Posted 21 декабря 2015,, 07:15

Published 21 декабря 2015,, 07:15

Modified 10 ноября 2022,, 18:40

Updated 10 ноября 2022,, 18:40

На фестивале «Серебряный Акбузат» в Уфе школьникам показали взрослое кино

21 декабря 2015, 07:15
На прошлой неделе в Уфе завершился второй международный фестиваль национального и этнического кино «Серебряный Акбузат». На кинофорум было подано 258 заявок, из которых в конкурсную программу вошли 36 фильмов, в том числе пять башкирских лент. Несмотря на то, что программа фестиваля оказалась неравноценной, и рядом с сильными лентами шли проходные картины, следует признать: за два года «Акбузату» удалось занять свою нишу в отечественном фестивальном движении, у него появился свой автор, свой стиль и свой зритель – редкие киноманы и многочисленные школьники, которым в Уфе решили прививать любовь к киноискусству насильно, по принципу: что-то в голове и мозгах все равно останется. Вот только организаторы забыли про возрастной ценз, и на «Акбузате» некоторые дети смогли увидеть совсем не детское кино.

Хороша Маша, да не наша

Организаторы учли многие ошибки прошлого года. Гостей и жюри поселили в приличной гостинице, благо после летних саммитов их в Уфе предостаточно. Свободные места в залах, а в прошлом году на некоторых сеансах сидело менее десяти человек, заняли школьники. Пред каждым показом выступал главный киновед Башкирии Владимир Жерехов с краткой аннотацией к фильму.

Позаботился комитет и о «звездном» составе гостей. Если в прошлом году за весь столичный бомонд на «Акбузате» отвечала Ольга Кабо, прилетевшая на открытие и отказавшаяся общаться с простыми смертными, то на втором фестивале Уфу посетило целое созвездие: от Игоря Угольникова, ранее известного по участию в телешоу «Оба-на», а ныне по созданию патриотического кино, до актрисы Натальи Громушкиной. Также на фестиваль заглянули актер Анатолий Белый, режиссер-документалист Вадим Цалихов, автор «Усатого няня» Владимир Грамматиков и московский телевизионщик Василий Антипов.

Не добрались до Уфы киноцарь всея Руси Никита Михалков и самый красивый депутат отечественной Госдумы Мария Кожевникова, она же Аллочка из «Универа».

– А почему Маша не приехала? - задали мы вопрос Игорю Угольникову, продюсеру «Батальона», где Кожевникова сыграла одну из главных ролей.

– Она собиралась, но сегодня задействована в очень большом совещании с участием Медведева, а вечером должна участвовать в большом совещании с президентом, - развел он руками.

– А что для вас значит этнокино? – поинтересовались мы.

Последовала долгая пауза, после чего г-н Угольников, главная цель визита которого заключалась исключительно в продвижении «Батальона», пояснил, что приехал в том числе за новым кинопродуктом, который покажет на своем телеканале ТРО.

– Только закончился «ТЭФИ-регион», где я увидел много документалистики. Могу сказать, что возрос операторский уровень. Тематика, к сожалению, не изменилась, но качество отечественной продукции растет. Можно сколь угодно позиционировать различные фестивали: детского кино, исторического, этно… Для меня не так это важно, как важно получить хороший кинопродукт, интересный, сделанный профессионально, с душой, что должно быть в кино главным, - сказал он.

На этот раз организаторам удалось по-настоящему удивить всех. Торжественное открытие пришлось ровно на середину кинофорума, когда уфимский зритель успел посмотреть уже больше половины конкурсной программы. Перенесли праздничное шествие кинозвезд по ковровой дорожке и последовавший за этим концерт по мотивам политическим. В этом году «Серебряный Акбузат» вошел в программу Евразийского гуманистического форума, последнего мероприятия в рамках председательства России в ШОС, поэтому график кинофеста пришлось подкорректировать. Но нет худа без добра: на открытии «Акбузата» присутствовали участники Евразийского форума, что, однако, не помогло стопроцентно заполнить зал.

Помпезное открытие поразило умы форумчан. Организаторы постарались на славу, отработав по проверенной прошлогодней схеме: лучшие республиканские коллективы и легкая ностальгия по советскому светлому прошлому, когда киноиндустрия была в почете. «Как на открытии Олимпиады побывала», - восторженно прокомментировала событие одна из участниц Евразийского форума.

Кстати, к закрытию, когда все «евразийцы» уже разъехались по домам, организаторам не удалось набрать достаточно киноманов даже для массовки по обе стороны красной дорожки. Звезды ступали по ней в гордом одиночестве, в то время как кучка замерзших гостей и фотокорреспондентов, которых до поры до времени не пускали в Конгресс-холл, жалась поближе ко входу.

Неестественный отбор

В этом году на «Серебряный Акбузат» прислали 258 работ, 36 из которых вошли в конкурс. На фестивале было представлено 11 стран и 11 регионов России.

– То, что этот фестиваль появился в России, замечательно, в том числе для кинематографистов, которые живут и работают в регионах, - считает почетный гость «Акбузата» Василий Антипов. – Есть кино большого стиля, большого масштаба. Иногда великие кинематографисты добираются до регионов, но все-таки о тех народах, которые проживают в той же Башкирии, рассказывают в первую очередь те, кто живет здесь. Наша страна называется Российская Федерация, в ней 26 субъектов названы по титульному народу. Вдумайтесь, 26 субъектов, где действуют не только государственность и общецивилизационные традиции, но и национальные.

Оценки тех, кто имеет представление о конкурсной программе обоих «Акбузатов», расходились. Одни уверяли, что уровень фильмов в этом году вырос, другие – что прошлогодняя программа была поинтересней. На наш взгляд, если на первом «Акбузате» явно прослеживался уклон в национальную и этнотематику, вспомнить хотя бы «Курманджан Датка», куда явилась киргизская диаспора Уфы, то на втором фесте доминировало качественно сделанное игровое кино, рассчитанное на широкого зрителя. Это и нашумевший «Батальон», и российско-британский продукт «Танцующий в пустыне», и «Настя» режиссера Кирилла Плетнева, и снятая в ретростиле «Трагедия в бухте Роджерс».

После первого дня фестиваля у многих возник вопрос: по какому принципу отбиралась конкурсная программа. Даже некоторые члены жюри в неформальных беседах признавали, что она неравнозначна, короткий метр великолепен, с длинным – проблемы, а ряд фильмов попал на «Акбузат» для более представительной географии.

– Нормально собранная программа, хотя чувствуется перебор российских материалов, - заметил один именитый гость. – Может быть, это связано с кризисом, другие страны не смогли приехать, а может, те предложения, которые поступили на фестиваль, не выдержали конкуренции, но программа очень интересна и разнообразна.

Мы попытались выяснить у работников киностудии «Башкортостан», кто же занимался отбором. Одни разводили руками, другие кивали на Вилюру Исяндавлетову и Айнура Аскарова. Однако сами режиссеры от сей чести открещивались.

– Мы просто подготавливали фильмы для комиссии, - пояснила автор «Покаяния». - Этим занимались люди со стороны. Я сама участница фестиваля и не имею морального права быть отборщиком.

Айнур Аскаров подтвердил эти слова, сообщив, что отборщиков никто не знает, и к Башкирии они отношения не имеют.

Нашу респблику на конкурсе представляли пять лент: «Три письма» Руслана Юлтаева, «Тауба» Вилюры Исяндавлетовой, «Пусть ветер унесен мои слова» Айнура Аскарова, «Два соседа» Тансулпан Буракаевой, «Бибигуль и Сайфульмулюк» Айсыуака Юмагулова. На фоне прочих лент конкурсной программы молодое башкирское кино смотрелось очень выигрышно. Мы привыкли сравнивать работы киностудии «Башкортостан» с репертуаром, который идет в нашем городе: это фестивали лучших мировых короткометражек, голливудский ширпотреб и случайно попавшие в прокат российские, в том числе фестивальные, фильмы. На этом фоне башкирский кинематограф в большинстве своем предсказуемо выглядит провинциальным, в то время как в сравнении с другими регионами России наши режиссеры оказываются в авангарде.

Ох уж эта «Настя» - детонатор страсти

В этом году организаторам удалось исправить главную ошибку предыдущего «Акбузата»: в зале появился зритель. Увы, это оказались не знатоки авторского кино, а уфимские школьники, которых загоняли в кинотеатр учителя.

К сожалению не всегда школьные группы отличались пунктуальностью, и порой ребята вваливались в зал, когда сеанс уже начался. Пару раз истинных кинолюбителей попросту не пустили на бесплатный просмотр, потому все места были заняты школьниками. Во время сеанса гиперактивные подростки громко переговаривались, мешая горстке киноманов.

– На фильм про Рудольфа Нуриева пришли случайные люди! – сетовала преподаватель музыкальной школы Ирина Лазнева. – Почему нет хореографического училища? Фильм великолепный. Пусть он лубочный, но он добрый, воспитательный. Башкирский театр всегда немножко переигрывал, но это делается, чтоб было понятнее. Наши дети не видят таких нормальных традиционных фильмов. Бренды «кумыс» и «мед» мы раскручиваем, а Нуриев?! Это же наше национальное богатство! Что у нас, в Башкирии, так много его? Саммиты были, и показывать-то нечего. Ну юрту показали, деревню этническую, Салавата, про Нуриева два слова сказали. А вы покажите, откуда все это у него. Из Уфы, от местной учительницы из дягилевского коллектива.

Как рассказали ребята, загоняя их в кинотеатр, учителя действовали кнутом и пряником. Одни обещали, что поставят пятерку по башкирскому языку за просмотр работ местных режиссеров (отличная идея!), другие грозили сочинением на затронутую в фестивальных лентах тематику.

И все-таки, как нам кажется, от подобных принудительных просмотров пользы куда больше, чем вреда. Часть ребят старалась вникнуть в происходящее на экране. К сожалению, сложный киноязык фестивального кино, повествующий о чуждой россиянам этнокультуре, оказывался порой непонятен даже подготовленному зрителю. Так, если б не пояснение Владимира Жерехова, что лента «Тасфия» снята под влиянием индийского кино, и в ней задействованы известные в Таджикистане актеры, музыкальные коллективы и театры, вопросов после просмотра оказалось бы еще больше.

К тому же организаторы допустили роковую ошибку, забыв указать ограничение по возрасту. В итоге во время утреннего сеанса школьникам показали полуголую актрису из фильма «Настя» Марии Шульга. И это не единичный случай, когда дети увидели с большого экрана то, что, согласно федеральному законодательству, видеть не должны.

Спойлер после сеанса: убийца – не садовник

В то время как школьники изнывали в зале за просмотром взрослых фильмов, большинство уфимцев, как и год назад, об «Акбузате» не знали.

– Почему все нормальные мероприятия завуалированы, - возмущалась одна из зрительниц. – Для кого это делают? Сколько горожан, которые хотят посмотреть хорошее кино, к тому же бесплатно. Вчера случайно услыхала о фестивале, но даже не знала, на что иду, что увижу. Где, говорите, было расписание? На сайте фестиваля? Искала в интернете, но не нашла!

Надо заметить, что программа фестиваля бесплатно раздавалась всем желающим в холле кинотеатра «Родина», а анонсы мероприятия были размещены на всех ведущих информационных порталах города. Но чтобы найти расписание показов, и вправду нужно было очень постараться.

– Хочется позитива, - признался еще один киноман. – Хотя, пожалуй, без разницы, что смотреть, главное, сделать из увиденного нужный вывод.

Еще одна зрительница очень расстроилась, что так и не увидела режиссера ленты «Три письма» Руслана Юлтаева.

– Что вы говорите, был в зале? – сетовала пожилая дама. – Но почему же он не вышел на сцену! Так хотелось сказать ему «спасибо» от нашего поколения. Он поднимает очень важную тему, которую вряд ли поймет молодежь: бабушка в фильме не злая, она - блюстительница нравственности.

Фестивалю нужны пресс-клубы, где зрители под присмотром киноведов могли бы обсуждать увиденное, по аналогии с теми, что работают на Екатеринбургском кинофесте, считает кинолюбительница Светлана.

Но главной претензией к организаторам было то, что посмотреть все фильмы обычному зрителю было невозможно: конкурс и внеконкурс, документалка и игровое кино шли параллельно в четырех залах.

– Это обычная фестивальная практика. У нас всего четыре дня, времени катастрофически не хватает, - рассказал глава оргкомитета, директор киностудии «Башкортостан» Азамат Хужахметов. – Но авторы фильмов предоставили нам права на некоммерческий показ. Все фильмы конкурса, а возможно, и внеконкурса, покажем на БСТ. Если у уфимцев будет интерес, организуем спецпоказы.

Еще одним моментом, омрачившим фестивальный показ, стали проблемы с качеством. Большинство этнолент шли с субтитрами на русском, рассмотреть которые могли только сидящие в первых рядах, а когда шел синхронный перевод, прокатчики забывали убавить звук оригинала, и разобрать смысл слов было сложно.

С «Трагедией в бухте Роджерс» и вовсе случился конфуз. После показа режиссер Филипп Абрютин вынужден был пояснить зрителям, кто же оказался преступником, и что толкнуло героя на этот поступок. Ведь с экрана разглядеть последние кадры, где было показано лицо убийцы, публика не смогла.

– Когда смотрели версию в Москве, все было понятно, - заметил он. – Здесь качество изображения не дает увидеть все детали.

Во всем виноват Аль Пачино

На втором «Серебряном Акбузате» разыграли семь спецнаград, девять номинаций и гран-при. Часть решений жюри имела политическую окраску, какие-то победы были вполне предсказуемы еще до начала фестиваля, другие стали полной неожиданностью.

Спецприз жюри получил игровой короткометражный фильм «Белый воробушек» Диловара Султонова из Таджикистана, его земляка Толика Гадомамадова наградили спецдипломом за документалку «В капле воды – весь мир». Специального упоминания жюри удостоена игровая короткометражка «Февраль» о депортации чеченского народа в 1944 году россиянина Руслана Магомадова из Чеченской республики.

Приз зрительских симпатий достался иранцу Юсефу Каргару за игровую короткометражку «Элегия». Выбор этот удивляет, ведь несмотря на общечеловеческую проблематику и харизматичность главного героя, назвать ее «народной картиной» трудно. В ней напрочь отсутствует динамика, это фильм для вдумчивого и меланхоличного зрителя, а таких в зале, переполненном подростками, было меньшинство.

Приз Министра культуры Башкортостана увезла автор документального кино «Закон Бернулли» Галина Леонтьева. Приз имени Амира Абдразакова за национальный дух получила автор документальной ленты «Жизнь в тайге» Ксения Артеева.

Приз имени Гильвана Амирова за операторское искусство получил Александр Тананов за фильм в традициях советского кино «Трагедия в бухте Роджерс». Если б не явно звучащая тема сталинских репрессий, можно было бы подумать, что фильм снят лет сорок назад. Здесь и лица актеров, отвечающие той эпохе, и стилистика. Кстати, за пару дней до финала режиссер Филипп Абрютин шутливо жаловался, что лента вряд ли выйдет в широкий прокат, и виноваты в этом Аль Пачино и ДиКаприо, которые не стали у него сниматься. Однако уфимцы ее на широком экране еще увидят, ведь в ней играет уроженка нашего города Евгения Лютая.

– Каков бюджет картины? - поинтересовались мы у режиссера.

– Мы участвовали в конкурсе минкульта на 25 миллионов, но попали только в резерв, - рассказал он. – И вдруг Гарик Сукачев по каким-то причинам отказался от своего проекта, и бюджет в 30 миллионов вернулся в минкульт, а они выдали его нам.

– Вы же понимаете, что вашу работу нельзя не сравнивать с вышедшей в прокат по весне «Территорией» Александра Мельника?

– Нас сложно сравнивать, у нас бюджет раз в 15 меньше, съёмки проще, но, может быть, по сюжету мы в чем-то выигрываем.

Оказывается, чтобы снять внятное кино, вовсе не нужно огромных государственных денег, политического лобби и поддержки многочисленных госструктур.

Даст бог, не в последний раз

Что касается основных наград, там сюрпризов было меньше. Хотя в номинации документального кино жюри снова всех удивило: вместо трех номинаций за операторскую, режиссёрскую работу и лучшего героя осталась лишь одна. Награду за лучшего героя документалки поделили «Лади Мари. Напевы» Андрея Русских, «Жизнь в тайге» Ксении Артеевой и «Тауба» («Покаяние») Вилюры Исяндавлетовой, в чьей победе никто из видевших фильм не сомневался.

Как рассказала режиссер, герой, после выхода из колонии ставший деревенским имамом, раскрылся не сразу.

– Мы работали вместе с ГУФСИН, - поделилась она. – Нам сказали, что в истории очень мало рецидивистов, которые признаются в совершении преступлений. Все говорят: «Я там оказался случайно, я не виноват, виноваты следственный комитет, прокуратура…». Герой изначально уводил нас от темы. И когда мы последний раз приехали, чтобы добиться от него слов «Я каюсь», то сказали: «Представь, на экране фильм о тебе, он называется «Покаяние». Ты говоришь нам, что пришел к вере. Религия – это честность, откровение. Ты юлишь, а зрители скажут: «Какой ты имам, если обманываешь нас». Думаешь, мы ничего не знаем? Мы изучили твое дело. В зале будут сидеть твои следователи. Что ты им скажешь после просмотра?». Он сидел, задумавшись, минут 15, а потом заговорил.

Приз «За лучшую операторскую работу в игровом короткометражном фильме» достался алтайский ленте «Трико» и Ольге Кулунаковой.

Еще одна башкирская лента – «Пусть ветер унесет мои слова…» – получила награду в номинации короткометражных игровых фильмов за лучший сценарий. Писательница Шаура Шакурова, поднявшаяся на сцену в лохматых джинсах, была явно не готова к такому раскладу. А вот кто точно знал, что возьмет свое, так это москвичка Диана Авхадиева, режиссер фильма «Кукла». Примечательно, что на энтофестивале жюри решило отметить одной из главных наград псевдоэтнику: народа, о котором снят фильм, не существует, древний «обряд» - плод воображения 24-летней выпускницы ВГИКа, а все актеры говорят на выдуманном языке. За прошедшие после завершения съемок полгода девушка успела свозить свой фильм в несколько стран.

– Это моя дипломная работа. Я окончила в этом году мастерскую режиссера Сергея Соловьева. Кто-то из вас, наверное, его знает. Нет? «Ассу» смотрели? - снисходительно обратилась режиссер к зрителям на показе, растягивая слова.

Что ж, уважение к зрителю – особый дар. От такого вопроса наш киновед Владимир Жерехов собрался и пояснил, что в Уфе в свое время премьера «Ассы», на которую приезжал сам Сергей Александрович, наделала шума. От себя заметим, что Дианы в то время еще не было на свете.

Также режиссер сообщила, что «фильм – своего рода медитация», а «основная мысль – что нужно отпустить то, что завершилось, пережить своеобразную смерть, но не обязательно в буквально смысле, а как окончание какого-то периода, чтобы начинался следующий период и продолжалась жизнь».

Что ж, с авторитетным жюри не поспоришь, возможно, «Кукла» и является заметным явлением в отечественной кинематографии. Только вот людям, всерьез занимающимся этнографией и исторической реконструкцией в кино, изучающим сакральный смысл отточенных веками обрядов своих предков, которых критики ругают за каждую допущенную неточность, не понять, зачем смешивать народное и искусственное, снятое ради красивого кадра.

Что касается полного метра, то приз «За лучший сценарий игрового полнометражного фильма» отправился в Бангладеш к Назифул Валид, автору сценария картины «Мой велосипед». За лучшую операторскую работу в игровом полнометражном фильме наградили армянскую картину «Теваник» и оператора Нарека Мартиросяна. Лучшим режиссером стал Мирлан Абдыкалыков из Кыргызстана, снявший фильм «Небесное кочевье».

Гран-при фестиваля – статуэтки крылатого коня - удостоен игровой короткометражный фильм «Настя» режиссера Кирилла Плетнева. Главный триумфатор не смог приехать в Уфу – на днях у него родился сын.

Остались без награды лента татарских кинематографистов «Рудольф Нуриев. Рудик», которой прочили успех на родине танцора, умело слепленный политический фильм «Танцующий в пустыне», «Наследники» Владимира Хотиненко. Еще один фаворит – «Батальон», премьера которого состоялась в Уфе аж в феврале, - удостоился странного звания «открытие фестиваля».

Завершая вечер, Азамат Хужахметов выразил надежду, что второй фестиваль «Серебряный Акбузат» не станет последним.

"