Posted 21 июня 2015,, 19:53

Published 21 июня 2015,, 19:53

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

Кураист Роберт Юлдашев: «У уфимского аэропорта особая энергетика»

21 июня 2015, 19:53
Артисты и музыканты большую часть жизни проводят вне дома. Это вечные пассажиры. Аэропорты, самолеты часто заменяют им родные стены. К их числу относится народный артист РБ, знаменитый кураист, прославивший древний инструмент Башкортостана на весь мир, Роберт Юлдашев. Его курай постоянно путешествует: он звучал и на Крайнем Севере, и в блистательном Ла Скала, и в Кремлевском дворце. Музыкант признается, что аэропорты вызывают у него особые чувства.

«Моя жизнь – это сплошные перелеты»

– Путешествия занимают огромное место в моей жизни. Гастрольная жизнь, большое количество концертов, и ты привыкаешь, что жизнь – это многочисленные перелеты, - говорит Роберт Юлдашев. – Казалось бы, дежурная фраза – «аэропорты – воздушные ворота города», но ведь в ней есть особый смысл. У каждого аэропорта своя энергетика, и она соответствует тому городу или региону, где он находится. Это как в семье, где чувствуют друг друга. Наш уфимский аэропорт проникнут какой-то очень теплой, домашней, может быть, даже творческой атмосферой. Все отмечают гостеприимство нашей республики. Ощущать его начинаешь уже в аэропорту.

По словам Роберта, ему не раз предлагали перебраться «поближе к цивилизации» - в Москву или в Питер. Но музыкант всегда отвечает отказом, потому что привык «быть свободным».

- Я, наверное, этакий путник, люблю путешествовать, но всегда возвращаюсь в столицу Башкирии. Самые незабываемые впечатления от гастролей по Японии. Это совершенно другой мир, японцы живут уже в следующем веке. Но самое интересное, что местные жители иногда меня за своего принимали, даже обращались по-японски. Кстати, именно тогда я решил, что пора учить язык. В Японии есть инструмент родственный кураю - сакухати. Они близки по тембру, но сакухати менее интересен по изобразительным возможностям. У японцев сильны традиции, поэтому местное население трепетно относится ко всем национальным инструментам.

В 2010 году у башкирского кураиста состоялось знаковое выступление, воспоминания о котором осталось на всю жизнь. Звук инструмента Роберта Юлдашева оценила респектабельная публика Ла Скала, когда артист. Прославленный бас Ильдар Абдразаков завершил сольное выступление на сцене прославленного миланского театра под аккомпанемент башкирского национального инструмента. Программа состояла из итальянских арий, русских романсов, а в завершении прозвучали две башкирские песни.

- Я был лишь маленьким винтиком в этом выступлении, - вспоминает музыкант. – Но я несказанно счастлив, что мне выпала такая честь. Правда, я представлял себе все совсем по-другому. Дело в том, что концерт Ильдара должен был быть камерным, и мне почему-то казалось, что там соберется от силы сотня зрителей. Когда же я вышел на сцену, очень удивился – шесть этажей балконов, 3200 мест – и все заняты. В зале присутствовали завсегдатаи Ла Скала, ценители музыки, которые с первых нот понимают, стоит слушать этого музыканта или нет – определяют его талант моментально. Я много гастролировал, но перед такими слушателями стоял первый раз. Ощущения непередаваемые!

«Семья для меня - самое ценное»

Интересно, что с тем выступлением связано мистическое происшествие, случившееся в аэропорту. Программа выступления определилась еще летом, а осенью Роберт начал готовить все необходимые документы для поездки.

– Представляете, стою уже на стойке регистрации в аэропорту, а мне говорят, что моих билетов нет, а до вылета остается всего полтора часа. Пришлось купить другой билет. Уже вечером, прилетев в Милан, я узнал, что во Франкфурте, где у меня должна была быть пересадка, пассажиры не могли вылететь три дня. В этот момент я понял, что случайных вещей в жизни не бывает – видимо, наш концерт должен был состояться в любом случае. Для меня эта мистическая ситуация с билетами стала неким символичным знаком.

По словам Роберта Юлдашева, выступление в Ла Скала стало для него неким откровением.

- Мне всегда казалось, что выступление – это шоу, где много музыкантов и обязательно происходит какое-то действо. Я был удивлен, что три тысячи зрителей два часа слушают одного певца, на сцене лишь фортепиано, и все это подсвечено лишь двумя прожекторами. В России никто бы не высидел два отделения такого концерта, но в Италии совсем другие, классические традиции. Выступление в Ла Скала стало для меня большим уроком. Я многое понял и по-другому стал относиться к организации концертов, открыл для себя новые горизонты, понял, что за внешней мишурой порой очень сложно увидеть настоящее искусство.

Этот год также не обошелся без запоминающихся поездок: в январе Роберт принимал участие в президентском концерте в Кремлевском дворце, затем отправился в большой гастрольный тур по Европе.

Коллектив артистов – особенная категория пассажиров. Музыкальные инструменты, зачастую дорогие, эксклюзивные, нуждающиеся в особых условиях хранения и транспортировки, поддержании нужного температурного режима, нередко становятся серьезной проблемой при перелетах. Однако в уфимском аэропорту, по словам Роберта Юлдашева, его гастрольные туры начинаются легко и приятно. Персонал всегда идет навстречу, стараясь всячески помочь при прохождении сложных предполетных процедур.

- Но где бы я ни находился, обязательно вырвусь домой. В какой-то момент понимаешь, что самое настоящее, самое ценное в жизни – это семья: родители, жена, дети.

Азат ВАХИТОВ.

"