Posted 20 февраля 2007,, 17:02

Published 20 февраля 2007,, 17:02

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Почему артистка Фомичева взяла звучный псевдоним на французский манер

20 февраля 2007, 17:02
Актриса Светлана Тома сыграла в более чем 30-ти фильмах, но навскидку можно вспомнить лишь второстепенную роль в «Благочестивой Марте», ну и, конечно же, самую главную картину всей ее жизни - «Табор уходит в небо». Единственный запомнившийся образ, созданный ею на экране - цыганки Рады - до сих пор позволяет актрисе разъезжать по провинциям и встречаться с немолодыми зрителями, тоскующим по распавшемуся Союзу и, соответственно, ушедшей эпохе советского кино.

Пожизненная таборянка и одна из муз режиссера Эмиля Лотяну решила напомнить о своем существовании уфимцам накануне своего 60-летия. В столице Башкирии в кинотеатре «Родина» она показала документальный фильм о себе любимой и, за неимением свежих кинопремьер с собственным участием, - «Табор…», отпраздновав тем самым 30-летний юбилей картины. Перед ретро-сеансом актриса услаждала слух собравшихся пенсионерок стихами Ахматовой и Гиппиус, пением романсов, а после ответила на немногочисленные вопросы.

В начале беседы она, будто проповедница, вещала на отвлеченные темы:

- Самое прекрасное, что создано на планете, появилось в состоянии любви и во имя любви, мы с вами тоже ее следствие. Любовь правит миром. И этот кинотеатр, в котором мы сейчас находимся, тоже сделан с любовью, неравнодушным отношением к тому, что называется домом. Знаете, он сделал бы честь любому столичному кинотеатру, поэтому давайте сегодня поговорим о любви.

Однако вопросы публики оказались более конкретными. Всех интересовала, например, биография Томы, подробности ее непростых отношений с Лотяну и их любовный треугольник с актрисой Галиной Беляевой – следующей музой режиссера.

Оказалось, что детство роковой экранной красавицы прошло в молдавской деревне.

- Папа родом из Воронежской области, - поведала Тома. - Зооотехник по образованию, он еще молодым ушел на фронт. А после войны его послали в Молдавию. Здесь он поступил в институт, где и познакомился с моей мамой. Женился и осел здесь навсегда. Папа вырос в воронежской деревне. Ушел от родителей мальчиком и сам все сделал в своей жизни. Он в числе 30-тысячников был послан в Молдавию поднимать отсталый колхоз. Встретил в Кишиневе маму, которая училась в мединституте. Мама - человек городской, любила ходить в туфельках, элегантно одеваться. Она выросла в Бухаресте. У нее был очень светский круг общения. Но после встречи с папой она обрекла себя на жизнь в деревне, на сложный и тяжелый быт. Она бросила институт. Я думаю, что жизнь в деревне была для нее большой драмой. К деревне она привыкнуть так и не смогла. Я помню, как она выходила в огород и двумя пальчиками вытаскивала морковь для супа.

Выяснилось также, что звучная фамилия на французский манер – это творческим псевдонимом актрисы. По паспорту Тома - Светлана Фомичева.

- Тома - это фамилия прабабушки по маминой линии, - объясняет актриса. - Француженка, она вышла замуж за австрийца, от этого союза появилась на свет моя бабушка, которая в свою очередь связала жизнь с венгром, живущим в Румынии. Родилось шесть девочек, среди которых была моя мама. Потом родилась я, потом моя дочь Ирина, потом внучка Машка. У нас одни девочки. А взять фамилию прабабушки как псевдоним мне посоветовал Лотяну.

В который уже раз Светлана пересказала об исторической, судьбоносной, знаковой и т.д. и т.п. встрече со своим киношным Пигмалионом:

- После школы я приехала из своей глухой Сомовки к сестрам мамы в Кишинев, поступать на юрфак. Родственники предостерегали меня: здесь не деревня, а город, жулики на каждом шагу, будь осторожна. Встреча с Лотяну произошла на троллейбусной остановке, когда я собиралась на экзамен: «Девушка, хотите сниматься в кино?». Я жутко испугалась и подумала: «Жулик, не иначе». Стою в очках, с хвостиком на голове - какое кино? Но я дала ему свой телефон... не знаю почему. Эмиль очень сильный человек, властный. Так было и в дальнейшем: он принимал решения - я подчинялась. А через десять дней я оказалась на съемочной площадке первого моего фильма «Красная поляна». На съемках Лотяну вел себя ужасно. Срывался, орал: «Бездарность! Дура! Идиотка!». Он заставлял меня часами ходить с привязанной к лопаткам палкой, чтобы спина стала идеально прямой. И это еще не все: к лодыжкам мне привязывали гири - килограмма по три каждая. Чтобы я не вздумала освободиться, ко мне был приставлен ассистент. «Ты должна порхать, как газель!» - кричал Эмиль. Он своего добился: перед камерой я летала! А после съемок он становился абсолютно другим: внимательным, заботливым, необычайно нежным. Кормил и лечил меня, когда я болела. Этот контраст вызывал у меня шок. Я вдруг осознала, что этот взрослый мужчина ухаживает за мной как за женщиной... Конечно, я влюбилась. Лотяну был моей первой любовью, а он до нашей встречи уже был дважды женат. А потом были съемки «Табора…».

Фильм сделал Тому всемирно известной. В 1979 году Светлана стала заслуженной артисткой Молдавии, а на прошедших в 2000 году торжествах «Гала молдавского кино. XX век» была удостоена титула «Лучшая актриса молдавского кино XX века».

- Фильм принимали очень хорошо. В Париже, помню, на его премьеру пришли цыгане чуть не со всего города, заняли кинотеатр - яркие, нарядные, в звенящих украшениях, а потом барон пригласил нас всех в свой особняк и устроил роскошный ужин… На заграничных показах из-за сцены купания меня называли «секс-звезда-советцка». Все просто удивлялись, как советская актриса могла сняться обнаженной в кино. А сцена, конечно, вызвала шок, и не только у нас. Советский Союз считался в то время страной пуританской, строгих нравов, и когда фильм привозили в такие страны, как Индия, Латинская Америка, он шел там с буквой «А», то есть детям до 14 лет картину смотреть было нельзя. А ведь эпизод получился очень красивый. Вообще фильм сыграл в моей жизни роковую роль: после Рады меня в основном снимали только в экзотических ролях. Я играла узбечек, таджичек, француженку... И у меня в итоге несколько цыганок из классической литературы. Это горьковская Рада, толстовская Маша в «Живом трупе», чеховская Таня в фильме «Мой ласковый и нежный зверь». А хотелось чего-то другого, комедии, например. И я порой соглашалась на бытовые, неяркие роли, только чтобы уже предлагали иное. Могу сказать, что бытовуху играть не люблю, хотелось, конечно, романтических ролей.

В последующих фильмах Лотяну Тома появлялась лишь в ролях второго плана. У мэтра появилась новое увлечение – молоденькая актриса Галина Беляева.

- В нее не влюбиться было невозможно, поэтому я его прекрасно понимаю. Она - очаровательная, милая, замечательная, моложе меня.. Ему, как художнику, нужен был эмоциональный толчок для творчества, такой своего рода манок. И она вдохновила его на создание двух прекрасных фильмов "Мой ласковый и нежный зверь" и "Анна Павлова", в последней из названных я играю маму известной балерины, угадавшей в дочери большой талант. Эмиль Лотяну не тот мужчина, который мог бы полюбить недостойную представительницу женской половины. И я считаю, что любовь надо уметь отпускать, потому что она, как птица, - прилетела и улетела. Потому у нас не было любовного треугольника, как многие считают. Когда Эмиль встретил Галю, у меня была уже своя личная жизнь, хотя мы оставались с Эмилем близкими друг другу людьми. Духовно близкими. У нас с Галей всегда были хорошие отношения, никакой ревности не было. Более того, когда их отношения разладились, и Лотяну похитил и полгода скрывал от Галины их общего ребенка, я из женской солидарности помогла ей вернуть сына. Кстати, Эмиль так и не узнал о нашем тайном сговоре с Галиной.

Вопреки расхожей легенде, я никогда не была женой Эмиля официально. Нас много лет связывали странные, прекрасные и мучительные отношения. Они то прерывались, то возникали вновь… Я очень долго воспринимала каждую нашу ссору как трагедию. Во мне оставалась обида - я могу простить, но не забыть. Таких эмоциональных зарубок, отметин накопилось много... Когда не стало Эмиля, я окончательно ощутила себя сиротой.

После прекращения творческих отношений со своим режиссером актерская судьба Томы складывалась не особо успешно – все фильмы оказались проходными и мало кому запомнились. В новом веке и того хуже - Тома оказалась востребована лишь в сериалах. В многосерийках «Леди Бомж», «Леди Босс» она сыграла вместе с дочерью, снялась в «мыле» «Воровка» и «Бедная Настя».

- Я была рада после долгого перерыва оказаться на съемочной площадке. Мне нравятся там дух, атмосфера. В государственном театре я не играю. Есть три частные антрепризные компании, в которых я сейчас работаю.

Личная жизнь после Лотяну у Томы тоже не сложилась.

- Это грустная история. Нам недолго довелось быть вместе. Олег Лачин был начинающим актером. Он погиб в 26 лет, когда нашей Иришке было всего восемь месяцев. Мне пришлось очень трудно тогда. Ирину взяли на воспитание мои родители. Я разрывалась между съемками и поездками в Молдавию. Тогда я не могла уделять достаточно времени дочери и до сих пор чувствую свою вину перед ней. Наверное, поэтому сегодня я стараюсь как можно больше общаться со своей внучкой Машенькой.

С начинающим драматургом Андреем Вишневским Тома встретилась семь лет назад на Московском кинофестивале. Два года назад они расписались, а свадьбу справили в Малайзии согласно обычаям этой страны. А в Уфе актриса призналась, что снова свободна и заявила, что замужем никогда не была:

- Влюблена ли я в кого-нибудь? Нет, я никого не люблю и живу сейчас переживаниями другого вектора. Я положительно отношусь к противоположному полу, но от чувственных отношений устала, потому что когда ты любишь, то любовь захватывает тебя целиком, все остальное гаснет. Личная жизнь - это ведь тоже работа, она требует огромного количества энергии, а она у меня сегодня уходит на профессию, разъезды, отсутствие дома. Выдержать такое другому человеку бывает очень сложно. Может быть поэтому я никогда в жизни не выходила замуж. У меня были только гражданские браки. И я никогда не жила у мужчин. У меня всегда была своя квартира. Я работала с 18 лет, снималась, зарабатывала деньги. Сначала снимала квартиру, потом купила свою. Я никогда не зависела от мужчин материально. Я не люблю ни от кого зависеть. Для меня очень важно распоряжаться собой, жить так, как я считаю нужным. Жить с теми людьми, с которыми мне приятно. И не тратить время на бессмысленное общение.

Дмитрий СТЕКОЛЬ.

"