Posted 19 июня 2007,, 17:28

Published 19 июня 2007,, 17:28

Modified 10 ноября 2022,, 19:05

Updated 10 ноября 2022,, 19:05

Артисты цирка никогда не знают, где окажутся завтра

19 июня 2007, 17:28
«Артисты цирка – люди, гонимые ветром: никогда не знаем, где окажемся завтра», - раскрывает секрет названия иллюзионист Руслан Марчевский.«Ветер также непредсказуем, как и наша жизнь. Название новое, образное, свободное, оно мне сразу очень понравилось», - признался народный артист России, лауреат международной премии «Оскар Цирка» Анатолий Марчевский, отец Руслана. Гвоздь программы - потрясающее лазерное шоу и великолепный иллюзионный аттракцион. В аттракционе совершенно отчетливо прослеживается тема любви и борьбы за любовь, которую, по словам Марчевского, Жанна Орехова, балетмейстер, хореограф, постановщик и жена Руслана, «крутила с коллективом».

- Кому принадлежит авторство аттракциона?

- Получили в наследство от Юрия Аверина, - улыбается Руслан. - Нам достался реквизит, к сожалению, в плачевном состоянии. Мы его полностью усовершенствовали: присутствуют новые материалы и технологии.

- Для номера необходима абсолютная темнота?

- Есть техническая сторона, которая необходима чисто эмоционально. Если нужна темнота, она должна сработать, - добавляет Анатолий Павлович. - Это единственный трюк в России. Может, даже и в мире. Когда Юрий Аверин ушел на пенсию, я уговорил его передать часть трюка. Появились новые костюмы, новая идея. В принципе, это третье рождение аттракциона. Но оно уже современное: добавился лазер, сюжет, апофеоз и хэппи-энд – жизнь прекрасна!

- Насколько все-таки артист цирка имеет моральное право раскрывать секреты фокусов?

- Когда в ресторане приносят блюдо, красиво оформленное и вкусное, оно посетителю нравится. Но мы не идем на кухню смотреть, как его готовят. Также и здесь. Я не стремлюсь удивить или обмануть – я стремлюсь понравиться зрителям, а обман даже не присутствует, - отвечает Руслан.

- По телевидению не раз показывали разоблачение трюков…

- Это была большая передача. Нарушение профессиональной этики, - говорит Марчевский - старший.

- Даже не столько этики, - комментирует сын. - За рубежом трюки продаются в магазине: можно просто пойти и купить. В России, особенно при советской школе, трюки не покупались. Они придумывались, поэтому не похожи на зарубежные аналоги.

- Вся иллюзия строится на трех технических принципах, но как принцип будет спрятан: в квадрат, кубик, шар, треугольник... Хотя для решения трюка даже не три, а два приема: есть манипуляции, когда руки работают, а есть номера, основанные на реквизите. Но сейчас еще появились телевизионные трюки, - продолжает Анатолий Павлович.

- Сценические трюки очень сильно отличаются от манежных, которые в сто раз сложнее, потому что на сцене можно делать все, что угодно: есть занавес, куда можно и спрятать все, что угодно. В цирке манеж круглый, и зритель повсюду. И по телевизору демонстрировали разоблачение сценических трюков, манежного - ни одного не показали, - заговорили артисты хором.

- Но иллюзионистам, которые работают на сцене, не очень повезло, а кто работает в манеже… Есть несколько трюков, которые очень опасны для здоровья, - говорит Руслан.

- Присутствует постоянный риск, потому что нужно оттачивать свое искусство до совершенства, также как канатоходцы, рискующие жизнью. Мы, конечно, рискуем не так, как они, но все-таки, - вступила в разговор Жанна.

- Существует конкуренция между фокусниками?

- За кулисами цирка нет интриг, зависти: в манеж идет тот, кто добивается хорошего результата. Мне кажется, цирковой артист другой: изначально у него внутри заложено стремление постоянно совершенствоваться – он конкурирует сам с собой, и у него есть чувство постоянного преодоления цели и достижения новой цели для себя. Ему не надо, чтобы потом кто-то завидовал, он на радость себе это делает, а не на зависть врагам, - говорит Анатолий Павлович.

- Почему в цирке столько супружеских пар?

- Цирк – это одна большая семья, - заявляет Марчевский-старший. – До революции цирк всегда был семейный. В период, когда советское государство взяло под опеку наше искусство, не было необходимости создавать семейный цирк, поскольку не всегда жена, сын или брат обладает талантом. Поэтому подбирались партнеры из спорта, из училища, создавались мощные номера, что и принесло славу советскому цирку на многие-многие годы. Реквизит приобретался за счет государства, зарплата у всех была одинаковая, рыночных отношений не было: люди работали ради искусства. Но ситуация такая: артист цирковой одиннадцать месяцев в году может провести в командировке и только на месяц приехать домой в отпуск. Если вы одиннадцать месяцев не живете с женой или с мужем, что это за семья? Поэтому специфика цирка – провести всю жизнь до пенсии в командировках. В советское время государство оплачивало дорогу и гостиницу членам семьи и детям до 18 лет. Сегодня это немножко сохранилось, но другие финансовые условия. И вновь возвратилась семейственность: начали создавать номера, в которых партнеры – жены, что, во-первых, надежнее, потому что не разбегаются. Готовишь, например, годами номер, а партнер раз – и ушел. А когда ты с семьей – это уже пошло в дрессуре, в иллюзии – она не так быстро распадается, да и бюджет общий. И вновь по спирали возвращаемся к семейственности, традициям и династиям, потому что основа – круглогодичные командировки.

- Насколько цирковые артисты способны удивить публику новыми номерами?

- Цирковой язык известен: все жонглируют, все стойку стоят. Понимаете, на пианино тоже все играют и клавиши не меняют местами и в цвет другой не перекрашивают, но музыка разная. Поэтому как трюки разложатся, в какой комбинации пойдут, какой выбрать цвет костюма и какую донести идею – неизвестно, но получается другая песня. Но наш аттракцион, который имеет какую-то сюжетную направленность, на сегодняшний день единственный в России, - говорит Анатолий Павлович.

- Все знают семь нот, но только избранные пишут оперы, - лаконично заключила Жанна Орехова.

Альбина ИБАТУЛИНА.

На фото: Руслан Марчевский с супругой Жанной Ореховой.

"