Posted 20 марта 2007,, 16:55

Published 20 марта 2007,, 16:55

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Владимир Конкин: «Играя Корчагина, я даже терял сознание»

20 марта 2007, 16:55
Его лицо стало символом времени, хотя оно принадлежало всего лишь артисту. Того далекого времени, когда рабочие и крестьяне верили в лучшую жизнь, когда советская власть воспринималась как вселенская справедливость, когда подвиг стал обязательным требованием к каждому комсомольцу и коммунисту. Нельзя было не верить глазам Корчагина или усомниться в правоте Шарапова. Зато можно было сказать с уверенностью: вот он, герой нашего времени. “Никогда ни перед кем не пресмыкался и перед тобой не буду!” — кричит Шарапов на малине Горбатому. В этом и есть весь Владимир Конкин, исполнитель знаменитой роли, замечательный актер. Которому пока так и не дали народного…Сейчас Владимир Конкин похож на бухгалтера средней руки. Ролей в кино ему сейчас почти не предлагают, но его славы хватает на творческие вечера и концерты-солянки. Перед одним из них, не так давно прошедшем в столице Башкирии, корреспондент «МКС» побеседовал с артистом.

- Меня раздражает приклеившийся ко мне ярлык Павки Корчагина. Хотя были и другие фильмы: «Романс о влюбленных», «Аты-баты, шли солдаты…» и другие. Я нес крест Павки Корчагина, меня другим и не видели. На «Мосфильме» появился даже приказ, запрещающий занимать меня другие роли, дискредитирующие образ Корчагина.

Так было до тех пор, пока не показали «Место встречи изменить нельзя». С тех пор меня стали называть Шарапов. Уже волосы расстаются с черепом, четырежды дедушка, а все Шарапов. Иногда не могут даже вспомнить мое настоящее имя. А ведь у меня 49 картин, более 30 спектаклей.

А Павку давно не показывали, по телевизору гоняют все мерзоту какую-то, гениталии, трупы. Страна разграблена, а кто у нас миллиардеры – бывшие партийцы и комсомольцы, ведь невозможно за такое короткое время так разбогатеть.

- Вы же играли именно коммунистов. Как теперь относитесь к этим ролям, как к своей ошибке?

- Я своего Павку еще больше люблю, чем раньше. Мои герои - романтики, не думали о материальных ценностях, верили в новую жизнь. Я и тогда знал правду о революционерах, не такой уж дурак был. Для меня Корчагин – больше чем роль.

- Не больно, что ваш герой служил для пропаганды советской власти, которая вам сейчас ненавистна?

- Ни о чем не жалею. Я играл не идеологическую икону, а живого человека. Как актер, отработал с полной отдачей. После знаменитого монолога о жизни даже потерял сознание.

Эту роль я посвятил своему брату, Славе, который был прикован к постели из-за полиомиелита и умер в 17 лет.

- Вы были членом КПСС?

- В свое время помучил чиновников своим отказом вступить в партию, они хотели, чтобы я всегда чуть ли не в буденовке ходил, - вспоминает Конкин. - Если меня довести, я могу сказать прямо в лицо правду, меня нельзя считать членом команды лизоблюдов ни тогда, ни сейчас. А сегодня у людей нет духовного стержня, общество невозможно назвать обществом людей. Не могу спокойно смотреть на нынешних богатеев, ограбивших моих внуков.

- Семья у вас большая?

Моя семья – это мое государство. У меня трое детей – два сына и дочь, четыре внука. Наш род идет первого книгоиздателя, Александра Смирдина, который первым ввел такое понятие как авторский гонорар.

- В рекламе снимаетесь?

- Живу по христианским заповедям и отвечаю только за семью. Не в моем характере эпатировать публику, вихлять задницей, подобно многим современным актерам. Я лучше буду голодать, чем сниматься в рекламе.

Конечно, с таким кредо трудно жить, но я стараюсь соответствовать. Иногда в кармане пусто, иногда – густо, но моя супруга меня понимает. Да и своим поклонникам верю. Вдруг будет такая ситуация: окажусь я в Уфе, без копейки денег, без билета и крова. Постучусь к вам в дверь, неужели вы меня прогоните, надеюсь, обрадуетесь Конкину.

- Вы крещеный?

- В пять лет я, крепенький ребенок, тяжело заболел скарлатиной. Бабушка сказала: что вы делаете с ребенком, его крестить надо. Из больницы меня на руках отнесли домой, пригласили батюшку и окунули в купель со святой водой. Я крещеный и глубоко верующий. И еще я – интернационалист.

- Верующий интернационалист?!

- А что здесь такого? Во мне много намешано кровей, родители воспитали меня в духе интернационализма. Я с кино объездил многие республики, видел обычаи народов, восхищался ими. Помню, в Шапитовке, где снимали «Как закалялась сталь», довелось побывать на еврейской свадьбе, угоститься вкуснейшей фаршированной рыбой. Нас приглашали в гости наперебой, особенно просили местные поджечь их избы – погорельцам давали без очереди квартиры. Поэтому наши пиротехники старались на совесть: почти всю Шапитовку спалили во время съемок.

Был я и в юрте казахского акына, слушал плач его домбры, плакал. Тогда я понял, что каждая песня естественно звучит в своей среде.

- Современное общество, как вы считаете, духовное?

То, что сейчас творится, я называю духовным геноцидом. Растление съедает и семью, вечные ценности. Миллионы неполных семей, безответственность, большинство детей не знают русских сказок, а потребляют иностранный суррогат – Гарри Поттера.

А что показывают по телевизору – меня просто иногда колотить начинает, укусить охота экран. Вроде показывают о вреде наркотиков, проституции, а сами пропагандируют их. Рассказывают о том, как безнаказанно совершить преступление. Неудивительно, что после этого подросток идет на улицу и режет, кого попало.

А ведь во времена Великой Отечественной войны наши девушки удивили немцев. Когда россиянок пригнали в Германию, фашисты констатировали, что 99% девушек – девственницы. Геббельс сказал: если у них такие нравы, то будет трудно их победить.

Сегодня я даже не смотрю спектакли, хотя до сих пор играю на сцене. Иногда хочется сказать некоторым режиссерам – что вы калечите классику, опошляете Островского, детские сказки.

Зиля БАДРИЕВА.

"