Posted 20 мая 2014,, 10:18

Published 20 мая 2014,, 10:18

Modified 10 ноября 2022,, 18:46

Updated 10 ноября 2022,, 18:46

На православном фестивале в Греции коллектив уфимского храма споет на башкирском

20 мая 2014, 10:18
В июле хор православного прихода Кирилло-Мефодиевского храма Башкирии отправляется в греческий город Превеза. Коллектив будет представлять республику на XX международном хоровом конкурсе духовной музыки. Кроме произведений духовной музыки коллектив представит на конкурсе две народные песни — на русском и башкирском языках. Для участников хора это не первая подобная поездка. Ранее они становились победителями конкурса духовной музыки в Чехии и первого Флорентийского интернационального хорового фестиваля.

Надежда на мецената

Поехать на фестиваль-конкурс в Грецию — давняя мечта участников коллектива. Еще в 2012 году хоровая молодежь обнаружила сайт православного конкурса в интернете и начала строить планы. И вдруг оказалось, что никакой информации на 2012 год о конкурсе нет: в Греции случился дефолт. Тогда участникам коллектива предложили отправиться в Италию — на флорентийский фестиваль.
— Когда возникла мысль участвовать в конкурсе в Италии, я отправилась за советом к архимандриту Илие, мнение которого мне всегда очень важно, — рассказывает руководитель хора Татьяна Гончаренко. — Вопрос был не только в огромных деньгах на поездку: все-таки Италия — страна католическая, а мы — православные.

Отец Илия развеял сомнения.
— Нужно нести нашу культуру в мир, а деньги найдутся, — уверенно заявил старец.

Отец Илия оказался прав. Неожиданно нашелся спонсор — нефтяная компания. В конкурсе принимали участие коллективы со всего земного шара — из России, Тайваня, Мексики, Болгарии, Турции. Из Флоренции уфимские певчие привезли золотую медаль в номинации «Духовная музыка» и серебряную — в номинации «Ранняя музыка».

К вопросу о поездке в Грецию участники коллектива вернулись два года спустя. Как обычно, вопрос упирался в деньги. Сумма для коллектива, в котором поют в основном студенты и педагоги-музыканты, — неподъемная.
— Обычно мы готовим очень много писем к потенциальным спонсорам, и я сама их разношу по организациям. Вот и в этот разнесла — везде тишина. Что делать, не знала, — рассказывает Татьяна Гончаренко. — Когда мне посоветовали обратиться в фонд «Урал», я сказала, что у благотворителей и без нас много обязательств, но пошла к владыке за благословением. Он написал письмо в фонд, мы собрали документы в храме, и я их отнесла. Благотворители принимают документы у всех, не отказывают никому.

И однажды в классе, где Татьяна Генриховна занималась со студентами, раздался звонок — сотрудники благотворительного фонда «Урал» сообщили о положительном решении на просьбу выделить необходимые средства на поездку.

Меценаты, спонсирующие культурные проекты, охотно поддержали вокальный коллектив. Ведь сегодня хор уфимского Кирилло-Мефодиевского храма известен далеко за пределами Башкирии и России. Во многом это заслуга его руководителя — доцента кафедры теории музыки Уфимской академии искусств имени Исмагилова Татьяны Гончаренко.
— Она очень верующий человек, с детства воспитана в православном духе, — отзывается о регенте хора настоятель храма Кирилла и Мефодия отец Александр Данилов. — Человек-трудяга, у нее несколько высших образований. Татьяна Генриховна очень строгая, причем в первую очередь к себе, и очень ответственная. Совокупность веры, дисциплины, образования и профессионализма дают хорошие результаты. Мне как священнослужителю, настоятелю, радостно, что случается под звуки этого хора совершать богослужения.

Лучше с хором

Впрочем, как признается Татьяна Гончаренко, сама бы она никогда не осмелилась стать регентом церковного хора.
— С 1993 года я езжу к оптинскому старцу — батюшке Илие, сейчас он архимандрит Илий, духовник нашего патриарха, — рассказывает женщина. — И он неожиданно для меня сказал: «У вас там в Уфе храм строится, когда начнут служить — встанешь и будешь петь». Я говорю: «Батюшка, как? Я никогда не стояла на клиросе, мне никто не предлагал». А он в ответ: «Вот сейчас приедешь…». Так и случилось. Прозорливый он.

Вместе с Татьяной Генриховной в храм Кирилла и Мефодия пришли два ее студента — баянист, ученик дирижерского отделения Алеша Сулимов и сопрано Нинель Сутормина. Сегодня бывшие хористы — состоявшиеся люди. Нинель — педагог, защитила диссертацию «Онтология музыкальной духовности», а Алексей Сулимов — солист Московского камерного музыкального театра имени Бориса Покровского. Несмотря на известность, связь с друзьями по хору артист не теряет и, когда приезжает в Уфу, старается навестить их.

Первая служба нового коллектива состоялась в марте 1994 года. Встав во главе церковного хора, Татьяна Гончаренко столкнулась с проблемой — невозможно было достать ноты, подходящие для богослужебных целей. В храме петь музыку концертного зала нельзя.
— Это сейчас полно нот, в те времена их только начали издавать, — вспоминает регент хора. — Я имею в виду духовную музыку, которую можно петь в храме. Конечно, были сборники духовной музыки наших русских классиков, которые все продолжали петь в годы гонения на церковь, но они предназначены для концертной эстрады. А то, что пригодно для богослужебных целей, в основном было в рукописях.

Первые ноты для своего хора Татьяна Генриховна получила в Новоспасском монастыре в Москве.
— Это были рукописные ноты, и я их переписывала от руки. В Уфе пели как-то по-другому, — говорит она. — И потом, в какой бы монастырь я ни приехала, со мной делились нотами. Если это были песнопения для мужского состава, я делала переложения для смешанного. Так постепенно собиралась коллекция. А потом все появилось, все печатают, только знай себе пой.

Руководитель Татьяна Гончаренко очень требовательный. Репертуар выбирает единолично, очень кропотливо и долго над ним работая. Прежде чем встать на клиросе, каждый участник коллектива прошел строгий отбор.
— Я сразу сказала, мы будем петь только московские гласы, и в хоре будут петь только люди, у которых есть образование, — рассказывает она. — У нас нет любителей. В хоре поют студенты, выпускники академии искусств. Во многих церквях есть правый хор — праздничный и левый — будничный. Раньше «на буднях» пели обычно бабушки. В годы, когда все было порушено, они держали традицию. А потом, когда в церковь пришли профессионалы, бабушки страшно ревновали: что, разве мы больше не нужны? Но у нас храм новый, мы никому дорогу не перебежали. В нашем храме только один хор — праздничный, мы все поем сами.

Духовный дебют

Шло время, участники хора пели на клиросе и не помышляли о том, чтобы выступать в академических залах с концертной программой. Прихожане свой хор полюбили, и рассказ о замечательных певчих из Кирилло-Мефодиевского храма передавался из уст в уста.

Коллективом заинтересовались коллеги Татьяны Гончаренко. Ей с воспитанниками предложили показаться в Уфимской академии искусств.
— Проректор Нинель Гарипова постоянно напоминала о выступлении. Весной я запланировала на осень, надеясь, что за лето все забудется, — вспоминает Татьяна Генриховна.

Но обещание не забылось, и дебютный концерт назначили на октябрь. И в этот момент в Москве случилась трагедия на Дубровке: во время мюзикла «Норд-ост» в зал ворвались террористы и захватили в заложники более 900 человек.
— У нас концерт был назначен на 28 октября. А тут такая беда, — рассказывает Татьяна Генриховна. — В институте был ученый совет, где говорили: в стране траур, как же они будут петь? Тогда наш заведующий кафедрой, Владимир Михайлович Никитенков ответил: «Но они же будут петь духовную музыку!».

Дебют прошел удачно. Потом было выступление в честь дня рождения Федора Шаляпина. Кстати, концерт на шаляпинскую дату — 13 января, как и рождественский, стал для хора традиционным.

Спустя двадцать лет после основания коллектива никого из первого состава в хоре не осталось. Сейчас в основном составе 14 человек, кроме того, есть те, кто приходит петь время от времени. Многие ребята из хора раньше не были за границей, и поездка в Грецию станет для них первым опытом.
— Жизнь наших ребят складывается по-разному, кто-то уезжает в другой город, у кого-то маленькие дети, кто-то так загружен работой в миру, что не успевает петь в хоре, — рассказывает Татьяна Гончаренко. — Но они все равно приходят, потому что потребность петь не пропадает: люди уже без этого не могут. Я знаю, что девочки, если они много пропустили, боятся петь, потому что чувствуют: что-то изменилось. Они приходят, попоют, помолятся, кто-то причастится, и уходят умиротворенные.

О каждом из своих подопечных Татьяна Гончаренко может рассказывать очень долго. Она радуется их успехам, как своим.
— Денис Салиев окончил академию, октавист Айбулат Мухарямов — педучилище, он сын нашего классика, композитора Айсылу Сальмановой, потомственный музыкант, — перечисляет своих воспитанников Татьяна Гончаренко. — Алена Петрова с детства поет в храме. Она родом из Ишимбая, солистка с голосом необыкновенной красоты. Когда она поступила в нашу академию, отец Сергий, настоятель храма в Ишимбае, сказал ей: «Приедешь в Уфу, пойдешь на клирос в Кирилла и Мефодия». Это было очень давно, сегодня у нее семья, две девочки.

Исполним, помолясь

В хоре много молодежи, студентов училища и академии искусств. И у каждого своя дорога к храму. Так, студентка второго курса отделения хорового дирижирования академии искусств Настя Дутко в коллективе всего полгода. О хоре узнала от знакомой, которая поет здесь уже давно.
— Я приходила к Татьяне Генриховне на прослушивание, и она меня приняла, — рассказывает Настя. — Здесь очень доброжелательные люди, хорошая атмосфера, коллеги всегда помогут и в плане музыкального материала, и по-человечески. Здесь развиваются все профессиональные качества, которые нужны дирижеру. Мы лучше узнаем духовную музыку, и это все помогает в учебе. Мы с коллегами много общаемся и за пределами хора, со многими встречаемся в академии, и часто заходит речь о духовной музыке.

Студентку второго курса академии искусств, будущего хорового дирижера Марину Ригину в хор пригласила Татьяна Генриховна. Нужно было помочь с концертной программой. Коллектив девушке понравился, и она попросила разрешения прийти петь в церковь.
— В хоре я пою давно, но в храме раньше не выступала. Как дирижер могу сказать, что здесь совершенно другая техника исполнения, — отмечает она.

Будущей пианистке Ольге Долматовой влиться в коллектив было несложно.
— Я раньше пела в подобном хоре в Подмосковье, навык нарабатывается в течение года-двух, и он у меня есть. У нас в основном все профессионалы, хоровики, ходят из года в год. Каждый из них имеет свою особенность голоса. Очень здорово, когда коллектив — профессиональный, это сразу слышно, — уверена девушка.

В последние годы коллектив выступает и в честь праздника Пасхи и, конечно же, обязательно дает концерт в День славянской письменности и культуры — он же день святых Кирилла и Мефодия. А в этом году выступление состоится 26 мая и будет посвящено еще и 700-летию со дня рождения святого Сергия Радонежского.

А в июле, с помощью благотворительного фонда «Урал», исполнители снова отправятся прославлять Башкирию на международном уровне. В Греции хор собирается выступать в двух номинациях: для «камерного» конкурса выбраны произведения достаточно сложные, духовно наполненные.
— Требования конкурса — четыре духовных произведения и одна народная песня из родной для хора страны. Мы будем исполнять произведение профессора Московской консерватории Валерия Калистратова «Господи Иисусе Христе», — делится Татьяна Гончаренко. — Это одна из двух молитв «Акафиста Страстей Господних», который читается на пассии Великим постом. В ней есть глубочайший духовный смысл. Валерий Калистратов — наш земляк, уроженец Белорецкого района. Это произведение было опубликовано в 1994 году. Мне подарили этот сборник после одного из концертов, и когда я наткнулась на эту молитву, поняла: это то, что нужно.

Произведение, конечно, очень сложное, на одном дыхании, там постепенно разрастается фактура. Оно не исполняется как концертное. Также мы поем в первой номинации русскую народную песню «В темном лесе» в обработке Александра Свешникова, а во второй — башкирскую песню «Шаль вязала».
— Мы благодарны, что руководство фонда «Урал» откликнулось на нашу просьбу, — отмечает отец Александр. — В этом хоре поет в основном молодежь. На сегодняшний день и церковь, и государство много сил направляют на то, чтобы наше молодое поколение выросло достойным, и очень важно поддержать коллектива, который прославляет республику на мировых конкурсах.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"