюжетам, но это лишь для подстраховки. Заглядывать в писанину можно только в крайнем случае. В новом формате важен визуальный контакт со зрителем.

- Абсолютно все телекомпании в мире читают новости по суфлеру, - продолжает Дмитрий Эйгенсон. – За исключением, конечно, тех, у кого не хватает средств на это оборудование. Мы же решили добровольно от него отказаться.

Теперь у двух ведущих нового формата – главного редактора Романа Ишмухаметова и его зама Арпине Додорян - титанический труд. Ребята должны не только рассказывать новости, но перекинуться парой слов с журналистами перед их сюжетом.

- Безусловно, ведущий такого формата должен обладать хорошим словарным запасом, - рассуждает Арпине. – Если человек не владеет словом, он не справится с этой задачей. Надо быть очень уверенным в себе. Прямой эфир, словно лакмусовая бумага: здесь видны и страх перед камерой, и неуверенность. Но самое главное - понимать, о чем говоришь: зритель видит все.

Теперь и популярная рубрика «Народные новости» стала частью программы «Служба новостей». Если раньше корреспонденты Элина Хаирова и Кристина Ивашкова зачитывали интересные новости от зрителей, присланные на пейджер телекомпании, за стойкой, то теперь – это форма диалога с ведущим.

- Сейчас стало значительно интересней, - рассказывает Элина. – Арпине или Рома подходят, присаживаются за стол и просят рассказать о том, какие новости нам прислали телезрители.

- До эфира десять минут, - предупреждает оператор Алексей Бычаев. – Кто еще сядет за рабочее место для массовки?

Корреспонденты на задании, а пустое место бросается в глаза.

Сложная задача стоит теперь и перед оператором. Для того чтобы снимать в движении с плеча, да еще и без тряски, нужно быть не только профессионалом, но и человеком, хорошо развитым физически. Алексей помогает Арпине прикрепить микрофон и надеть наушник – с его помощью ведущая слушает команды режиссера.

- Для нового формата ньюсрум пришлось немного переоборудовать, - объясняет Алексей. – На потолке появились осветительные приборы – софиты. У телевидения свои законы: кадр не может быть темным. Сейчас мы заказали стедикам – устройство, которое обеспечивает стабильное положение камеры во время ходьбы оператора. Буду надевать специальный жилет, к которому будет крепиться камера, – это обеспечит амортизационную устойчивость.

Фабрика новостей

- Кукушка кукушонку купила капюшон, - разминается тем временем ведущая, прохаживаясь по ньюсруму. - Я сегодня не выспалась – с утра думала, что вообще не встану. Но зрителю ни в коем случае нельзя показывать усталости – он все почувствует. С прической у меня все нормально? - поправляет она волосы.

Скороговорки перед выходом в эфир – обычная процедура. Важно не запнуться во время эфира, иначе все пойдет не по плану.

- Вообще невозможно предугадать, как пройдет эфир, - переживает Арпине. – Вот иду по ньюсруму, рассказываю новости: вроде хорошо готовилась и подводки сама правила, а несколько раз все равно запнулась… Понимаю, что сегодня отработала плохо. А иногда бывает – волнуешься очень сильно, а все проходит как по маслу. Очень многое зависит также от эмоционального состояния – зрителю нужна отдача.

- До эфира 15 секунд! Тихо! – предупреждает Алексей. - Поехали!

Интересно, что одна из тем новостного выпуска приобретает некий материальный образ. Например, в ньюсруме появляется аквариум с рыбками, когда речь идет об экологическом состоянии бассейна реки Белой. А когда ведущий рассказывал о митинге, прошедшем в Уфе, корреспонденты демонстрировали за его спиной один из транспарантов. Однажды даже закатывали в ньюсрум мотороллер, когда поднималась проблема приобретения прав на этот вид транспорта. Каждый день что-то новое. Сегодня в руках у Арпине термометр – зрителям рассказывают о проблемах отопления квартир. Телевизионщики называют этот прием «визуализацией новости».

- В первые дни, когда пошел этот формат, мне даже стали звонить знакомые, с которыми я до этого общалась очень редко, - рассказывает Арпине. - И все спрашивали: «А что происходит? Почему ты не в студии? Чего ты ходишь-то? А почему ошибаться начала?» Люди не понимают, что обычно ведущие работают с суфлером, потому все гладко проходит. Но многим новый формат пришелся по душе, привлек новых зрителей.

- Некоторые думают, что у нас в студии ремонт, поэтому эфир ведем, где попало, - добавляет Дмитрий. – Это и смешно, и обидно одновременно. Но думаю, что всему свое время – мы приучим зрителя к живому общению.

Выпуск завершается опросом уфимцев. Но если раньше у горожан интересовались, что хорошего произошло у них за день, то теперь вопрос связан с одной из тем дня.

- В конце выпуска новостей мы стараемся поставить точку, услышав «глас народа», - рассказывает Дмитрий. – Мы интересуемся, каких рыб не хватает в Белой, как относятся к тем или иным нововведениям. А один раз даже просили исполнить любимую песню, когда в студию пригласили победителя чемпионата по караоке. Этими нововведениями мы пытаемся добиться того, чтобы между «Службой новостей» и телезрителем возник контакт, а со временем появились дружеские отношения.

Несмотря на то, что перед эфиром Арпине находится в стрессовом состоянии, ведущей по душе новый формат и возвращаться снова в студию журналистка не хочет.

- Конечно, это очень тяжело, - признается девушка. – Безусловно, мне было бы проще сидеть в студии и читать текст по суфлеру, как я и делала три года. Но в последнее время мне это очень наскучило: я не испытывала никакого адреналина и перестала получать от эфиров удовольствие. А сейчас перед каждой съемкой меня всю трясет! Теперь уже совсем другие ощущения, потому живешь только от эфира до эфира.

Интересно, что новый формат привел в восторг даже известного журналиста, телеакадемика Павла Шеремета, который консультировал уфимских телевизионщиков.

- Когда Павел увидел, какой переворот мы собираемся совершить, он откровенно признался: «Это здорово, но я не представляю, как вы будете воплощать эту задумку. Это невозможно», - вспоминает г-н Эйгенсон. - Но мы сделали, и я очень доволен, что у нас это получилось. А то, что мы попали в номинацию престижного всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ», - лишнее подтверждение тому, что канал идет по правильному пути.

Анастасия ЖИЛКИНА.

"