Posted 16 октября 2011,, 19:37

Published 16 октября 2011,, 19:37

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

В башкирской опере - старая постановка в неоновом свете

16 октября 2011, 19:37
Воскресным вечером 16 октября Башкирский театр оперы и балета дает оперу «Фауст». Мировой шедевр Шарля Гуно ставился неоднократно с первых дней жизни театра – и в традиционной манере, и в концертном исполнении на языке оригинала. Но сценическая версия музыкального руководителя Роберта Лютера и питерского художника Михаила Бархина разительно отличается от прежних. Сделана ставка на современные высокие арт-технологии. С их помощью оперный жанр получил необъятные возможности для реализации самых смелых фантазий постановщиков.

Теперь никого не удивляет присутствие на сцене экранов с мульти- и видеорядом. Режиссер компьютерной графики и анимации Александр Малышев также из северной столицы.

Четвертый год идет «Фауст» в новой редакции, но по-прежнему привлекает оригинальностью и смелостью сценических решений. Авторы не «разжевывают» историю, известную всем со школьной скамьи. Им важно вызвать у зрителя ассоциативный ряд, их интересуют эстетика и композиция. Существенный элемент сценографического решения – анимация. Декорации – пространство сцены и неоновый свет. Но что из этого можно сотворить!.. Костюмы – унифицированные, без привязки к эпохе. Все персонажи разыграны по цветам: Фауст – белый, Маргарита – желтый, Валенитин и Зибель – голубой, хор-народ – серый. Мефистофель одет в красно-черное. Это контраст, зло, искушение. Каждый понимает, что означают эти цвета в данной ситуации, здесь нет никаких загадок.

Секрет успеха еще в том, что авторов по-настоящему вдохновила музыка Гуно – красивые мелодии, арии, хоры. Музыка, которую не надо объяснять. В результате история разыгрывается так, что оставляет простор мыслям, ее хочется додумывать после представления.

Исполнительский состав очень сильный. Ильгам Валиев пел в премьере. Роберт Лютер, ставя «Фауста», рассчитывал на него и не ошибся. Впервые так ярко и полно раскрылся потенциал молодого певца. Теперь это опытный артист, поет в Екатеринбургском театре оперы и балета, а на родной сцене выступает в качестве приглашенного солиста.

Резида Аминова год назад пополнила свой репертуар сложной партией Маргариты. В жизни счастливая жена и мать двоих сыновей, она старается правдиво представить трагедию несчастной девушки. Опять-таки выручает музыка, которая говорит сама за себя и не надо ничего выдумывать.

Салават Аскаров пленяет в партии Мефистофеля не только вокальной культурой и красивым тембром баса, но и обволакивает силой своего обаяния. Надо бы возмущаться проделками Дьявола, а не получается.

Меццо-сопрановые партии Марты и Зибеля исполнят опытная Татьяна Никанорова и все более вселяющая надежды Любовь Буторина. Ямиль Абдульманов мастерски поет одну из крепких своих партий – Валентина, брата Маргариты. В роли Вагнера выступит Рустэм Мусаллямов. Хоровые эпизоды благодаря мастерству артистов хора, хормейстера Эльвиры Гайфуллиной и гармоничному сочетанию со сценографическими ходами производят потрясающее впечатление.

За дирижерским пультом – народный артист Башкортостана Фарит Идрисов.

Нина ЖИЛЕНКО.

"