Posted 16 октября 2012,, 10:45

Published 16 октября 2012,, 10:45

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

На премьере в театре «Перспектива» уфимцам устроили чистилище

16 октября 2012, 10:45
[фото, видео] Новый сезон в столице Башкирии начался со знакового события – появления самого настоящего театрального подполья. Непростую миссию - нести андеграундные постановки в массы – отважился взять на себя единственный уфимский частный театр «Перспектива». Однако чтобы определить, по какому пути развиваться, его создателям потребовалось три сезона. Зато сейчас театр можно смело назвать «альтернативным»: такую приставку труппа носит с момента создания, но оправдала этот статус лишь теперь, когда представила уфимцам бескомпромиссную драму «Protection. Спаси меня» в постановке Линаса Зайкаускаса.

Язвы общества

Напомним, в 2010-м новосозданная труппа заявила о себе сильной постановкой «Не играйте с архангелами». К чести создателей театра, они не пошли по легкому пути и не стали заигрывать со зрителем, предлагая попсовую комедию или мелодраму. Публика увидела полную метафор политическую сатиру в постановке петрозаводского режиссера Олега Липовецкого. Но поскольку на подобном проекте заработать оказалось достаточно сложно, в афише появились постановки, рассчитанные на коллективные посещения разновозрастных школьников – музыкальная сказка «Два Ивана» и пьеса Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» о беспринципных учениках. Через год театр поменял прописку – из помпезного ДК им. Орджоникидзе переехал в демократичный зал дискотечного комплекса «Огни Уфы». Смена площадки отразилась и на репертуарной политике – в афише появился мюзикл «Возвращение на Бродвей», рассчитанный на самого широкого зрителя. Открыв свой третий сезон спектаклем «Protection. Спаси меня», «Перспектива» тяжелым катком проехалась по чувствам зрителей, воспитанных на традиционных постановках академических театров республики и неготовых к подобным темам.

Автор «Protection. Спаси меня» немецкий драматург Аня Хиллинг в деталях живописует истории из жизни парочки бомжей, лесбиянок, одна из которых ковыляет на протезе вместо ноги, и, наконец, турецкой эмигрантки, которая пережила насилие и теперь мстит случайному парню, который попал к ней в квартиру, ошибившись дверью. Все герои драматурга жаждут любви, но когда появляется шанс найти вторую половину, отказываются от него и обрекают себя на одиночество.

Не сказать, что от одиночества маются одни маргиналы – нередко брошенными себя ощущают и вполне себе благополучные люди, но автору герои-изгои нужны для того, чтобы тема получила нужный трагический накал. И уж тут г-жа Хиллинг не скупится на подробности, шокирующие обывателя. В первой новелле Protection авторша смакует физиологические особенности своих персонажей. Аня с ловкостью профессионального хирурга орудует скальпелем, вскрывая нарывы не только бездушного бюргерского общества, но и – буквально – фурункулы и язвы гниющих заживо бродяг Люси и Роса. Помнится, некогда популярная программа «Международная панорама» любила демонстрировать советскому зрителю заграничные помойки и рассказывать о безработных и бомжах, оказавшихся на обочине «загнивающего капиталистического общества».

Смертельное чувство

Но кажется, что самим бродяжкам нет до общества никакого дела – они ежедневно ведут заведомо проигрышную борьбу за жизнь. Между тем Росу приглянулась нищенка Люси, которая днем зарабатывает, играя на контрабасе, вечером напивается в баре грушевого ликера, а ночует под мостом. Надо же: и бомжам не чужды романтические чувства – дивится зритель. Но дурно пахнущий бич все не решается подойти к обоже – то у него фурункул лопнет, то какая другая напасть. У Люси свои болячки: то высыпания на коже, то кашель с кровью. Когда отношения вроде начинают налаживаться, дама сердца Роса умирает.

Герои второй истории – «Призраки» - Крис и Кристи знакомятся в баре, который облюбовали нетрадиционно ориентированные дамы. Новые знакомые уже готовы уйти вместе, но Крис не может себе позволить завести подружку – ее льняные штаны скрывают протез, а каждый шаг дается с большим трудом.

Героиня другой новеллы «Глаза Назифы» - турецкая эмигрантка, в квартиру которой по ошибке попадает молодой человек, отправившийся на вечеринку. Случайное любовное приключение оборачивается для Леона кошмаром: Назифа пережила сексуальное насилие и теперь заставляет испытывать душевные муки первого попавшегося молодого человека. Девушка с помутившимся сознанием принуждает Леона истязать ее и наносит парню серьезную психологическую травму. Этой встречи со страстной восточной брюнеткой с сексуальными перверсиями он долго не забудет.

Каждый из трех актеров – Анна Бурмистрова, Иван Трифонов и Тамара Адамова - исполняет в трех новеллах по две роли. И если для ребят, еще не забывших смелые студенческие эксперименты, такого рода постановки – желанный опыт, то для актрисы со стажем Бурмистровой подготовка к каждой подобной роли равносильна ломке: когда Анна служила в русской драме у Рабиновича, подобных образов примерять ей не приходилось. И хотя в этом психологическом театре актриса смело идет на эксперименты, ее бомжихе не очень веришь: уж слишком Анна хороша собой, и даже сквозь черный парик, свитер грубой вязки, безразмерную куртку, потертые джинсы или льняные штаны просвечивает привлекательная и фигуристая улыбчивая блондинка, которую уфимские театралы успели полюбить.

Исполнительницу ролей Кристи и Назифы Тамару Адамову публика уже могла оценить в спектакле «Похороните меня за плинтусом». В дипломной работе студентки УГАИ Инны Швецовой актриса с андрогинной внешностью исполнила роль мальчика Саши. В постановке «Перспективы» ее дарование развернулось в полной мере – Тамара позволяет режиссеру лепить из себя любой образ. Похожая на британскую супермодель Кейт Мосс, в образе Кристи она только набирает обороты, а свою Назифу играет уже словно на одном выдохе.

Невеселые картинки

Между тем видеоряд, который сопровождает всю постановку, оказался излишне прямолинейным. Когда герои говорят о своих болячка или трагедиях, экран демонстрирует то лопнувшие гнойные нарывы, то фрагмент ампутации на операционном столе. Когда речь идет о тюльпанах - на видео алеют цветочные поля, когда заговаривают о футболе – на экране идет матч. А вот в момент лесбийских признаний героини врубается сцена прелюдии из дешевой порнухи – в кадре ласкаются омерзительно пошлые тетки. Непонятно, для чего авторам постановки понадобился такой буквальный видеоперевод – неужели Зайкаускасу показалось, что уфимские актеры недостаточно талантливы и не смогут донесут до зрителя переживания своих героев, а потому решил подстраховаться шокирующими картинками? А вот участие в спектакле группы «Ухо радуется», которая своими композициями разделяет новеллы, – это, несомненно, удачная находка постановщика. Солирующий в команде актер Иван Трифонов, не сбавляя темпа после очередной главы, производит контрольный выстрел по зрителю. Когда фронтмен депрессивно завывает в микрофон - «Зверь ползет мне прямо в голову», публика понимает: режиссерская хватка не ослабеет до самого финала. Иван, знакомый зрителю по собирательному женскому образу в спектакле «Монологи V», и здесь появляется в юбке – его Леон отправляется на вечеринку, куда все являются в этом предмете дамского гардероба.

Стоит отметить, что первопроходцем в сфере театрального артхауса в Уфе стал режиссер Алексей Трунов, год назад рискнувший реализовать в мусульманской республике постановку «Монологов вагины». Несмотря на брюзжания скептиков, спектакль выпускника Уфимской академии искусств нашел своего зрителя – по большей части незакомплексованного и любопытного до творческих экспериментов. Постановка, названная в уфимском варианте «Монологами V», прошла лишь дважды. Тогда публика, избавляясь от предрассудков, скандировала бранное слово, обозначающее женские половые органы. Казалось, что с тех пор срамное определение так и осталось висеть в воздухе, но теперь эта линия шокирующего театра в жанре «вербатим» получила логичное продолжение.

Любой уважающий себя город-миллионнник давно имеет своего enfant terrible среди местных театров. В соседних областях – это «Коляда-театр» в Екатеринбурге и «У моста» в Перми, которые являются одними из главных культурных достопримечательностей региона. Возможно, что когда-нибудь Уфу будут знать как город с «Перспективой». А пока уже за одно это смелое решение – создать театр для избранных - можно уважать бизнесмена Якова Ривкина, три года назад отважившегося запустить неприбыльный театральный проект с оптимистичным названием «Перспектива». Ведь теперь антрепренеру Ривкину предстоит решить сложную задачу с распространением билетов – обывателю новое острое блюдо вряд ли окажется по зубам.

Ашир МУРАДОВ.

Между тем

«Наташина мечта» исполнится на клубной сцене

Ближайший спектакль «Protection. Спаси меня» можно будет увидеть в «Огнях Уфы» 1 ноября в 19.00. Между тем театр «Перспектива» готовит для уфимцев еще одну премьеру – на этот раз камерную. 19 октября в клубе ХI «Огней Уфы» состоится моноспектакль «Наташина мечта» по одноименной пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович. Заглавную роль исполнит Анна Бурмистрова.

- Мне уже приходилось ставить эту пьесу ранее, - рассказал режиссер постановки Линас Зайкаускас. - Тогда работу высоко оценили и приглашали на гастроли во многие европейские страны. Надеюсь, на этот раз нам уже весной удастся поездить по этим странам с Анной. Я уже сейчас могу пообещать, что женщины на «Наташиной мечте» будут рыдать, на этот спектакль пойдут зрители всех возрастов. Все мы, живущие на постсоветском пространстве, до сих пор существуем в условиях страшной дедовщины и феодального ига.

Это до глубины души ранящая история о 16-летней девочке, воспитаннице детского дома. Ее мечты о любви рассыпаются в финале вместе с бусинками от заколочки, которую она прикарманила у соседки по комнате в надежде, что она будет ее носить на свидание к мальчику. И тут появляется Он, и она сразу это понимает: если человеку побоку, разве он будет шоколадные конфеты специально для нее покупать? Ну, конечно, он ей замуж не предлагал, но зато провожал ее два раза до детдома, а еще книжку подарил! Простое человеческое сочувствие и элементарное участие приводит к трагическим последствиям...

Спектакль состоится 19 октября в 20.00.

"