Posted 20 июля 2015,, 20:03

Published 20 июля 2015,, 20:03

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

Наиль Байбурин мечтал превратить Уфу в культурную столицу Урала

20 июля 2015, 20:03
На 60-м году ушел из жизни известный уфимский художник, сценограф, писатель, поэт, мастер перфоманса и мистификации Наиль Байбурин. Человек, подаривший Уфе такие арт-объекты, как «Колесо вечности» на улице Пархоменко, граффити по мотивам полотна «Юность преподобного Сергия Радонежского» Михаила Нестерова на перекрестке улиц Мустая Карима и Чернышевского, ряд скульптурных композиций у торговых центров «Башкортостан» и «Галерея АРТ». Он обладал особым талантом видеть чудеса в обычных вещах и великолепным чувством юмора. Наиль Байбурин был большим любителем розыгрышей, на которые купился не один ценитель искусства. В руках мастера шлифованное морем стекло превращалось в драгоценные зуммуруды, а стиральная доска – в музыкальный инструмент.

От «куколки» до «Чингисхана»

Творчество Наиля Габдулловича понимали далеко не все, однако любая выставка или перфоманс с его участием неизменно привлекали внимание публики. Его арт-объекты не раз вызывали жаркие споры среди горожан. У Наиля Байбурина был светлый дар не обижаться на критику, более того, казалось, художник и сам не всегда серьезно относился к своему творчеству. Мастера вполне устраивало, когда он слышал в адрес своих работ «прикольно», а как особую похвалу он рассматривал желание горожан сфотографироваться на фоне арт-объектов.

– Свои работы я делю на две категории: злые, ироничные и симпатичные, добрые, - говорил он. – Естественно, мне ближе добрые. Они комфортные, а злые – дерзкие, но они тоже необходимы, как струны.

Чтобы до конца понять замысел художника, нужно прожить его жизнь. Все наши трактовки – не более чем версии, имеющие право на существование. Начинал свой творческий путь Наиль Габдуллович в Башкирском театре кукол как художник-постановщик, а потом и худрук.

На счету Байбурина около тридцати театральных работ. Казалось бы, сцена башкирской «куколки» – то самое место, где можно реализовать любые художественные эксперименты и фантазии, вплоть до драматургических. Но Байбурин не был бы Байбуриным, если б на этом успокоился. Позже он назовет Всевышнего кукловодом: «Человек в поисках кукловода: «Дай мне ниточку. Что делать, подскажи?». Однако сам художник быть марионеткой в чьих-то руках не желал. Куда больше Бабйрину нравилась роль режиссера.

Человек ищущий, он фонтанировал проектами, которые многим казались странными. К счастью, Наиль Байбурин нашел поддержку в лице земляков-единомышленников из творческой группы «Инзер», в 1993 году трансформировавшейся в объединение «Чингисхан». При этом эпатажный художник сумел не потеряться на фоне таких величин, как Наиль Лутфуллин, Василь Ханнанов и Расих Ахметвалиев. Более того, многие считают, что известность «чингисхановцам» принесли не в последнюю очередь байбуринские перфомансы, первый из который случился в 1997 году. В то время подобные «режиссерские штучки» для региона были в новинку.

– Перфоманс – это великая сила, основанная на реакции подсознательных мотивов человека, - сказал как-то Наиль Байбурин. – Это глубинные архетипичесике ритуалы. Например, для меня покачивание спиритического шарика экстрасенса и кадила батюшки – явления одного порядка. Само представление может иметь непредсказуемые последствия. Ведь перед перфомансом каждый участник настраивается на изменение судьбы, он как бы закидывает крючок в поток жизни. А ведь вытянуть можно что угодно и в корне поменять свое мировосприятие.

Премьера без репетиций

В отличие от организаторов московских перфомансов, сделавших имя на эпатажных выходках, Байбурин преследовал более высокие цели. По признанию мэтра, современное, актуальное искусство привлекало его возможностью в одно мгновенье вызвать у зрителя мощную эмоцию.

– Я очень сильно рвался в этот отряд актуальных художников, - признался он как-то. – Участвовал в 2001 году в солидном биеннале «Арт-Москва», с Олегом Куликовым мы делали проект. Все было прекрасно. Но в итоге вижу: и Олег мается, не может ответить на многие вопросы. Остальные-то вписались и не мучаются, благосостояние-то существует.

Многие «метаморфозы», как называл свои представления сам Байбурин, были чистой импровизацией, рождающейся здесь и сейчас.

– Суть перфоманса в том, что я не знаю, что мы будем делать. Метеорит не падает дважды в одну и ту же точку, у перфоманса не может быть репетиций, - говорил он. – Наметки, конечно, существуют. Но вот кто придет сегодня? Человек затратил время, и он не должен обмануться. Что я могу? Что-то благородное. Для этого я должен увидеть глаза, а слова сами идут.

Еще одной страстью Наиля Байбурина были путешествия. К его историям о встречах с известными искусствоведами, актерами, режиссерами многие относились недоверчиво. Теперь уже никто не узнает, что было правдой в его рассказах о дальних странах, а что вымыслом.

– Я был в Дамаске за два месяца до войны. Я поехал, потому что концепция была: ну сколько можно жить в Простоквашино?! Хотел влипнуть в эту историю, когда я раненую сирийку вытаскиваю из развалин, каким-нибудь куском бетона придавленную…

– Удалось?

– Нет, я объехал все, уехал, и через месяц началась война. Все сирийцы тогда начинали: «Какая война, ну что вы». Но я видел таких серых, и на каждом шагу «скульптуры» – отец, сын, пасынок. Я смех не слышал, детский смех.

«Это все, что останется после меня»

– В Англии есть хранители местности – художники, которые следят за ландшафтом, - поведал однажды Наиль Байбурин. – Они тонко чувствуют пластику местности, могут и коровью лепешку запустить, чтобы подправить пейзаж.

Именно таким хранителем и мечтал стать художник для родной Башкирии. Год за годом одаривая столицу Башкирии скульптурными композициями, он стремился преобразить родной город. Надеялся, что со временем Уфа станет культурной столицей Урала.

К сожалению, многие творения мэтра исчезли с улиц Уфы еще при его жизни. Так, в 2009 году погиб от рук вандалов созданный в соавторстве с Артемом Никулочкиным «Мечтатель». Увлечение розыгрышами сыграло с авторами скульптуры дурную шутку. Ваятели объявили, что смотрящий в небо юноша отлит из бронзы, а голова скульптуры покрыта сусальным золотом. Однако спустя месяц статуя была разбита вдребезги уфимскими подростками. Как оказалось, «Мечтатель» был вылеплен из гипса.

Не повезло и бюсту Аристофана у «Галереи АРТ», арт-директором которой Байбурин работал в последние годы. В 2014 году древнего грека попросту выкрали. И это не единичные случаи. Но есть и другие примеры.

В 2012 году, когда власти Уфы начали в массовом порядке вырубать деревья, Наиль Наиль Байбурин и галерист Ольга Рамазанова устроили акцию в защиту городских аллей. Липы на улице Ленина, которые должны были попасть под пилу, обвязали бинтами и облили кетчупом. Подействовало. «Раненые» деревья целы до сих пор.

Счастливо закончилась и история с холмами в деревне Каргалы Благоварского района. Когда 10 гектаров перетекающих друг в друга холмов хотели продать под шашлычную, Байбурин, а был он в то время ни много ни мало председателем местного землячества, заявил: «Чтобы ни одна собака без моего разрешения на эти холмы не залезала, только овечки!». Холмы стоят нетронутыми до сих пор. Кстати, именно в этой местности более десяти лет назад состоялся знаменитый перфоманс «чингисхановцев» «Золотая пайцза». Как воспоминал позже художник, спровоцировать на эмоции местных жителей оказалось непросто.

– Они ж думают: «Наиль приехал, сабантуй устраивает», - рассказывал он. – Я ж художник. Владимир Владимирович Путин как раз в тот год вступил в силу. Вот электричество в воздухе было, сейчас что-то такое случится! В конце моего перфоманса главный герой Максим Холодилин выезжал на белом коне. Появился, как явление Христа народу. И вся эта толпа рванулась навстречу ему.

Масштаб личности определяют ее поступки. Творческое наследие Наиля Байбурина столь неохватно, что всю его мощь еще только предстоит изучить искусствоведам. Однако уже сейчас можно сказать с уверенностью: Башкирия лишилась своего хранителя местности, талантливого режиссера, ироничного художника и светлого человека.

Прощание с мэтром пройдет 21 июля в 13:00 по адресу: г. Уфа, улица Расулева (бывшая Благоева), 8.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"