Posted 20 сентября 2011,, 16:04

Published 20 сентября 2011,, 16:04

Modified 10 ноября 2022,, 18:55

Updated 10 ноября 2022,, 18:55

Бывший мотогонщик возводит церкви в уфимской квартире

20 сентября 2011, 16:04
Порой дивишься - чем только народ ни занимается: некоторые и из мусора делают необыкновенные вещи! Например, 68-летний уфимский пенсионер Герман Богданов мастерит макеты православных храмов, а материал для работ находит… на помойке. Примечательно, что от искусства Герман Васильевич – человек далекий. В молодости он увлекался мотоспортом – дослужился до мастера спорта по мотогонкам на льду, работал водителем в геологоразведке, механиком, но настоящей отдушиной стало для жителоя столицы Башкирии его богоугодное увлечение. Недаром фамилия умельца означает «Богом данный».

Скользкая дорожка

Герман Васильевич с детства не мог усидеть на одном месте: всегда занимался чем-нибудь интересным. В младших классах посещал стрелковый, парашютный клубы, летал также на самолетах в аэроклубе. Даже первым машинистом детской железной дороги, что в парке имени Якутова, был именно Герман Богданов. Он учился в восьмом классе, когда в железнодорожную школу набирали мальчиков. И в свободное от учебы время парень катал на паровозе маленьких детишек.

- Да, при Советском Союзе все было для детей, - ностальгирует Герман Васильевич, - а главное – бесплатно. А сейчас попробуй-ка ребенка устроить в какой-нибудь спортивный кружок - какие деньги нужны!

Детство Германа Васильевича, несмотря на тяжелое послевоенное время, было ярким. Помнит, как его, четырехлетнего мальчика, из детского садика забрал вернувшийся с фронта отец.

- Радости моей не было предела! Это единственное, что сохранилось в моей памяти из военного времени. Зато много чего помню о своей службе в армии. Долг родине пять лет отдавал в морской авиации мастером по разведке, и, несмотря на то, что носил положенную форму, не видел моря, да и на самолете не летал. А все потому, что служить пришлось в особой секретной части Москва-400.

Молодого человека друзья часто поздравляли с тем, что ему приходится служить в столице, но, несмотря на название, войсковая часть находилась в степях Казахстана.

- Наша часть находилась недалеко от Байконура, - вспоминает мастер. - Как-то на наш аэродром привезли моего тезку – знаменитого космонавта Германа Титова. Это было перед его запуском в космос. Его привели в столовую для личного состава, где я в этот день по уставу должен был всех обслуживать. И вот, значит, я увидел космонавта, не вытерпел и, переборов в себе скромность, подошел и сказал: «А я тоже Герман!», на что он протянул мне руку и ответил: «Ну, привет, Герман!» Потом меня гордость разбирала, что знаменитый космонавт мне руку пожал.

Но больше всего Богданова был горд, когда стоял на пьедестале почета победителей чемпионата по мотогонкам на льду, а ведущий объявлял: «Герман Богданов, Советский Союз». Для молодого мотогонщика не было ничего слаще, чем эти слова.

- А вот если сейчас скажут «Герман Богданов, Россия», это уже как-то не то. «Советский Союз» звучало гораздо лучше, - вздыхает пенсионер.

Этим видом спорта уфимец занимался шесть лет, до армии успел стать мастером спорта по мотогонкам на льду, был в одной команде с такими чемпионами мира, как Самородов, Кадыров, Шайнуров, выступал вместе с ними.

- Помню, как на чемпионатах ребята из Чехии, Финляндии и других стран выходили в красивых формах, а мы выходили в кирзовых сапогах да телогрейках, но все равно всегда занимали первые места. И мотоциклы у них были хромированные, нам казалось чудом, когда смотрели на них. А свои нам приходилось собирать вручную: в холодных боксах в морозный день прикручивали все голыми руками, весь мотоцикл на резинках да на мочалках.

Однако чемпионом мира Герману Васильевичу стать так и не удалось.

- Я стартовал самым первым, чтобы потом удерживать всех остальных – шведов, чехов, финнов, старался прижать их к кромке. А знаменитых ребят из нашей команды пропускал вперед, ведь должен же быть национальный герой. Так было принято, а я жертвовал своим успехом.

Во время очередного чемпионата на последнем вираже он удерживал шведа Андерсона, который сшиб его, после чего Богданов оказался в больнице со сломанной ногой.

После службы в армии мастер спорта еще два года занимался спидвеем, но потом перестал попадать в десятку и понял, что нужно менять свое хобби. Да и семьей обзавелся: нужно было больше работать, чтобы прокормить родных.

Взял на веру

Любовь к автоделу повлияла и на выбор профессии: всю жизнь он проработал автомехаником. Но по началу лет пять Герман Васильевич трудился в геологоразведке - доставлял геологов на объекты. Шофером же он мечтал стать с самого детства.

- Чтобы научиться водить машину, нужно было платить за курсы, а родители зарабатывали мало, и тянуть из них деньги было как-то неудобно. В армии же я служил в мотопехоте, где сдал экзамены на водителя третьего класса и стал наконец-то шофером. После службы выучился на водителя первого класса. Мечтал устроиться водителем-испытателем на Камский автозавод. Узнал, что для этого требуется средне-техническое образование. Поступил сюда в автодорожный техникум, но требования выросли – нужно было получить высшее образование. Тогда я поступил в Горьковский институт на заочное отделение, окончил его, вот только желание работать испытателем пропало.

Сейчас Герман Васильевич живет в трехкомнатной квартире вместе с семьями двух своих сыновей – 38-летнего Владимира и 36-летнего Стаса. Пятнадцать лет назад он нашел для себя новое увлечение – мастерить из спичек и деревянных колышков модели церквей.

- Однажды увидел фотографию церквей на острове Кижи, и так изображенные на ней храмы мне в душу запали, что решил я воспроизвести их из спичек. Сначала попробовал сделать верхушку - самую красивую часть церкви, а потом приноровился и доделал целиком. Правда, на работу у меня ушел целый год.

Новое дело так захватило Германа Васильевича, что он освоил новый материал: вытачивал из палочек бревнышки и мастерил храмы с помощью канцелярского клея. Иногда пенсионер радует интересными вещицами своих внуков: то избушку на курьих ножках смастерит, то мельницу.

Интересно, что все церкви рукодельника имеют свои прототипы. Прежде чем возводить мини-храм, пенсионер изучает его историю, узнает размеры по книгам.

- Все мои работы документально выдержаны, - уверяет мастер. - Стараюсь их копировать в точности до мелочей, а чтобы придать мини-зданию возраст, несколько раз покрываю модель лаком, чтобы выглядело темнее.

Белокаменные храмы он делает из пластика, а кресты - из обычной фольги. Все материалы он находит в мусорных контейнерах, после чего отслужившие свое вещи в руках уфимского пенсионера обретают вторую жизнь.

- В среднем на изготовление одной церкви у меня уходит две недели, если работать над ней с утра до вечера. Когда занимаешься чем-то интересным, время летит быстрее. Для каждой церквушки у меня даже паспорт имеется, где указано место ее нахождения и год возведения. У меня даже был храм, который светился изнутри. Все мои работы можно использовать в качестве декоративной шкатулки: к примеру, складывать в них украшения.

Работы уфимского мастера долго у него не залеживаются: обычно кому-нибудь дарит – родственникам, друзьям, соседям, но не всегда к его экспонатам относятся с должным уважением.

- Когда у крестника была свадьба, я решил подарить ему самую дорогую для меня церковь, которая подсвечивалась изнутри маленькой лампочкой, там и иконки были размером с ноготок. Я презентовал ее от всей души, все гости на свадьбе восхищались работой. И как же мне стало обидно, когда через месяц я приезжаю к нему, а подарок пылится на шкафу, а прямо на кресте болтается женская шляпка. Я расстроился аж до слез.

Сколько всего церквей воспроизвел Герман Богданов и не помнит - давно уже сбился со счета, тем более, что больше половины работ он раздарил.

- Сейчас бы с удовольствием изготавливал храмы на заказ или на продажу. В моей маленькой комнате их уже ставить некуда, а прибавка к небольшой пенсии мне бы совсем не помешала.

Айгуль ХАФИЗОВА.

"