Posted 18 сентября 2012,, 14:44

Published 18 сентября 2012,, 14:44

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

Переводить российские кино для шведов – дорогое удовольствие

18 сентября 2012, 14:44
В рамках проведения Дней Королевства Швеция в Уфе прошла неделя шведского кино. Иностранные кинематографисты представили на суд уфимцев семь картин, которые отражают современные проблемы и заботы современных людей. Два фильма сняты в жанре комедии, остальные же рассказывают о драматических историях. В качестве премьерного показа организаторы выбрали веселую картину «Космос без чувств», пригласив на встречу со зрителями продюсера фильма.

История не о болезни

В честь торжественного открытия первый этаж кинотеатра «Родина», ставшего площадкой мероприятия, был облачен в желто-синий нарядный вид, а всех новоприбывших встречал струнный оркестр, игравший незабвенные мелодии, к примеру, вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Приветствовать первых зрителей и шведских гостей прибыл замминистра культуры Башкирии Ранис Алтынбаев.

- У всех нас есть шанс посмотреть отличное шведское кино, - сказал чиновник. - Уже сейчас мы планируем показать наши башкирские кинокартины на территории Швеции. Надеюсь, что уже в следующем году мы сможем реализовать эту идею.

А открыл кинофестиваль советник по культуре посольства Швеции в России Мортен Франкбю, который, несмотря на свое хорошее знание русского языка, заметно волновался, зачитывая приветственное слово.

- Такой фестиваль кино в Башкортостане проходит впервые, - отметил представитель посольства. - Нам же вдвойне приятно демонстрировать свое кино новой аудитории, ведь шведские фильмы становятся все популярнее на мировом рынке, у них большое будущее.

К слову, картина «Космос без чувств» режиссера Андреаса Еманна, снятая два года назад, успела поучаствовать в 24 фестивалях и получить несколько призов. И это притом, что фильм стал дебютным как для самого режиссера, так и для оператора, продюсера и сценариста.

«Космос без чувств» с большим остроумием повествует о взгляде на окружающий мир парня Симона с синдромом Аспергера. Гениальный физик, зацикленный на точности во времени и цифрах, Симон никому не разрешает дотрагиваться до себя и чуть что прячется в алюминиевый бак, накрывается крышкой и «уходит в космос». Там нет чувств, а значит, нет хаоса, которого так боится юноша. Вызвать его оттуда может только один человек - родной брат Сэм, который полностью принимает Симона с его странностями. Но зато девушка Сэма не выдерживает и уходит. Тут-то и начинается самое интересное: в поисках новой девушки для брата, «другой идиотки, которая сможет все терпеть», Симон, не смотря на свою болезнь, находит пассию не для брата, а для себя. А в какой-то момент даже не замечает, что их руки касаются друг друга.

Перед началом сеанса продюсер фильма Бонни Скуг Фини рассказала, что кино в первую очередь о любви и о том, каково отличаться от всех остальных в обществе. Несмотря на это, масса вопросов уфимцев после показа касалась только нюансов о диагнозе Аспергера. Зрителей интересовал главный вопрос: главную роль сыграл актер или настоящий больной.

- Нет, в главной роли - профессиональный актер Билл Скарсгорд из известной актерской семьи, - прокомментировала Бонни. – Его отец Стеллан снялся у Ларса фон Триера, в «Пиратах Карибского моря» и «Мстителях», а брат Александр сыграл в популярном сериале «Настоящая кровь». Потому раньше Билл был известен больше как член семьи Скарсгордов, хотя сам является очень талантливым актером.

Девушка рассказала любопытствующей публике, что синдром Аспергера может проявляться абсолютно по-разному: в фильме есть как совершенно конкретные проявления, так и выдуманные штрихи к поведению героя.

- Но мы показывали кино людям с этим заболеваниям, - добавила Скуг Фини. - И, надо признаться, что реакции были самые разные. Но все пациенты с таким диагнозом признали одно: им понравилось обсуждение собственных проблем, попытка их понять. Интерпретация взгляда на социум их глазами для них оказалась крайне важной и приятной.

Трудности — в переводе

В Швеции «Космос без чувств» посмотрели около трехсот тысяч человек, картина полностью окупила потраченный на нее миллион евро.

- Это очень редко бывает с фестивальным кино, - похвасталась продюсер. - Но наш фильм вышел в прокат в Европе, откуда до сих пор получаем хорошие отклики.

Над картиной работали три года, из которых только семь недель составили непосредственно съемки. А ведь «большого» кино могло и не получиться. Задумывая картину, режиссер намеревался снять короткометражку, но осень скоро стало ясно, что все задумки и мысли в малый формат просто не влезут.

- Но тогда я еще не могла найти денег на полнометражную картину, - призналась девушка. - Поэтому мы снимали и короткий и длинный метр одновременно, надеясь на лучшее.

Кстати, шведка рассказа зрителям, что в ее стране основным спонсором киношников является государство - деньги там выделяют как на коммерческие проекты, так и на артхаус.

Пока Бонни рассказывала об особенностях шведской киноиндустрии, у некоторых зрителей сложилось впечатление, что публика там очень капризна.

- Действительно, есть такой момент, - улыбнулась девушка. - Например, русское кино там почти не знают, разве что после громкого появления картин на фестивалях. Конечно, у нас знают Никиту Михалкова, а в последнее время только самую хорошую критику получает фильм Андрея Звягинцева «Елена». Сама я только недавно «добралась» до этого фильма и горю желанием скорее посмотреть.

Поддержал землячку и представитель шведского посольства Мортен Франкбю, который уже два года живет и работает в Москве.

- Картинам из России вообще немного сложнее попасть на кинофестиваль, - считает он. - Дело в том, что Королевство Швеция — маленькая страна, и нам просто необходимо знать английский язык. Поэтому на нем часто снимаются фильмы, мы можем легко понять англоязычные картины из других стран. А русские фильмы обязательно нужно или продублировать, или сделать субтитры — это несколько дольше и, конечно, дороже. Слишком разнятся размеры наших стран. И в большой стране гораздо сложнее справиться со всеми проблемами и вникнуть с особенности киноиндустрии, чем в маленькой.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"