Posted 18 апреля 2006,, 18:38

Published 18 апреля 2006,, 18:38

Modified 10 ноября 2022,, 19:10

Updated 10 ноября 2022,, 19:10

Танцовщики общаются с Богом на языке хореографии

18 апреля 2006, 18:38
В первый раз пермский балет выступил в Уфе спустя четыре месяца после смерти его создателя и руководителя — Евгения Панфилова. Летом 2002 года тело известного хореографа с семью ножевыми ранениями нашли в собственной квартире. Панфилов ушел в 46 лет, но успел создать 85 балетов и более 150 миниатюр."Балет Евгения Панфилова" — один из наиболее необычных танцевальных театров России. Он был создан в 1987 году в Перми, где находится школа-студия Евгения Панфилова и Пермское хореографическое училище, основной "поставщик" балетных артистов. Статус государственного он получил лишь в 2001 году.
Его "Балет толстых" со спектаклем "Бабы. Год 1945-й" в номинации "Новация" был удостоен национальной театральной премии "Золотая маска".Сегодня балет включает три труппы — "Балет толстых", в котором заняты дамы весьма внушительной комплекции, молодежный коллектив "Бойцовский клуб" и профессиональную труппу. Профессионалы и представили уфимцам виденное уже балетное шоу "Русский соблазн", которое стало последним в судьбе Евгения Панфилова.— Основная задача труппы театра — сохранение наследия Панфилова, — после выступления сказал художественный руководитель балета Сергей Райник. — Мы работаем над восстановлением балетов Мастера. Он начал ставить в 1979 году. Балетов более сотни, и в год мы поднимем по две-три его истории. Для Панфилова традиционны новации, каждый год премьеры. Мы продолжаем работать в этом контексте: постоянно набираем молодых таанцовщиков. Основным достоинством Панфилова является то, что он всегда был разный. Сегодня в шоу мы можем танцевать под "Тату" и Шуру, а завтра у нас будет звучать музыка "Dead Can Dance" и Ника Кейва, Стравинского, Эдисона Денисова или Альфреда Шнитке. Театр остается разноликим.Детище хореографа продолжает жить и гастролировать, но, к сожалению, остановилось в развитии. Новых спектаклей практически не появляется.— Ситуация осложнялась тем, что я не готовился становиться художественным руководителем — это все в одночасье свалилось мне на голову. Единственное, на что мы стали тратить больше времени — отрабатывать хореографию. Панфилов очень быстро ставил — было по пять-семь премьер в год, — и мы просто не успевали растанцеваться. Хореография стала чище — это несомненный плюс. При жизни Панфилов создал отличную инфраструктуру. Если раньше он совмещал в себе руководителя, хореографа, танцовщика и декоратора — то, что называется "авторский театр", то сегодня нас пять человек — это кулак, и нельзя сказать, кто из нас главный. Но все мы ученики Панфилова.Чтобы вновь привезти тот же спектакль в Уфу, балет выжидал почти четыре года. "Русский соблазн" — это не целостное представление, объединенное одной сюжетной линией, а хореографический калейдоскоп из двадцати четырех сцен.— "Русский соблазн" — это танцевальный винегрет, — продолжает Сергей Райник. — В отличие от "Мулен Руж" и "Лидо" у нас сложная хореография. Наше шоу мобильное — оно совмещает хорошую хореографию и приличные костюмы. Мы, например, хотели сделать цыганский номер под очень интересный цыганский коллектив, но французские продюсеры, которые заказывали спектакль, настояли, чтобы мы станцевали его под "Мохнатого шмеля" Никиты Михалкова. Потому что его знают во всем мире, у него "Оскар". Вообще, очень бы хотелось привезти в Уфу серьезные, концептуальные истории. Сегодня у нас другие продюсеры, не те, что были три года назад, и они лишь прощупывают почву в столице Башкирии.По признанию танцовщиков, особым успехом на западе пользовались номера "Калинка", "Северные узоры", "Фантазии на тему "Половецких плясок" на музыку Бородина и, конечно, космический марш девушек из кордебалета в "стеганных" под телогрейку комбинезонах с алым стягом в руках. Уфимский зритель увидел все тех же девушек, которые облачались в восточные костюмы, в кокошники и богато отделанные сарафаны. Шикарные костюмы завершала неизменно обнаженная грудь. Для своей последней постановки Евгений Панфилов специально набрал красивых высоких девиц, которые танцами никогда не занимались, и сумел в течение трех месяцев обучить их хореографическому мастерству.— Танцор изначально должен быть чистым листом бумаги, а хореограф накладывать мазки, — продолжает Сергей. — И чем мы чище и прозрачнее как артисты, тем ярче проступит краска. Поэтому нельзя определить пол артиста на сцене. Балерина может быть достаточно мужественной в определенных ролях. Мы с Панфиловым танцевали историю Юкио Мисима о двойном самоубийстве "Патриотизм". Он танцевал японского офицера, а я его жену. По жизни я очень мужественный человек, но испытывал колоссальное удовольствие танцевать японскую женщину, которая одновременно является и гейшей, и матерью. Какой я ориентации? Когда я на сцене, мне это неведомо. Дома меня ждут жена, дети, но это совсем другое. Театр и реальная жизнь — это две разные планеты. В нашем театре с нестандартными ориентациями туго. В "Бойцовском клубе" танцуют ребята, которым 17-20 лет. Они говорят, что сейчас модно быть мужественным. Время андрогинов проходит. Я надеюсь…— Кто ваши кумиры?— Рудольф Нуреев — это та история, которая объединяет танцовщиков всех направлений во всем мире. Нуреев делал серьезное, классическое шоу. Его гениальность в том и заключается, что он соединял в себе все. В 20-м веке было два гениальных танцовщика — Нежинский и Нуреев. Первого мы видели только на фотографиях, Рудика посчастливилось увидеть "живьем". Я надеюсь, что в нашем театре танцовщики перерастают в людей танцующих. Главное в нашей работе — путем хореографии общение с Богом.Ашир МУРАДОВ.
"