Posted 19 октября 2014,, 22:26

Published 19 октября 2014,, 22:26

Modified 10 ноября 2022,, 18:45

Updated 10 ноября 2022,, 18:45

Устраивая перфоманс, Наиль Байбурин сам превратился в эпатажный арт-объект

19 октября 2014, 22:26
Уфимский многостаночник от искусства Наиль Байбурин, участник арт-группы «ЧингисХан», продолжает радовать поклонников своего таланта. На этот раз художник обратился к проблеме добра и зла. Авторская выставка Байбурина «4 смерти и искусство» проходит в эти дни в галерее «Мирас», а на днях художник представил еще и перфоманс «Дорога в небо», где предстал также в роли музыканта, писателя и историка искусств.

Мне бы в небо

Пионер уфимского перфоманса признался, что выставка формировалась под лозунгом «Все сметено могучим ураганом». Байбурин вынес из мастерской работы, которые мешали ему создавать новую серию шедевров под рабочим названием «Пловчиха». Причем не просто вынес, а расставил в одной из самых престижных галерей города - в «Мирасе». Художник поделил экспонаты на добрые и злые по одному ему понятному принципу. Так, инсталляция «Смерть смешная» - штука недобрая. На создание уложенного «на спину» портрета рекламной девушки с приклеенными намертво ногами манекена автора вдохновило «Падение Икара» Брейгеля-старшего. Хотя убери надпись-подсказку, и вряд ли самый продвинутый в актуальном искусстве специалист проведет параллель между творением башкирского гения и полотном голландца.

– Эту рекламную штучку я в «Галерее ART» забрал, - пояснил Байбурин. – У Брейгеля тоже крупный землепашец, а в океане две ножки торчат.

В «добрые» попала инсталляция «Смерть прекрасная» – стол без столешницы с резным клеймом «Ясная поляна» и выкрашенными в цвет сирени ножками. Привет Льву Николаевичу. Фигура Толстого давно будоражит воображение художника. Он рассказал, что неоднократно штудировал статью писателя «Что такое искусство», разбирая постулаты по пунктам, а непосредственно во время перфоманса признался, что не читал «Войну и мир». Впрочем, это не помешало художнику назвать роман научной книгой и анализом зла.

- Прочитайте все «Войну и мир», - посоветовал посетителям культуртрегер.

Сам перфоманс «Дорога в небо» по традиции был импровизацией с элементами заготовок.

– У меня нет сценария, репетиций. Концепция перфоманса – «Метеорит не падает дважды в одно место». Наметки, конечно, существуют, но я должен увидеть глаза, найти слова, а они сами идут, - рассказал идеолог действа.

Кстати, слово «перфоманс» Наилю Байбурину не очень нравится. Он предпочитает называть то, чем занимается, «Метаморфозами».

Перфоманс «Дорога в небо» открылся соло художника на стиральной доске. Сначала большинство зрителей, пришедших в «Мирас» в поисках истины и зрелищ, пыталось следить за ходом мысли художника в надежде поймать за хвост ускользающую идею. Позже выяснилось, что кое-кого из присутствующих поразил изобретательный ум художника и масштаб его мышления. Предлагаем проследить за полетом мысли Байбурина. Предупредим сразу: постичь гения дано не каждому.

– Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Крестный ход». Гоголь «Вий» и «Мертвые души». Это к сегодняшнему дню. Культура, культ – это главная тема. Культ, культ души – это главная тема, культ в народном творчестве, культ в крови, культ в концепции. Это реликт, это мир актуального человека. Искусство, искусственность – это красиво, современно. Множество слов, замечательных слов, понятных всем, независимо от возраста, социума, образования, - в этом духе Байбурин вещал добрую часть вечера.

Метаморфозы на почве музыки и прозы

В душу художника явно запали слова «красота» и «изобретательность», и он неоднократно произносил их в комбинациях с не менее прекрасными понятиями «искусство», «культура», «актуальность». Больше всего это напоминало проповедь лидера некой секты. Надо признать, речь Байбурина завораживает. Слово он произносит проникновенно, гипнотически, с придыханием, воздействуя на зрителей, как удав Каа на бандерлогов.

– Мы в Христе, мы в Будде, мы в Республике Башкортостан, мы в России, мы смотрим на Нью-Йорк, на Париж, мы ездим в Турцию… Мы трава на холмах, которая подчинена временам года, - с МХАТовскими интонациями произносил Байбурин.

Ну, чем не медитация?

Но в настоящий транс посетителей галереи ввел вовсе не автор перфоманса, а его гостья – певица Гульгена Баймурзина. Пока художник в очередной раз собирался с мыслями, девушка проникновенно пела башкирские песни. Да так, что у зрителей замирало сердце. Слушать ее чистый голос можно очень долго. Именно ее исполнительское мастерство сорвало самые искренние аплодисменты.

В этот вечер Наиль Байбурин открылся публике еще и как музыкант. Он сыграл посетителям галереи на аутентичном инструменте, отчетливо напоминающем берцовую кость крупного животного. То ли надеялся эпатировать публику, то ли хотел подчеркнуть первобытную чистоту и незамутненность своего творчества.

Также герой перфоманса, как настоящий специалист, поделился своим отношением к некоторым знаковым фигурам мирового искусства. Здесь тоже не обошлось без метаморфоз. Так, герцог Миланский Лодовико Сфорца трансформировался в Борджиа. По заказу именно этого правителя, по версии Байбурина, Леонардо да Винчи написал свою «Даму с горностаем», изобретя новое направление в искусстве – «как живая». Все тот же Лев Толстой оказался жертвой алчности Софьи Андреевны.

– Толстой, как только написал «Детство» и «Анну Каренину», получил за это гигантские деньги, супруга, правда, забрала, - посочувствовал Байбурин.

В «Лолите» Набокова Байбурину все оказалось ясно: Гумбольдт – больной человек, американское общество тоже больно, а сам писатель – лучшее, что есть в русской словесности.

– А певицу можно еще послушать? – в какой-то момент раздался голос в зале.

Вновь зазвучала песня.

После Байбурин превратился в деда Мороза и стал раздавать сидящим в зале наборы открыток с репродукциями.

– Это напечатано в рамках программы «Помощь культурным маргиналиям», - невинно бросил в зал художник, пока зрители разглядывали неожиданные подарки.

Затем все могли наблюдатель новую метаморфозу – в писателя. Байбурин достал исчирканный листок и начал читать сказочку «Красная шапочка and Серый волк». Зрители быстро разобрались, что рассказ юмористический, и заулыбались.

Дитя любви, дитя свободы

Кстати, по ходу действия посетители могли высказывать свои впечатления по поводу увиденного. Кто-то разглядел в перфомансе «квинтэссенцию чего-то башкирского народного, из глубины самосознания», кто-то честно признался, что мало что понял, а кто-то заявил, что художник дискредитировал современное искусство, сведя все к «красоте и изобретательности».

– Придумать скотчем картины писать – разве этого достаточно? Это даже обидно, - недоумевал зритель.

Художник не обиделся и выдал очередную порцию слов про культуру и искусство.

– Мне показалось, что вы попробовали приоткрыть завесу искусственного искусства и как капусту его раскрыть. Показать, что к тайне можно продвинуться, – сказала одна из зрительниц. – Я поймала себя на ожидании, что как будто открыли красивую шкатулку, и там что-то мерцает.

– Это то, к чему я стремлюсь, - скромно ответил Байбурин.

Он рассказал, что часто слышит о своих работах слово «прикольно». Ему также приятно, что люди фотографируются с его творениями.

– Уфимский перфоманс – это что-то более душевное, более теплое по эмоциональной окраске, чем то, что проводят в Москве, - поделилась своими впечатлениями от вечера одна из зрительниц Айна Федорова. – Для себя я получила массу положительных впечатлений, какой-то заряд, и думаю, что работа души и разума будет не день, не два длиться. Может быть, это и не приведет к какому-то значимому результату, но все равно это положительные эмоции и впечатления.

На наш взгляд, феномен Байбурина заключается в том, что он сам является частью своих инсталляций. В его отсутствие экспонаты становится горсткой случайно собранных вещей, и только истории, рассказанные художником, способны оживить сидящий в зале манекен, он же творение «Смерть медленная». Люди ходят смотреть не на очередное «нечто», а на самого Байбурина, его слова конспектируют, чтобы позже проанализировать. Художник превратился в арт-объект. Байбурин как тот самый младенец, устами которого, возможно, и не глаголет истина, но который может позволить себе быть свободным каждую минуту.

– Это просто счастливое совпадение, таким человеком нужно родиться, - так видит секрет притягательности Наиля Байбурина для уфимской публики галерист Ольга Рамазанова. – Если б у нас не было такого художника, было бы скучно. Он может совершенно свободно высказывать свои мысли и свободно творить, не боясь, что его кто-то не поймет. Этот проект рассчитан на то, чтобы зритель додумал и домыслил. Думаю, каждый для себя здесь что-то новое открыл.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"