Зрители на мировой премьере балета <Аркаим> устроили овацию

Зрители на мировой премьере балета <Аркаим> устроили овацию

21 июня 2005, 22:12
Культура
Все началось с лабиринта. Лабиринты истории, мистики, творчества и человеческой души пересеклись в священном месте - Аркаиме. Раскопав его в конце прошлого столетия, археологи установили примерный возраст древнего городища - сорок веков. Кто же жил почти четыре тысячи лет назад, радовался, грустил: Только камни дожили до нас, но они стойко хранят вековые тайны.Одно несомненно: это была разумная цивилизация, оставившая даже на каменных руинах отпечатки глубоких знаний. Один из знаков, который удалось расшифровать, - это Мандала, квадрат, вписанный в круг.
Древние космогонические тексты трактуют этот символ, как взаиморасположение Вселенной и Земли, соединение духовного и материального планов. Именно так переплелось все в новом балете <Аркаим>, премьера которого состоялась в столице Башкирии на сцене театра оперы и балета на минувшей неделе. Энергетика археологического памятника не могла иначе сказаться на творении известного композитора Лейлы Исмагиловой, которая связывает знакомство в 1991 году с древним городищем и начало работы над балетом. Разрозненные музыкальные этюды постепенно складывались в общую картину борьбы высокого и низкого начал в человеке.- Мы все вышли из Аркаима, - утверждает Лейла Загировна. - Из поколение в поколение передается то, что отличает человека от животного - его духовное предназначение. Космическое содержание нашей сущности - вот что отражает Аркаим.История, рассказанная в хореографии, выходит за рамки легенды. Это философская притча, в которой за рассказом о любви и ненависти читаются раздумья о месте человека в этом мире, о том, почему добро обладает всепобеждающей силой. Проблемы, волновавшие доисторических персонажей, актуальны и по сей день, поэтому авторы надеются на участие зрителей. По окончании премьеры зал аплодировал стоя.Дирижер-постановщик Роберт Лютер подчеркнул теплоту музыки, благодаря чему композитору удалось передать не только глобальную идею, но и простые человеческие эмоции. Зрителям запомнилась сцена гибели невесты главного героя Эрке в исполнении Гузель Сулеймановой. Танец мстителей соседнего племени поражает мощью и страстью. Есть и другие творческие удачи наших танцовщиков.Хореограф Андрей Петров отметил, что легко нашел общий язык с труппой Башкирского театра. Из башкирского наследия московский гость использовал элементы скачек и другие движения, но в целом балет стилизован в духе . Надо сказать, рисунок танца удивительно повторяет очертания древних камней Аркаима и гармонирует с остальными составляющими балета.Декорация в исполнении прославленного Станислава Бенедиктова соединяет две плоскости - лабиринт уходит ввысь, смыкаясь в круг, а внизу происходит действо. В одном лице перед зрителями предстали и археологический памятник, и реальный город.Костюмы были изготовлены по эскизам московского художника Ольги Полянской, много и плодотворно работавшей и в балете, и в кино. Но недоумение вызвала греческая стилизация одежды героев. Враждебное племя было представлено в восточных костюмах, напоминающих башкирские. Конечно, кто и как одевался в незапамятные времена, сказать трудно, но хотелось бы большей абстрагированности в этом вопросе.Руководитель федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой поздравил авторов балета, подчеркнув важность этого события для культуры Башкортостана и России. Для ценителей большого искусства <Аркаим> явился откровением и радостью, а для большой публики - балетом мирового уровня. Лабиринты Аркаима вывели творчество башкирского театра на новую высоту.Фаина ПЕРОВСКАЯ. в Уфе> от 22.06.05 г.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter