Рамиль Кильмаматов: «Фотожурналистику используют для закрытия дыр»

Рамиль Кильмаматов: «Фотожурналистику используют для закрытия дыр»

Рамиль Кильмаматов: «Фотожурналистику используют для закрытия дыр»

20 апреля 2009, 03:41
Культура
Эксперт недавно прошедшего «Бала прессы» Рамиль Кильмаматов - заслуженный работник культуры РФ и РБ, секретарь Союза фотохудожников РФ, в башкирской журналистике настоящий маэстро. Рамиль Исмагилович уверяет, что «видеть» фотоснимки его научил человек, который сам никогда не занимался фотографией – Давид Самойлович Гальперин. Ответственный секретарь правления Союза журналистов Башкирии умел «читать» и «видеть» фотографии и подсказал молодым репортерам, как следует работать. Сегодня для Рамиля Кильмаматова публикация в газетах и журналах – не главное, он занимается оформлением книг. Но болеет за других фотожурналистов: «Пяток имен фотографов на 150 газет – это же очень мало!»

После «Бала прессы» мы поинтересовались у Рамиля Исмагиловича, как он оценивает современное состояние фотожурналистики.      

- Фотожурналиста я бы сравнил с рыбаком. Самые лучшие кадры это упущенные… Помню был момент, когда Владимир Путин, приехав в Башкирию, получил от маленького мальчика сувенир. Я этот снимок сделать не сумел – меня толкнули. Мы снимаем лишь одну сотую часть всего того, что происходит. Где-то сами виноваты, где-то техника подводит, иной раз не хватает настырности. Журналисты должны быть как мухи: с одного места выгоняют, на другое надо лететь. Как-то легендарный фотограф Виктор Темин оказался на подписании договора перед капитуляцией Японии. Никого не пускали, а Темин залез на стол и успел сделать несколько кадров. Потом его выгнали, конечно, но весь мир опубликовал именно его снимки. Но теперь фотожурналистику загнали в угол и используют для закрытия дыр на газетной полосе.

 - Что важнее в газете фото или текст?

- Фотография значимей и подлинней, нежели слово.  Хорошие снимки - это душа газеты.                                                                                              

 - Насколько российская журналистика отличается от зарубежной?

- Мне приходилась общаться с иностранными журналистами. Возили мы как-то французского корреспондента по районам. Показываем фольклор, красивые поля, сельских жителей. Я думал, что снимаем одно и то же, а оказалось - разное. Он видит баню как место пьянки. Мы же считаем, что баня – это место очищения. Если мы снимаем свадьбу, то фотографируем танцующих, а не того, кто клюет носом. Иностранцы в первую очередь снимают “спящих” гостей. Возьмите всемирный конкурс фотожурналистики World Press Photo – ни одной радостной фотографии! Лучшими снимками становятся те, на которых отрубают головы или людей сжигают. Они считают это высшим пилотажем. Но на западе к иллюстрации в газете относятся очень серьезно. И репортер там высокооплачиваемая специальность.

- Существует ли цензура для фоторепортеров?

- Мне такие установки никто не давал. В 1989 году близ Улу-Теляка из-за утечки газа по людской халатности взорвались два пассажирских поезда. Ну, и как это можно снимать без обличения виновных? Я не занимаюсь фотографией для желтой прессы. Я занимаюсь художественной фотографией. Иногда достаточно показать страдания одного человека, чтобы зритель прочувствовал весь масштаб случившейся беды.  

- Можно ли научить фотожурналистике?

- Научить можно только ремеслу, а вот быть художником – может не каждый. Лучший снимок получается, когда ты снимаешь не как положено, а наоборот, нарушая правила и все законы композиции. Для того чтобы снимать, надо уметь по-особому видеть. 15 лет назад в одном из профессиональных училищ преподавал мой хороший друг, Рафаэль Исламов. Он учил своих студентов не снимать и проявлять, а понимать фотографию. Организовывал совместные съемки, выезжал со своими студентами. Тогда появилась целая плеяда репортеров: Анвар Галеев, Дмитрий Пленкин, Руслан Ямалов, Виктор Алимов. Сегодня в республике не так много хороших фотографов с душой и видением: Альфред Стасюконюс, который не только пишет, но и снимает, Раиф Бадыков, Вячеслав Стрижевский, Олег Яровиков и Андрей Старостин…

- Какие качества важны для фоторепортера?

- Перед  твоим мысленным экраном должно пройти тысячи кадров, уже снятых на эту тему, а тысяча первый будет твой, тот самый.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter