Posted 21 февраля 2019,, 07:57

Published 21 февраля 2019,, 07:57

Modified 17 октября 2022,, 19:38

Updated 17 октября 2022,, 19:38

«Мать нации, актриса эпохи»: Коллеги вспоминают Гюлли Мубарякову

21 февраля 2019, 07:57
Медиакорсеть пообщалась с теми, кто лично знал и работал с легендарной башкирской артисткой, покинувшей нас на 82-м году жизни.

Трагическая новость пришла еще вчера, 20 февраля. В год театра, к столетию родной Башдрамы, скончалась любимица публики, заслуженная артистка СССР, наставник и педагог Гюлли Мубарякова. В 2016 году назад она с размахом отметила 80-летний юбилей. Ей, как и прежде, вновь признавались в любви, благодарили за бесконечный талант и опору в творческих начинаниях, строили планы на будущее...

Именно Гюлли Арслановна для многих известных деятелей кино и театра стала тем человеком, который помог сделать первые шаги в мире искусства.

В июне прошлого года на сцене театра состоялась премьера трогательной мелодрамы в постановке Олега Ханова «Деревья умирают стоя», где она играла главную роль.

Сегодня о любимой артистке вспоминают ее коллеги и те, кто знал ее лично.

Зухра Буракаева, сценарист, кинодраматург

«Не успела сходить на ее последнюю премьеру...»

- Мы успели порадовать Гюлли Мубарякову фильмом «Сказка маленькой Гюлли». Она видела этот фильм по-другому. Но мы с режиссером Романом Пожидаевым и художником Русланом Магалимовым сделали по-своему и держали до конца в секрете. И позвали ее на презентацию в апреле прошлого года. Она благодарила нас со слезами на глазах.

Да, мы это сделали вовремя. Как и презентацию ее книги-альбома «Гюлли Мубарякова» в Национальной библиотеке им.А-Заки Валиди с Айгуль Муратовой.

А вот на ее последний спектакль «Деревья умирают стоя», куда она меня приглашала не раз, я так и не сходила...Надо, надо все делать вовремя...

И ее мама Рагида Янбулатова, и она сама - это важная часть моей жизни. Помню, как Гөлли апай общалась со мной после читки пьесы «Февраль. Буран» в гримерке. Говорила, что одного из Рами сыграет Артур Кабиров, что она сама его подготовит - чувствует в нем энергетику Рами.

Гөлли апай была женой поэта и драматурга Рафаэля Сафина, лучшего друга и сокурсника Рами Гарипова в те годы. Они и познакомились в Москве... Одна веселая студенческая компания студентов ГИТИСа, Литературного института, моего отца из МГУ, оператора Асгата Ашрапова из ВГИК...50-е годы прошлого столетия.

Рида Буранова, театровед

«Любимая мать башкирского театра»

- Только вчера провожали в последний путь Поэта - Загира Валитова из знаменитого спектакля Рифката Исрафилова «И судьба - не судьба!..» по повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство» и слушали в записи спокойный голос Загир-агая в этой роли:

«... я тогда понял, почему у реки – два берега. Потому что как два берега держат течение вод, так и между двух берегов течет сама Замана – Время: один берег – небытие, другой - вечность. А человек кладет на это жизнь – пытается соединить два берега: из дерева, камня, железа, из мысли и мечты строит он мост. Уносят мост половодья, крушат ураганы, обращает его в золу мимолетный галактический огонь. Человек гибнет, рождается вновь и принимается за свое извечное дело: строит мост...».

Всегда обращала внимание, что и в жизни актер чем-то напоминал Поэта. То ли своей интеллигентностью, то ли мудростью, то ли это было природное благородство.

А сегодня от нас ушла Старшая Мать - Гюлли Мубарякова.

Возможно, из-за того, что именно ее роль в дипломном спектакле Айрата Абушахманова по этому же произведению стала для меня, готовящейся тогда к поступлению на театроведческий одиннадцатиклассницы, самым большим сценическим потрясением, я всегда олицетворяла Гюлли Арслановну в основном с образом Старшей Матери. По-моему она и была общей любимой Матерью башкирского театра.

И не только для актеров. Ужасно осознавать вмиг наступившее сиротство. Похоже, год театра в республике запомнится не столетним юбилеем театра Гафури или другими пышными празднествами, а уходом великих.

Азат Зиганшин, заслуженный артист РБ

«Интеллигентная по своей сути»

- Что можно сказать о большом человеке? Это была огромная личность, величина. Сейчас очень не хватает интеллигенции, а Гюлли Арслановна была как раз из таких. Интеллигентная женщина во всем. С ней всегда было приятно разговаривать, работать.

Она сыграла в первом моем спектакле. Для меня было такой честью, что она со мной согласилась работать. И ведь она слышала и слушала меня, благодаря чему еще больше выросла в моих глазах.

Она никогда не проходила мимо, когда мы виделись на театральных премьерах, на улице. Всегда подходила, интересовалась, как идут дела, как семья, как дети...

Мать нации.

Мы, люди творчества часто бываем эмоциональны, вспыльчивы. Гюлли Арслановна же всегда сохраняла ясный, холодный ум, при этом всегда бережно относилась к любому человеку несмотря на то, что про него говорят. Я не знаю, откуда в ней все это..

Татьяна Майорова, журналист

«Ни тени снобизма»

- Я познакомилась с Гюлли Арслановной в самом начале своей журналистской карьеры, когда проходила практику в газете «Ленинец» в начале 90-х годов. Тогда был организован просветительский проект - круиз по Белой по Башкирии на теплоходе, названном в честь отца Гюлли Арслановны - «Арслан Мубаряков».

Гюлли Арслановна была очень взволнована этим, назвала это событие очень важным для себя. Она в ходе поездки много общалась с актерами местных театров и зрителями во время творческих встреч, отвечала на вопросы. Была очень тронута теплым отношением аудитории.

Меня тогда поразило, как запросто, без тени снобизма, эта великая актриса держится со всеми - и актерами, и зрителями. Когда я брала интервью у пожилой актрисы одного из театров, которая не говорила по-русски, Гюлли Арслановна предложила переводить.

Последний раз мы с ней общались в канун 1 сентября 2017 года, когда готовили материал к началу учебного года.

Гюлли Арслановна рассказала, как любит общаться со студентами, брать их за руку и вести к новым знаниям, помогать постигать профессию. Она была поистине великой актрисой и прекрасным человеком.

Фарзана Утарбаева, режиссер

«Она в меня поверила!»

- Она в меня поверила! Гюлли Арслановна... Это было для меня очень важно и придало сил и уверенности двигаться дальше. Это был мой первый проект, короткометражный игровой фильм «Ҡырағай» («Дикарь»). Когда решила предложить ей роль, честно, думала, что она откажется.

Кто я? Ни фильмов, ни других проектов... Просто неизвестная дебютантка, которая хочет снять фильм на свой же сценарий... и неизвестно, что еще получится. Но подумала - “была не была”, взяла себя в руки и решилась!

...Я ей позвонила, она была очень приветлива, хоть мы и не были с ней вовсе знакомы, позвала к себе домой. И вот я пришла, мы познакомились, пили чай и много общались, я рассказывала о своем проекте, оставила ей сценарий и волнительно ждала ее ответа...

Я была поражена и приятно удивлена тем, что можно было вот так просто позвонить и уже сидеть у нее дома и пить с ней чай... она же Легенда! Она была такой доброй, мудрой... Особенно мне нравилось, когда я уже после съемок звонила ей узнавать как дела, она отвечала: “Фәрзәнә, Балаҡайым, һаумы!”...

И вот она согласилась на роль! Как я была счастлива! Она сказала,четко помню: “Нужно помогать молодым, поддерживать... Мне будет интересно поработать с молодыми!..”

Многие были удивлены, что сама Гюлли Арслановна согласилась на роль и говорили мне, что это смело, может быть, и нагло для дебютантки, решиться позвать саму Гюлли Арслановну! Ей очень понравился фильм, она не пожалела, это главное... Я ее не подвела! Для нее этот был все же большой риск, но она поверила! А как она сыграла мать, которая готова на все ради сына-дикаря...

Съемки длились неделю, чуть больше. Она была очень профессиональна, могла с нами с утра до вечера ходить и ни слова не проронить что устала, или хватит на сегодня... всех поражала ее стойкость, выдержанность.

Я даже помню момент, когда были съемки в больнице, она лежала на больничной койке со всеми медицинскими штучками на руках, лице, во рту... была долгая смена, и тут пришел на съемочную площадку Айнур Аскаров, который так же помогал с проектом, но увидев, что Гюлли Арслановна долго лежит на кровати, он повел меня в сторону и возмущался тому, что мы долго ее так снимаем и мучаем. Но сама она ни проронила ни слова. Вот она, советская закалка, выдержанность...

«Удивляла своей простотой»

Артур Кабиров, актер, певец

- Она очень помогла при выпуске спектакля "Февраль. Буран". Я там играл Рами Гарипова. Так как они были знакомы, она мне про него рассказывала и направляла меня в монологах. На съемках фильма "Дикарь" я удивился её простоте. Съемки - процесс длительный, трудоемкий. Но она спокойно ждала, никого не торопила, я ею был вдохновлен. Наши гримерные были рядом. И когда мы встречались в коридоре, она мне всегда говорила: Здравствуй, сыночек...

А вот как о Гюлли Мубаряковой писал ее супруг, поэт и драматург Рафаэль Сафин (пер. З.Буракаевой):

Хоҙай һине, ахыры, һине шулай һоҡландырыр өсөн яратҡан. Яратҡан да, ситтән ҡарап тороп, һоҡланғандыр үҙе аҙаҡтан. / Наверное, Всевышнему было угодно Создать тебя для восхищенья. Создать, и со стороны тихонько Тобою восхищаться самому.

Церемония прощания с артисткой состоится завтра, 22 февраля, в 11.00 в Башкирском государственном театре им. М. Гафури.

"