Posted 20 января 2014,, 16:56

Published 20 января 2014,, 16:56

Modified 10 ноября 2022,, 18:48

Updated 10 ноября 2022,, 18:48

В уфимских дворах ставили бюсты Ленина, чтобы отпугивать преступников

20 января 2014, 16:56
Любопытную версию появления в 70-е годы прошлого века в каждом уфимском дворе гипсового бюста Владимира Ленина, рассказали краеведы. Оказывается, инициатором появления памятников вождю мирового пролетариата спешно выстраиваемых в каждом квартале «хрущевок» на проспекте Октября, стала Мария Ивановна Евфорицкая, в свое время служившая секретаршей Ленина в Смольном.
Старушка вместе с питерскими интеллигентками, которых после эвакуации в Уфе проживало много, нашли способ борьбы с преступностью – в каждом дворе бюст Ленина охраняли общественники с красными повязками и злоумышленники не рисковали туда соваться.

- Эти дамочки в шляпках набекрень придумали новую методику борьбы с заселением центра города уголовными элементами: на местах скопления наркоманов и колдырей они стали ставить бюсты Ленина и с красными повязками охраняли место, где стоит «святой» для каждого коммуниста бюст, - рассказывает краевед Игорь Степанов. - Главный архитектор города Фарид Рехмуков, когда узнал про такую акцию, поперхнулся. А тюремные урки попробовали было устрашить питерских, но все попали под товарищеский суд.

Впрочем, задумка интеллигенции скоро дала результат.

- Наконец дамочек, прибывших из Ленинграда, стали просто страшиться, - продолжает историк. - Самое интересное, что они не старались всех переорать, а тихо так интеллигентно говорили: «До чего пьянство доводит? Против партии и Ленина пошли? Это товарищи не просто уголовное, а политическое дело!».

Понятно, что после этих слов райком партии и не думал высказываться против всеобщего заселения ленинских бюстами дворов и пустырей.

Интересно, что кроме хулиганов и прочих нарушителей общественного порядка, среди криминала имелись и наркоманы, но говорить об их существовании тогда было запрещено.

- Пиво тогда носили в бидонах, мешали с водкой - делали излюбленный напиток под названием «ерш», - вспоминает Игорь Степанов. - Обязательно готовили яблочные вина - бражку. За самогоноварение тогда сажали. Наркотики, конечно, тоже были, но, по мнению партийных бонз, в СССР не могло быть наркоторговцев: они процветали только на диком загнивающем западе. Нам, освобожденным начальникам опорных пунктов по борьбе с преступностью, было приказано килограмм наркотиков актировать как ведро самогона, сажали за это на год. А про сами наркотики ни гугу, иначе не только увольнение, но и беседа в КГБ будет.

Бюсты Ленина простояли в уфимских дворах десяток лет – их начали разбивать после прихода Горбачева, развенчавшего прежних вождей.

- Бюсты по ночам разносили кувалдами, - говорит краевед. - Сначала милиция рассматривала это, как акт вандализма, но потом совсем перестала обращать внимание на разрушение дворовых памятников.

Как вспоминает Игорь Степанов, один такой бюстов Ленина стоял там, где жила секретарша Ленина Мария Ивановна Евфорицкая – на проспекте Октября в доме 113/4.

- Этот гипсовый памятник простоял дольше всех, - говорит он. – Хотя в 99-й школе, которая находилась поблизости, училось много детей бывших уголовников. Евфорицкая, постоянно шефствовала над школой, возглавляла комиссию по делам несовершеннолетних. И добилась создания при школе автогородка с собственными пришкольными грузовиками. Старшеклассники одновременно с дипломом об окончании школы получали и водительские права совершенно бесплатно. За все это колдыри, окончившие уфимскую школу № 99, были Евфорицкой благодарны.

Но после ее смерти все же кто-то разбил бюст Ленина в ее дворе.

- Потом судьба долго сталкивала меня с родственниками Евфорицкой: ее правнук, Михаил Перекулимов ничего не перенял от прабабки, и спился, - вспоминает г-н Степанов. - Мать его была интеллигентной женщиной, работала где-то в исполкоме, но рано умерла. Жив ли теперь хоть кто-то из потомков Евфорицкой - я затрудняюсь сказать. Так ведь и бюстов Ленина, которыми старушка отгораживала горожан от уголовников, не осталось.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"