Posted 17 января 2010,, 21:01

Published 17 января 2010,, 21:01

Modified 10 ноября 2022,, 18:59

Updated 10 ноября 2022,, 18:59

В Башкирии у самарских гармонистов прорезался голос

17 января 2010, 21:01
Хотя дуэт «Баян-микс» существует всего четыре года, в профессиональных кругах имена музыкантов знают уже очень давно – на счету баянистов Сергея Войтенко и Дмитрия Храмкова огромное количество наград всевозможных фестивалей и творческих конкурсов. В Самаре парней и вовсе знает каждый второй, поскольку оба они не только артисты, но еще и преподаватели. Сергей много лет проработал в вузе, а Дима – в обычной школе. Правда, размеренная жизнь музыкантам надоела, и они решили продвинуть баян в массы, сделав его модным инструментом. Сами того не ожидая, самарцы вышли на российский уровень и стали популярным дуэтом. В Уфе артисты побывали впервые.

Игра для Путина

Интересно, что «Баян-микс» не лидирует в хит-парадах и редко светится на телеканалах, но зрителей на концертах коллектива хоть отбавляй. С недавних пор Войтенко и Храмков разбавили свой инструментальные выступления песнями.

- Почему решили запеть? – спрашиваем у музыкантов.

- В принципе мы пели всегда, правда, только для себя, в своей компании. Понимаем, что народ надо постоянно чем-то удивлять. Конечно, мы и так поразили публику тем, что играем на баяне в необычном стиле. Сейчас такая игра уже стала модной и может даже обычной, но когда мы только начинали, наш стиль был просто революционным. Петь решили для того, чтобы внести свежесть в наш дуэт. Мы и дальше тоже планируем удивлять людей, но чем именно, пока говорить не будем. В Казани нам предложили показать публике стриптиз, но мы думаем, что пока это лишнее.

- Баяну в этом году исполнилось сто лет. Как отпраздновали?

- Ближайшие сто лет мы точно будем отмечать этот праздник, - шутят музыканты. - Отметили грандиозным концертом в Кремле, куда пришло 6,5 тысяч зрителей. Принимали участие многие звезды – Бабкина, Газманов, Понаровская, Салтыков и другие. Практически со всеми мы сделали дуэты.

- Чем запомнились выступления на правительственных саммитах и большой восьмерке?

- Много всего можно рассказать, но по понятным причинам сделать этого не можем. На саммите был очень интересный случай. Мы тогда еще только начинали и были совсем неизвестными артистами в Москве, да и в России. Каждый из нас по отдельности, конечно, имел большой багаж и всевозможные звания, но после образования дуэта пришлось все начинать заново по раскрутке бренда. Практически никто из приглашенных артистов о нашем дуэте даже не слышал. Пришел управляющий делами президента Владимир Кожин и стал тасовать программу, сказав, что самые интересные номера должны быть в конце, потому что именно в это время приедет Владимир Владимирович. Мы должны были выступать в начале, но в итоге он переставил нас в самый конец. Естественно, некоторые артисты даже обиделись на нас, потому что завершать концерт для каждого музыканта очень почетно.

- Публика меняет свое отношение к народным инструментам?

- Конечно. Благодаря таким коллективам, как мы, баян обретает вторую жизнь, возвращает утраченную славу. Сейчас он уже считается модным инструментом. Думаем, что многие заметили, что в любой сегодняшней аранжировке присутствует баянчик, даже в клубной музыке.

- Вы закончили педагогический институт, а по специальности работали?

- 11 лет я вел класс общего баяна на факультете искусств института, - говорит Сергей. - В итоге никто не хотел идти учиться на другие инструменты, все шли ко мне. У меня был целый класс – около 30 девчонок.

- А я два года проработал в школе, - добавляет Дмитрий.

- А слабо выйти сыграть на рок-фестивале с многотысячной аудиторией?

- Можем составить конкуренцию многим артистам. Мы были на большом концерте в Литве, где среди публики были сплошные рокеры. В итоге по просьбе организатора мы выходили на сцену два раза, поскольку зрителям очень понравилось наше выступление.

- Не хотите разбавить дуэт?

- Мы устраиваем творческие тандемы, но не видим смысла брать в коллектив третьего человека. Просто мы дети одного педагога, учились в одной музыкальной школе, в одном институте. У нас совершенно другие планы и идеи, все они касаются творчества, но не перемен в коллективе. Например, в ближайшее время хотим сделать попурри на песни Майкла Джексона, в память об этом гениальном человеке.

«Дранга нам не конкурент»

- Кризис как-то повлиял на вас?

- Наша работа напрямую связана с концертами, корпоративами, банкетами. Естественно, люди стали либо меньше приглашать, либо бюджет уменьшили. Но если у нас есть концерты, значит все нормально. Вообще-то есть и положительные стороны в этом пресловутом кризисе – многие одинаковые группы с раздутым пиаром просто исчезнут. Особенно это касается женских проектов.

- Не обидно работать на поп-сцене?

- Мы давно состоялись как академические музыканты, и то, что сейчас мы находимся в эстрадном жанре, не дает никому права осуждать нас, потому что у нас огромный багаж академического обучения и побед в международных конкурсах. У Димы шесть премий, у меня - одиннадцать. Мы входим в шестерку сильнейших баянистов мира в своем возрасте.

- Значит, в России проще стать популярным в попсе, нежели в классической музыке?

- Здесь дело не в попсе, а в самом баяне. Дело в том, что это молодой инструмент – ему всего лишь сто лет. Не заложена еще традиция, чтобы пойти послушать Баха в исполнении баяниста. Классика в исполнении скрипачей или пианистов приносит деньги академическим музыкантам. Они стоят гораздо дороже, чем попсовые артисты – у того же Мацуева концерты расписаны на три года вперед. Его выступление стоит 50 тысяч евро – гораздо дороже, чем все наши попсовики вместе взятые. Мы открыли новое направление, которое в будущем станет одним из классических. Через какое-то время оно будет приносить деньги, и люди будут приходить в коктейльных платьях и смокингах на концерты баянистов.

- Вас не сравнивают с Петром Дрангой?

- Так ведь он на аккордеоне играет - что ж тут сравнивать. Аккордеон – это клавиши, а баян – кнопки. Хотя для большинства людей баян и аккордеон – это гармошка. Мы часто видимся с Петей, но конкуренции у нас нет, потому что мы занимаемся общим делом – продвигаем народные инструменты. У Дранги более эстрадный проект, а у нас - танцевальный. Кроме того, баянисты и аккордеонисты смотрят на нас и учатся, звонят, благодарят за то, что мы их обеспечили работой. На периферии возникают дуэты и трио, люди выступают на местных торжествах и начинают зарабатывать деньги с помощью своего творчества. Мы делаем общее государственное дело, обеспечиваем рабочие места, популяризируя наш инструмент. Многие заканчивают музыкальные вузы и консерватории, но потом в профессии остается только один-два процента.

- Правда, что в Китае баян стал очень модным?

- Китайцы берут все лучшее со всех стран и развивают у себя. В одном только Пекине сегодня 3,5 миллиона баянистов. Баян там действительно очень популярен.

- Вы считаете себя продолжателями дела Ванессы Мэй?

- Она первая стимулировала всех, показав, что можно играть классику в современном варианте, - объясняет Дмитрий. - Когда я был студентом, не переносил классику в нормальном варианте, а сейчас я лучше послушаю классику в нормальном звучании, чем то, что делает Мэй.

- Благодаря таким артистам как Ванесса, молодежь приходит к хорошей музыке, - добавляет Сергей. – Например, зрители послушают в нашей обработке Баха или Вивальди, потом найдут в интернете оригинал и поймут, что классическая музыка очень красивая. Мы уверены, что воспитываем в молодежи вкус.

Коробки с кнопками

- Помимо гастролей, чем еще занимаетесь?

- У нас есть собственный продюсерский центр - организуем ежегодный проект к столетию баяна. Готовим большой тур по Волге «Виват, баян». Кроме того, хотим сделать передачу, которая будет поднимать статус нашего инструмента. Еще есть несколько артистов, молодых инструменталистов, которым мы помогаем.

- Как складываются ваши отношения с инструментами?

- Для них мы даже места в самолетах заказываем. Они летят, а мы пешком идем, - смеются парни. - Мы относимся к ним очень бережно и нежно, но они не ассоциируются у нас не с мужчиной, ни с женщиной. Это просто коробочки с кнопками.

- Я не согласен, - добавляет Дмитрий. – Баян – это часть нас самих. Этот инструмент очень многое для нас значит.

- Вы бы обменяли баян на хороший автомобиль?

- Машина денег особых не принесет, даже если бомбить по ночным улицам Москвы. А баян при правильном обращении может принести тебе не одну машину.

- Готовы бросить творчество ради любви?

- Конечно, нет! Это же наша жизнь. Нельзя ради любви бросить то, чему ты учился с семи лет. Музыкальная школа – 7 лет, училище – 4 года, институт – 5 лет и аспирантура 3 года – это же почти полжизни. Возможно, женщины и готовы на такие жертвы, а у большинства мужчин карьера стоит на первом месте. Многие девушки ради любви бросают карьеру, уходят со сцены в самый ответственный момент, а потом жалеют об этом. А ведь все можно делать параллельно. К тому же девушка должна понять, что это твой хлеб, которым ты будешь кормить семью. Если понимания нет, то пусть это лучше будет неразделенная любовь.

- У вас только творческий союз?

- Мы, конечно, понимаем, что сейчас на эстраде сплошь нетрадиционно ориентированные исполнители, но у нас чисто творческий союз. А разве по нам не видно?

- Неужели кроме работы ничего в жизни не видите?

- О личной жизни мы просто не любим распространяться, - говорит Дмитрий. – Кстати, недавно меня пригласили на передачу «Давай поженимся». Я не пошел, хотя многие артисты всегда соглашаются на все проекты Первого канала. Но я решил, что мои друзья меня бы не поняли. Как же надо опуститься, чтобы пойти на такую передачу и говорить там неправду? Ведь надо плакаться какой ты творческий, но в личном плане все плохо, просить найти мне кого-нибудь. Если ты хочешь сделать карьеру, то выйди на сцену и докажи, что крутой, а не ходи по всяким телешоу.

- К сожалению, сегодня только через ТВ сейчас можно пробиться на сцену, - добавляет Сергей. - Чем о человеке говорят хуже, тем лучше для рейтингов. Мы не хотим делать себе пиар на подобных проектах. В «Дом-2» идут люди, у которых нет никаких дарований, все они начинают петь, раскручиваются за счет мишуры и пены.

- А вы светскую жизнь не ведете, как другие артисты?

- Мы крайне редко общаемся с московской тусовкой, просто потому что работаем, и нам некогда. Настоящие артисты вообще крайне редко тусуются – те же Газманов, «Чай вдвоем» - их крайне редко можно где-то увидеть. Мы несем людям радость, а не пустую информацию со страниц гламурных журналов. Нас любят за то, что мы хорошо играем.

Ксения ЛАПТЕВА.

"