Posted 18 ноября 2012,, 15:55

Published 18 ноября 2012,, 15:55

Modified 10 ноября 2022,, 18:51

Updated 10 ноября 2022,, 18:51

Даниил Крамер: «России до джазовой конкуренции - еще лет двадцать»

18 ноября 2012, 15:55
В Башкирской филармонии прошел концерт джазового вокалиста Кевина Махогани. Аккомпанировали ему контрабасист из Польши Войцех Пульчин и ударник Гаспер Бертонсэл из Словении, а также израильский саксофонист Роберт Анчиполовский и пианист Даниил Крамер. Для двух последних музыкантов Уфа является уже знакомой площадкой. Выступление именитых джазменов, наряду с местными поклонниками, не смогла пропустить и Гульшат Хамитова. Первая леди республики слушала чернокожего вокалиста в компании министра культуры Башкирии Амины Шафиковой.

«Русские классики – отличные импровизаторы»

Музыканты исполнили программу, в которую вошли баллады, блюзы, произведения в стиле би-боп. Чернокожий джазмен выступал как в ансамблевой связке и дуете с Войцехом, так и сольно.

Кевин Махогани, начинавший свою музыкальную карьеру как кларнетист, затем увлекся саксофоном и лишь потом прославился как вокалист. И теперь он называет своим главным инструментом собственный голос: на протяжении нескольких лет он уверенно занимает первое место в рейтинге престижных музыкальных журналов. Голос номер один начал свой месячный тур по России, уже успев отыграть концерты в Турции, Израиле, Украине и Белоруссии.

- Многие слушатели знают обо всех джазовых стандартах именно благодаря ему, - успел похвалить коллегу Крамер. - Ведь он все их спел, и, кстати, каждую его пластинку моментально сметают с полок.

Сам вокалист не делает различий в направлениях любимого им джаза.

- Есть просто плохое и хорошее исполнение, - сказал Махогани. - Главный показатель — доставляет ли джаз удовольствие слушателю. И вообще очень сложно дать какое-то одно определение, что лучше: этого никто не сможет сделать.

Сам музыкант слушает все: любит Эрика Коуплэнда, но в российском туре много слушает Рахманинова. Виртуоз считает, что среди классиков были отличные импровизаторы, а их шедевры - просто записанная импровизация.

Людей он не делит на «своих» и «чужих».

- Главное, что везде зрители одинаково любят музыку, разве что в России довольно холодно, - уверен американец. - Вообще же люди просто разговаривают на разных языках, но музыкантов, кстати, это мало волнует.

Махогани имел в виду, что со своими коллегами он нашел общий язык сразу.

- Мы, правда, приехали в первый город тура Петрозаводск на день раньше для репетиции, - добавил Крамер. - Мы просто поиграли. Если выразиться образно, принесли с собой готовые кирпичи, чтобы решить, какой дом будем строить.

Пианист уверен: их музыкальная пятерка сработается так же слаженно, как свое время тандем острословов Ильфа и Петрова.

- Мы впятером будем рисовать одну музыкальную картину, - продолжал Даниил Борисович. - Это возможно только тогда, когда ни одни художник не рвет на себе рубашку, не кричит, какой он крутой. Когда нужно, художник выходит вперед, а порой становится фундаментом, на которой все держится.

«Имена Киркорова и Пугачевой иностранцу ничего не говорят»

- Безусловно, Уфа - джазовый город, - уверен пианист. - Правда, хотелось бы, чтобы джазовость проявлялась не только в количестве концертов этого музыкального направления и активностью продюсеров, которые приглашают артистов.

Крамер уверен: главным показателем в этом плане могут стать только сами музыканты.

- Важно их количество в городе и условия для работы, которые должны обеспечивать добротные джазклубы, - объясняет Даниил Борисович. - В Уфе всегда были талантливые личности, но другой вопрос — они не всегда остаются на родине.

Крамер говорил и о «талантливом Марате Юлдыбаеве», который порядка десяти лет назад уехал искать лучшей доли в Тайланд.

- Есть музыканты, с которыми приятно работать, например, Олег Киреев, - продолжил пианист. - Но везде у звезд должен быть свой ареал существования: музыкант должен что-то есть, одеваться - только так культура начнет цвести.

Крамер напомнил, что привозит музыкантов для того, чтобы потом они приезжали уже без него.

Одним из таких талантов, которые уже не единожды побывали в Уфе, является израильский альт-саксофонист Роберт Анчиполовский, ученик легендарного Фила Вудса. Кстати, по его же признанию, едва ли не самый талантливый из всех. К слову, и Крамер поспешил признаться: он уже засомневался, кто из этих двух музыкантов больше покорил его сердце.

- Просто у меня в генах тяга к саксофону, - улыбается Роберт. - Дедушка был кларнетистом, а папа — джазовый саксофонист, поэтому я с детства мечтал пойти по его стопам.

Роберт в Уфе с концертом уже в четвертый раз и признается, что прогресс джазового направления в России налицо.

- Меня приятно удивило, что все чаще джаз выпускают на большие сцены, - сказал Анчиполовский. – Лет 25 назад не было такого количества музыкантов и музыкальных событий. К примеру, в Нью-Йорке - самые лучшие трубачи и басисты. Московский контрабасист Борис Козлов занят на два года вперед — он играет в биг-бэнде Чарли Мингуса на его же контрабасе, являясь еще и вторым дирижером этого оркестра.

Анчиполовский добавил, что Нью-Йорк — это вообще мерило мировой известности или безызвестности артиста: если музыканта знают там — его знают во всем мире.

- Московские звезды так и остаются известными только на уровне страны, - объясняет Роберт. - Всем знакомы имена Киркорова и Пугачевой, но иностранцу они ничего не говорят. В передаче у Владимира Познера побывал Стинг, у которого спросили про русских музыкантов. Он назвал Шостаковича и другим классиков, а вот при упоминании наших поп-звезд спросил, кто это.

Настоящий фанат своего дела, Роберт уже сумел отличиться в гастрольном туре даже при температуре в 39 градусов.

- Несмотря на это он такое соло выдал, что зал просто встал. Роберт, видимо, сразу вылечился таким саксофонным триумфом.

Даниил признается: ему «настолько же приятно работать с Кевином и Робертом, насколько горестно бывает от российской действительности».

Для знаменитого пианиста принципиально важно сотрудничество с лучшими музыкантами на площадках страны.

- Мне хочется предельно насытить российскую сцену профессионалами мирового уровня, - уверяет он. - И на усмешки о том, что я якобы самостоятельно создаю себе конкурентов, отвечаю, что конкуренции никакой нет. России до джазовой конкуренции еще лет двадцать добираться.

Но вот привезти иностранного гастролера дорогой удовольствие. В психологическом плане.

- Мой агент Ярослав Сартаков слег в больницу с гипертоническим кризом, - рассказал он. - И всему виной — наша бюрократия, из-за которой нужно четыре месяца оформлять кучу документов, чтобы можно было спокойно работать.

- Я не хочу благодарить РЖД за то, что они убрали коврики и рестораны из поездов, чтобы люди ехали голодными и в грязи. Не знаю, какой дурак отдал этот приказ, - горячился виртуоз. - Но Кевин и мои гости все это видят, и мне стыдно бывает за свою страну, когда приходится в таких поездах ездить и демонстрировать гостям подобный уровень жизни.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"