Posted 19 февраля 2013,, 19:13
Published 19 февраля 2013,, 19:13
Modified 10 ноября 2022,, 18:51
Updated 10 ноября 2022,, 18:51
- Во-первых, мы можем действительно зарабатывать деньги на предоставлении услуг сторонним компаниям, - сказал он. - Республика очень богата на нетронутые пейзажи и широкие открытые местности. Поэтому нам просто нужно закупить свет, вспомогательное операторское оборудование и специальный транспорт, который мог бы все это обслуживать.
Оператор уверен: российские и даже западные съемочные группы не заставят себя ждать с заказами, ведь зимы в республике снежные, как в Сибири, а горы не уступают заграничным: киношники смогут здорово экономить на дороге, пользуясь услугами специального кинокомплекса.
- Вторая проблема — финансирование проектов, - заявил Исхаков. – По сути, его просто нет: ежегодно правительство выделяет определенную сумму на существования всей киностудии, но конкурсов на сценарии не проводится. В случае работы такой схемы создатели картины будут просто обязаны закончить начатый фильм.
Третьей просьбой, озвученной в письме, стало предоставление эфирного времени для работ местных киношников, хотя бы «одного часа в неделю».
- Кинотеатры и так сейчас заняты голливудским продуктом, пусть даже хорошим, - пояснил Рияз Маратович. - Но отечественная продукция от этого страдает, поэтому российское кино переходит в формат телевидения, а именно — телесериалов. И подтверждением тому является их высокое качество: уходить в телевизор вынуждены настоящие профессионалы. Вот и мы хотим иметь возможность дойти до зрителя хотя бы таким путем.
Айсыуак Юмагулов и Рияз Исхаков ищут средства на новое кино с национальным колоритом
На все претензии кинематографистов вынужден был отвечать замминистра культуры Шамиль Абдраков, который выражал сугубо чиновничий взгляд: несмотря ни на что студия работает.
- В период развала Союза и перестройки во многих регионах киностудии просто исчезли, - сказал он. - Мы же сохранили ее по сей день, хотя нам есть к чему стремиться: хотелось бы создать техническую базу помощнее, иметь свои павильоны.
Совсем недавно был создан художественный экспертный совет при минкульте по развития башкирского кино, «куда входят компетентные люди в этой сфере». По сути, совет призван выполнить второе требование, изложенное в письме.
- Совет будет принимать решения по кино- и телезаявкам, которые будут рассматриваться на конкурсной основе, - сказал он. - Это весомый толчок, практическая работа.
Адбраков напомнил, что сейчас находится на стадии согласования долгосрочная программа по развитию культуры республики на 2013-2018 годы, где отдельным пунктом будут прописаны меры поддержки кинематографа, в том числе «финансирование и техническое переоснащение». Вот только пока неизвестно, сколько же денег за эти годы правительство выделит на такую прожорливую сторону культуры, как кино.
К слову, бюджет киностудии «Башкортостан» на нынешний год составил 23 млн рублей. Это на 20 процентов меньше, чем в прошлом, когда было выделено 28 млн. В 2014-15 годах будет еще меньше – финансирование сократят уже на 25 процентов.
- Большая часть денег уходит на содержание Башкиновидеопроката, а также на комуслуги, - рассказал директор киностудии Азамат Хужахметов. - Реально в прошлом году мы смогли потратить на производство 4,5 млн рублей. В этом планировали показать динамику и выделить на создание продукции 5 млн, но тогда не смогли бы оплачивать коммунальные услуги. Поэтому динамика будет обратная — всего два миллиона рублей.
Деньги на «ветер»
Тем не менее, по словам замминистра культуры, в 2013 году планируется снять один художественный фильм, четыре документальных, два анимационных, четыре кинопортрета и четыре киножурнала - на эти проекты заложены средства. Ранее было озвучено, что мировой тренд на сегодня — уменьшение бюджета на кинопроизводство.
Хотя сам директор киностудии «Башкортостан» обращение не подписывал, однако признался, что разделяет озабоченность коллег.
- Я и в устной форме могу высказать свою точку зрения, открыто и честно, - уверил он.
Свое недовольство ситуацией высказал еще один соратник Рияза Исхакова - режиссер Айсыуак Юмагулов.
- Идея поднять эту тему назрела давно, - сказал председатель Союза кинематографистов республики. - За 22 года работы киностудии, созданной для поднятия духовности народа, понятия «башкирского кинематографа» так и не сложилось.
Режиссер сетует на то, что за все это время киностудия «не финансировалась должным образом, а все деньги уходили на переезды и осваивание старых заброшенных площадок». За время существования сотрудники «Башкортостан» сняли более ста фильмов, в основном - документальных.
Кроме того, Юмагулов буквально уличил чиновников в нечестной игре.
- Была составлена такая же целевая программа на 2010-2013 год, - сказал он. - По ней за все это время на кинопроизводство выделялось 4,5 млн рублей, при этом 2010 год мы уже не берем в расчет. Недавно я смотрел отчет за 2011 год — такого пункта расходов я вообще не нашел — это просто очередное очковтирательство! Зачем республика посылает учиться в столицу специалистов, если нет фронта работ? Я вот окончил университет десять лет назад и за это снял всего лишь один фильм.
Кинолента Юмагулова «Ловец ветра», вышедшая на экраны в 2008 году, тогда стала настоящим событием в республике, ведь бюджет картины составил 26 млн рублей, а на одну из главных ролей фильма создатели пригласили звезду российского кино Марата Башарова, гонорар которого оказался для местных киношником разорительным.
Марат Башаров, разоривший съемочную группу, лишь посмеялся над киношниками
- По своей наивности мы планировали сделать коммерчески проект, хотели продавать в кинотеатры, даже сценарий писали по голливудским канонам, - рассказывает режиссер. - Наверное, надеялись на чудо, хотели убить двух зайцев. Картины вообще могло бы не быть, если бы нам не выделили 7,5 млн рублей из федерального бюджета: если бы не освоили эти деньги, то нам пришлось бы вернуть уже десять миллионов.
По словам постановщика, прокатчиков сразу не устроил национальный колорит, присутствующий в фильме, и они все наотрез отказались брать картину.
- Вы ведь профессионалы, неужели нельзя было предугадать такой исход? - негодовал замминистра культуры. – Ведь мы выделяем те средства, которые можем позволить на сегодняшний день: приходится жить по средствам.
Быстро разжиться деньгами Юмагулов научил лишь героя «Ловца ветра»
Между тем в разговоре не раз упоминался успешный дебют молодого режиссера из Уфы Романа Каримова «Неадекватные люди». Бюджет картины, вышедшей три года назад, составил всего 100 тысяч долларов, а сборы составили более 620 тысяч долларов. Оказывается, и при малых бюджетах можно снимать фильмы, имеющие и прокат, и зрительский успех, и фестивальные награды.
Можно предположить, что российских прокатчиков и дальше не заинтересует кинопродукция из республики, ведь, по словам Шамиля Абдракова, «приветствоваться будет как раз национальное: про нас, кроме нас самих, никто не напишет и не снимет».
Юлия ЛЕЖЕНЬ.