Posted 18 октября 2012,, 16:03

Published 18 октября 2012,, 16:03

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

В Уфе пройдет V Международный Нет-фестиваль

18 октября 2012, 16:03
С 3 по 5 ноября в столице Башкирии состоится V Международный Нет-фестиваль видеоарта и анимации. Цель культурологической акции - расширение поля современного искусства в регионах, а также стимулирование и поддержка начинающих художников и вовлечение в арт-процесс нового поколения авторов. Задача Нет фестиваля - познакомить публику с искусством новых медиа, авангардным направлением в творчестве современных медиахудожников и аниматоров, экспериментирующих с языком, контекстом и техникой электронных и дигитальных средств массовой информации.

Первые три Нет-фестиваля состоялись в Челябинске в ноябре 2008, 2009 и 2010 годов. В 2011 году Четвертый Нет-фестиваль переехал в Уфу. Программа «Избранного» была презентована в Челябинске, Перми, Кирове и Самаре.

В этом году основная программа Пятого Нет-фестиваля пройдет в Уфе с 3 по 5 ноября. Приглашенным куратором стала Виктория Илюшкина (Санкт-Петербург). В жюри приглашены Нено Белчев (Болгария) - гран-при прошлого фестиваля, Вячеслав Мизин (Москва), Антонио Джеуза (Москва).

Тему нынешнего фестиваля куратор Виктория Илюшкина означила, как «Ветер с востока. Дискуссия». В трехдневной программе запланированы: пресс-конференция с членами жюри и кураторами, показы открытого конкурса и параллельной программы от членов жюри, лекция Нено Белчева «Цилиндр», круглый стол по итогам фестиваля. Все мероприятия фестиваля будут проходить в галерее актуального искусства Х-МАХ, вход свободный.

Ветер с востока. Дискуссия «Ветер восточный сильнее западного»

Эпиграфом к фестивалю этого года стал фильм Жан-Люка Годара «Ветер с востока», посвященный студенческому движению во Франции 1968 года. Малоизвестный, знаменующий уход Годара из коммерческого кинематографа, являющийся своеобразным манифестом и первой совместной работой группы им. Дзиги Вертова.

Фильм затрагивает актуальные проблемы рабочего движения, забастовок, терроризма, полицейского государства, репрессий, ревизионизма. Он стал манифестом борьбы с буржуазной концепцией репрезентации, является новаторским по стилю (отказ от синхронности звука, изображения и содержания, бессюжетность). Кино, которое воздействует на зрителя образно и эмоционально, но не развлекает, а заставляет думать.

Сегодня многие современные художники и кинематографисты вдохновлены творчеством Дзиги Вертова, Жан-Люка Годара не только в связи с поиском нового языка, но также в связи с отрицанием доминирующей формы языка коммерческого искусства (шок, сенсация, соблазнение, эффекты). С одной стороны, препарирование документальности через отстраненный концептуальный анализ; с другой, стремление к конкретному отображению действительности – новые черты в видеоарте сегодня…

По словам Арии Спинели: «Хотя Жан-Люк Годар считается отцом Новой Волны (Nouvelle Vague), но он также известен как режиссер, который вышел за границы мира кино и путем экспериментов вступил в сферу создания искусства через фильм». **

Видеоарт родился с появлением нового доступного инструмента – видеокамеры и утвердился во многом как оппозиция массовой культуре и масс-медиа. Что же происходит сегодня?

Сегодня мы наблюдаем взаимопроникновения искусства кино и видео. Многие фильмы, снятые на пленку, перекодируются в ДВД формат и становятся более доступными для просмотра. Упрощенность и широкая распространенность технологий производства, быстрая передача по сети стимулируют развитие видео.

Сохраняет ли видеоарт свою актуальность? Не происходит ли размывания самого понятия «видеоискусства», его слияния с дизайном и становления на службу потребительскому обществу?

В чем состоит авангардность его методов сегодня, когда все технологические возможности и исследования границ возможностей и различных пределов уже опробованы? Какое направление примет его развитие в дальнейшем?

Задачей фестиваля является постановка этих вопросов художникам и зрителям.

Лекция Нено Белчев «Цилиндр»

Мы все знаем о преимуществе, которое имеют те боксеры, боксирующие

левой рукой. А в чем преимущество художника, который рисует левой рукой? Реализованные и нереализованные проекты.

Что такое видеохудожник в постсоциалистической Болгарии? Как я работаю и что мотивирует меня. Разочарования художника: понимание и непринятие. Постоянный творческий поиск. О том, как от классической живописи, которой меня учил отец, я добрался до видеоинсталяции. Рисунки и видеодокументации.

"