Posted 17 января 2012,, 13:11

Published 17 января 2012,, 13:11

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Наталья Варлей: «В Уфе меня заточили в трехкомнатный люкс»

17 января 2012, 13:11
Впервые в России автор проекта «Бабье лето» Сергей Майоров, подаривший вторую молодость знаменитым актрисам советского кино, пригласил уфимцев на творческий вечер. Цикл документальных фильмов-монологов, посвященных отечественным кинобогиням, выходит на канале «Домашний». Автор проекта Сергей Майоров, известный телеведущий, журналист, многократный лауреат Российской национальной телевизионной премии ТЭФИ, прибыл в столицу Башкирии вместе с одной из своих героинь – неувядающей Натальей Варлей.

«Коньяк в гримерку не заказываю»

- В Уфе я появилась на заре своей кинокарьеры – мой старший сын был еще совсем маленький, - рассказала 64-летняя актриса. – В столицу Башкирии я приехала по линии Бюро пропаганды советского кино: у нас были по шесть-семь встреч в день, я выступала не только в кинотеатрах, а еще на предприятиях в обеденные перерывы. В гостиницу меня поехал провожать директор КПД и когда увидел, в каком номере я живу, то ахнул: «Кавказскую пленницу» поселили в такой номер?» А условия были обычные: одна комната с удобствами.

Актриса признается, что она – «человек неприхотливый».

- Главное, чтобы было, где помыться и поспать. Я и сегодня не пишу безумных райдеров, заказывая в гримерку шампанское и коньяк в больших количествах. Но тогда меня увезли в другую гостиницу, переселив в трехкомнатный люкс. Честно говоря, в этом номере мне было страшновато, переходя в темноте из одной комнаты в другую.

Каждое утро в гостиной актриса обнаруживала кумыс, мед, какие-то дары природы и к концу гастролей начала напрягаться.

- И когда закончилась поездка, меня на «Волге» отвезли к самолету, и у трапа директор КПД расхохотался: «Наташа, все это время я видел, как ты напрягаешься». И я призналась, что ждала, когда наступит час расплаты. Вообще в Башкирии меня всегда хорошо принимали: я приезжал со спектаклями «Оскар», «Шашни старого козла».

Интересно, что спортсменку, комсомолку и просто красавицу могла сыграть совсем другая актриса, если бы Наташа еще подростком не совершила очень решительный для ребенка шаг, поступив в детскую цирковую студию.

- Все мое детство мы с родителями прожили в Мурманске, - говорит Варлей. – И суровые условия заполярья никак не шли мне на пользу – болела без конца.

После диагноза «ревмокардит» Наталье даже запретили заниматься физкультурой, но, как оказалось, спорт не был ей противопоказан.

- После переезда в Москву мама впервые повела меня в цирк, - вспоминает актриса. – В Мурманске я могла об этом только мечтать: мне казалось это чем-то нереальным. Но в столице здоровье пошло на поправку, и меня приняли сначала в детскую цирковую студию, а затем в единственное в то время училище циркового и эстрадного искусства. Я поступила туда, несмотря на огромный конкурс, а в 65-м с отличием окончила акробатическое отделение, хотя родители надеялись, что меня отчислят за профнепригодность. У меня до сих пор от зубов отскакивает название моего дипломного номера – «Воздушный эквилибр на трапеции с музыкальными инструментами». С ним я начала гастролировать по Союзу в составе труппы.

Карьера эквилибристки начала перерастать в актерскую, когда в Одессе режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич увидел Наталью под куполом цирка и предложил девушке небольшую роль в картине «Формула радуги».

- А уже там я попала в поле зрения Татьяны Семеновой, которая была ассистентом режиссера Гайдая, - рассказывает Варлей. – Поиск актрисы на роль Нины шел по многим городам страны, и Татьяна Михайловна приехала в Одессу с той же целью.

Девушку сфотографировали, взяли все необходимые данные. Уже после приезда в Москву с гастролей Варлей получила телеграмму с вызовом на «Мосфильм».

- Так я оказалась на кинопробах «Кавказской пленницы», - вспоминает кинодива. – Тогда даже и не подозревала, что практически все молодые советские актрисы проходили пробы на эту картину. Это были Марианна Вертинская, Наталья Селезнева, Виктория Федорова, Лариса Голубкина – всего около 500 актрис. До сих пор для меня остается загадкой, почему эту роль получила именно я. Может, потому, что «из цирковых», и не стремилась сниматься в кино. Мне даже мой цирковой номер снится по сей день.

«Гроб стал моим рабочим местом»

Но о своей судьбе Наталья вовсе не жалеет, считая, что все закономерно и предопределено.

- Если бы я не была циркачкой, то не получила бы свои первые роли, - говорит она. – Мало того, я была утверждена одновременно на роль Нины и на роль француженки-гимнастки в фильме «Арена».

Тогда девушке казалось, что сыграть эту роль намного лучше, ведь у артистки французские корни.

- Девичья фамилия моей бабушки была Барбот-де-Марни, - поведала публике Наталья. – И мне казалось, что это тоже судьба. Но Гайдай все же выторговал меня у режиссера «Арены» Самсонова, да и у меня потом разгорелся интерес, ведь столько актрис пробовалось на эту роль. К тому же «Арена» - картина мало кому известная: глядишь, если бы неверный выбор сделала, и не стояла бы сейчас перед вами.

В Уфе актрису сопровождал генпродюсер канала «Домашний» Дамир Сафаров

О кинокартине, сделавшей ее знаменитой, сама Наталья Владимировна сейчас говорит с нежностью, хотя раньше долго время считала, что роль в «Кавказской пленнице» ей не удалась.

- И только сейчас я начинаю с нежностью относиться и к этому времени, и к этой картине, и к своей героине. Просто теперь я абстрагировалась и смотрю фильм не как профессионал, а как простой зритель, - призналась актриса. – Вижу, что эта милая, славная, симпатичная девочка существует на экране органично. И глаза у нее живые, искристые. Но когда картину принимали в Госкино, первые зрители даже не улыбнулись, и мы были убеждены, что это страшный провал, и очень боялись премьеры. Но когда перед самым Новым годом картину показали в кинотеатре, зал начал хохотать, хлопать с первых минут, и нас это даже испугало, а у меня брызнули слезы. После сеанса меня все начали поздравлять, аплодировать, а я не могла понять, что происходит, ведь всю картину проплакала.

Между тем Наталья Владимировна до сих пор не любит говорить о том, почему ее героиню озвучивала Надежда Румянцева.

- Это вовсе не потому, что я не могла этого сделать. Возможно, когда-нибудь в очередной своей книге я расскажу, почему произошла такая ситуация, но не сейчас, - заинтриговала она уфимцев. – Но на банкете после съемок его последнего фильма «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди», где я озвучила главную героиню, Гайдай признался, что не может себе простить, что тогда не дал говорить мне своим голосом. А еще сказал, что мечтает снять фильм про любовь, где мы с Харатьяном работали бы дуэтом. Но через год его не стало.

Наталья Владимировна призналась, что в перестроечный период ушла в озвучку, потому что «не хотелось сниматься в чернухе». В конце 80-х ее голосом говорила Вероника Кастро в мексиканском сериале «Дикая Роза» и героини фильма Тинто Браса «Миранда». Всего же голос Варлей звучит в двух тысячах фильмах.

Второй звездный фильм Варлей «Вий» давно окутан легендами о том, что мистическая роль сломала актрисе жизнь.

– Говорят, нельзя сниматься в гробу, а у меня вся роль там прошла: это было мое рабочее место. И я этому только радуюсь, ведь в отличие от театра, в кино у меня только одна классическая роль – Панночки из повести Гоголя. А сейчас столько всего напридумано про эту картину, - морщится актриса. – «Желтая пресса» сначала опишет сюжет, а потом начинает перечислять, какие несусветные несчастья со мной приключились. Это очень большая глупость.

По словам Варлей, неприятности бывают у всех, и актриса уверена, что ее неудачи «не связаны с картиной «Вий».

- И хотя я не отношусь к этому фильму, как к греховному, но когда крестилась, то исповедовалась по этому поводу и думаю, что Господь меня простил – он всемилостив.

После не очень удачной «Формулы радуги» «Кавказская пленница» стала для актрисы поистине звездной картиной, поэтому после съемок Варлей решила получить профессиональное актерское образование и вскоре окончила театральное училище имени Щукина.

«Я – отличница по жизни»

Интересно, что актерский опыт Наталья Владимировна получила задолго до дебютной роли медсестры в картине Хилькевича.

- Еще в цирковом училище я принимала участие в съемках маленьких телевизионных картин, - рассказала актриса. – Еще снялась в дипломной работе режиссера Эльера Ишмухамедова, который известен по картинам «Нежность», «Влюбленные», «Наследницы». А я снялась в главной роли в его экранизации рассказа Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери».

Однако Варлей до сих пор воспринимают исключительно как Нину – более ярких ролей Наталье Владимировне в кино с тех пор не предлагали. Интересно, что этот запоминающийся образ прошла через всю ее фильмографию: через десять лет она сыграла в телефильме «Новые сновидения Шурика», а в 97-м постаревшую Нину в «Старых песнях о главном».

Эта картина действительно стала визитной карточкой актрисы, и даже дети узнавали ее по этой работе. Сама кинодива узнала об этом, когда ее пригласили на детский киносеанс в честь столетнего юбилея кинематографа.

- В первых рядах сидели самые маленькие школьники, - рассказывает Наталья Владимировна. – Сначала ребятам прочитали официальный доклад про мировой и отечественный кинематограф. Пока оратор перечислял картины «Броненосец Потемкин», «Летят журавли», я видела, что дети не очень понимают, о чем речь.

После этого провели конкурс – показали отрывки из фильмов с участием Варлей, и попросили назвать, что это были за картины.

- Первыми, конечно, прозвучали «Кавказская пленница» и «Вий», за что ребята получили заслуженные игрушки. Потом все-таки прозвучали «12 стульев», и пауза затянулась. А игрушку заработать хочется. Тогда поднимается чья-то рука и звучит «Броненосец Потемкин». Вот так я стала актрисой этой легендарной картины.

Как и у любой актрисы, у Варлей есть свой список несыгранных ролей.

Наталья Владимировна была утверждена на роль в фильме «Безотцовщина», в котором потом сыграла Елена Драпеко. Актриса признает блестящую игру коллеги, но «сама сыграла бы по-другому». Оказалось, что карьере мешал «большой начальник», который не послушал даже комиссию Госкино, защищавшую кандидатуру Варлей, и без объяснений причин «не пустил» актрису в эту картину.

- Еще была утверждена на главную роль в фильме «Пять дней отдыха», где должна была играть балерину в блокадном Ленинграде, - рассказывает актриса. – Но меня тогда не отпустил с учебы преподаватель Юрий Катин-Ярцев. Кстати, правильно сделал, ведь сегодняшние студенты с первого курса снимаются, и это постепенно приводит к вырождению актерской профессии.

Варлей считает, что сегодня нет таких гениальных артистов, какие были в 50-е, 60-е, 70-е годы.

- Но, конечно, есть личности, выбивающиеся из общей массы, - продолжила Варлей. – Мне нравится Евгений Миронов, очень люблю Сережу Безрукова, хотя это спорно. А, в основном, молодежь сегодня относятся к профессии, как к способу заработать деньги.

Студенчество в театральном Наталья Владимировна называет временем «замечательным и теплым». На курсе у Юрия Васильевича Катина-Ярцева актриса училась вместе с Юрием Богатыревым и Натальей Гундаревой.

- Позже я закончила и Литературный институт имени Горького, - продолжает рассказчица. – Так вот все три образования я получила, закончив учебу с красным дипломом. Все сейчас почему-то хвалятся тем, что были жуткими двоечниками, а вот я всегда была отличница. Я такая по жизни.

«Я была жутко стеснительным ребенком»

Артистка призналась, что «всегда была очень дисциплинированной потому, что родилась в семье моряка». Ее отец Владимир Варлей поступил в только что открывшееся Севастопольское военно-морское училище, попав в первый набор.

- Папа со своим другом Лаврентием Кузнецовым отправился через всю страну из Москвы в Севастополь, чтобы поступить в училище, - с гордостью рассказывает Наталья Владимировна.

Год окончания «мореходки» совпал с началом Великой Отечественной войны, поэтому из училища вчерашние курсанты попали на фронт. Владимир Варлей был капитаном на морском охотнике, получив впоследствии множество орденов и медалей за оборону Севастополя и других портовых городов.

- Мой отец был безумно веселым человеком, - заулыбалась Наталья Владимировна. – Я думаю, в нем умер артист: когда в доме собиралась компания, он разыгрывал какие-то сценки с переодеванием, скетчи, рассказывал анекдоты, любил петь.

Владимир Викторович скончался в 1999 году, а маму актриса потеряла прошлым летом.

По славам Варлей, уход матери стал для нее «очень тяжелым ударом».

- В последнее время она стала, словно ребенок, - вспоминает она. - Первые два месяца после е ухода я совсем не спала. Конечно, я понимала, что мама не вечна, но что так сильно буду переживать, даже не подозревала. Мама очень любила радио «Шансон», поясняя, что только там «мужчины поют мужскими голосами». Поэтому она очень любила одну мою песню «Вечер с коньяком, или я сегодня немножечко пьяная», которую я выпросила у композитора Морозова. Эта композиция шансонная, потому автор удивлялся: «Как ее петь будешь – ты на себя в зеркало смотрела?»

На встрече с уфимцами Наталья Владимировна исполнила еще несколько песен – известных и на собственные стихи – всего в репертуаре актрисы более 60-ти авторских композиций. Варлей презентовала публике и свою третью книгу «Во мне такая музыка звучит».

В очередной сборник вошли как совсем свежие работы и произведения детских и студенческих лет, так и стихи, уже издававшиеся.

- Все равно очень немногие знают, что я пишу, - говорит поэтесса. – Поэтому даже стихи из прошлых сборников будут для многих открытием. Кстати, я заметила, что самые грустные произведения пришлись на 1966 год, когда началась работа над «Кавказской пленницей».

Оказывается, писать стихи Наталья начала еще в глубоком детстве. Девочке не было еще и четырех лет, а она уже уверенно читала и писала.

- Но в том возрасте я была жутко стеснительным ребенком, - призналась артистка. – И даже разговаривала я от волнения шепотом, поэтому завела дневник. Тогда я и обнаружила, к своему удивлению, что мои слова складываются в рифмы.

Уже будучи матерью двоих сыновей, артистка получила третье высшее образование в литинституте. Отличница отучилась на факультете поэзии, получила красный диплом в 1992 году и применила полученные навыки на практике. Два предыдущих сборника стихотворений Варлей «Любовь» и «Кружась над золотыми куполами» выпали на перестроечное время, когда интерес к поэзии упал. Но актриса говорит, что «держать в себе не высказанное нельзя, а с бумагой делиться намного легче, чем говорить вслух».

- Помню, когда умер Владимир Высоцкий, меня так трясло, что переживания вылились в стихи. Можно сказать, что вторая книга появилась потому, что мои произведения попали в сборник, посвященный Высоцкому. Я и мои дети всегда слушали его песни. Мы могли бы встретиться с этим легендарным артистом на съемочной площадке: я пробовалась на главную женскую роль в картину «Опасные гастроли», где сыграл Владимир Семенович. Но роль досталась Элеоноре Пырьевой.

Наталья Владимировна также поведала о трудностях освоения современной техники.

- Раньше я очень быстро печатала на машинке по десятипальцевой системе. Этому я научилась еще в литинституте и очень этим гордилась. Но она давно сломалась, и теперь ее даже отремонтировать негде - мир давным-давно перешел на компьютеры. А я - технический дебил, - самокритично заметила Варлей. – В печатной машинке было все так просто, а здесь чуть что – выплывают странные объявления. Я сразу с ужасом зову внука Женю, и он мне все досконально объясняет. Поэтому напечатала я новую книгу не одна, а с внуком.

«Я многое не додала детям и родителям»

На встрече актриса исполнила композицию «Новый год» из репертуара Елены Камбуровой, чей голос звучит во многих советских фильмах.

- Лена - одна из моих любимых певиц, - отметила Варлей. – Она удивительно тонко чувствует музыку, стилистику картины, для которой записывает песни. Я с ней познакомилась еще в начале ее карьеры, с тех пор у нас очень теплые отношения. К тому же мы обе - кошатницы, и если организовывается какая-нибудь акция в защиту животных, то мы с Леной всегда на таких мероприятиях впереди, на боевом коне.

Любовь актрисы к кошкам настолько велика, что раньше у нее дома уживались двенадцать любимцев, а сейчас хозяйку радуют только три кота. Наталья Владимировна не упустила шанс поговорить о проблеме приютов для четвероногих, тем более что для Уфы эта тема актуальна – не так давно в городе прошел первый митинг в защиту животных.

- Жестокость по отношению к животным порождает агрессию к людям, - объясняет свою позицию Варлей. - А детей в таком обществе воспитывать нельзя.

Актриса вспомнила, как однажды в храме свечница подарила ей книгу, в которой рассказывалось о времени, когда Адам и Ева жили в раю, а в животном мире не было хищников.

- А потом животных вместе с людьми изгнали из рая, - печалится актриса. - Мужчина должен был добывать пищу, женщина – рожать в муках, а животные – добывать себе пропитание. С тех пор у людей осталась бессмертной душа, которая попадет в ад или рай, а у животных душа смертна. И пока человечество не покается в своей жестокости, Бог не вернет животным их бессмертную душу. Когда я прочитала это, то расплакалась. Все мы - божьи твари.

Актриса не упускает случая заявить о своей позиции и помочь защитникам животных в их борьбе. Например, на гастролях в Сочи звезду попросили подписать очередное обращение к властям города.

- Получилось очень забавно, ведь на спектакле, куда активисты пришли с этим письмом, был и сам мэр, - смеется Наталья. - Он видел как мы с Таней Арнтгольц и Аристархом Ливановым поставили подписи. Он ужаснулся, ведь одной проблемой для него стало больше.

Сегодня актриса, в основном, занята в антрепризах. Даже новогодний вечер выдался для нее рабочим: Варлей играла с Владимиром Долинским в спектакле «Отрава для двоих». Домой актриса вернулась перед самым боем курантов, где стол для мамы приготовил ее старший сын Василий.

- Внук уезжал на праздники к матери в Италию, так как она после развода с моим сыном вышла замуж за итальянца, а младший сын поехал на дачу с друзьями. Наша семья теперь стала совсем маленькая, и на праздники я больших надежд не возлагаю.

Сейчас уже Наталья Владимировна поняла, как много у женщины забирает сцена.

- Не всегда работа стоит того, что женщина теряет, - говорит она. – Очень немного счастливых актерских семей. К примеру, идеальная пара Светлана Немоляева и Александр Лазарев, которые всю жизнь прожили вместе, работали и снимались бок о бок. Из молодых – Катя и Саша Стриженовы. Еще до недавнего времени идеальным союзом считала пару Сергея Гинзбурга и Яны Поплавской, которые вдруг разошлись, напугав всех близких. Мои же упущенные возможности – это то, чего я не додала своим детям и родителям.

Первый раз Варлей вышла замуж в конце 60-х - ее супругом стал актер Николай Бурляев, но звездный брак просуществовал недолго. В конце 1969 года она вышла замуж за своего однокурсника Владимира Тихонова, сына известных актеров Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Несмотря на то, что в дальнейшем их пути разошлись, Варлей о своем первом муже рассказывает только хорошее.

Отдохнуть в минувшие праздники Варлей не удалось: первого января актриса отыграла спектакль в Петербурге, а дальше гастрольный график забит до самого апреля.

- Конечно, пока что в феврале у меня есть «пустая» неделя, и я подумываю отправиться куда-нибудь к морю и солнцу, - мечтательно говорит Варлей. – Но что-то мне подсказывает, что эти мои планы сорвутся, и я буду работать.

Артистка сетует, что сейчас нет интересных сценариев, а ведь ей «совсем не хочется считать работу в кино перевернутой страницей». Пробовала себя актриса и на роль телеведущей, работая над передачами «Московские меценаты», «Сказки народов мира» и «Домашние хлопоты с Натальей Варлей».

- Но до сих пор для большинства я остаюсь той самой Ниной, - сказала кинодива. – Спортсменка, комсомолка, оптимистка, активистка. У каждого актера своя судьба: кто-то - Нина, кто-то - Штирлиц, а кто-то - вечный Шурик.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"