Posted 16 июня 2009,, 17:50

Published 16 июня 2009,, 17:50

Modified 10 ноября 2022,, 19:00

Updated 10 ноября 2022,, 19:00

Убежденных коммунистов Вельяминов играл даже после 10-ти лет лагерей

16 июня 2009, 17:50
Актер скончался в минувшее воскресенье в Петербурге на 83-м году жизни. Судьба Петра Вельяминова полна парадоксов. Потомок древнего аристократического рода, он воплотил в советском кино образ коммуниста. Коренной москвич, он едва ли не полжизни кочевал по провинции, переезжая из одного театра в другой. Бывший заключённый с 9-летним стажем, он обучался актерскому мастерству в культурно-воспитательной части ГУЛАГа, снискав затем невероятную популярность и всенародную любовь.

Советский барчук

«Тени исчезают в полдень» стал первым советским сериалом, после которого к Вельяминову пришла слава. Его пригласили в следующий знаковый фильм «Вечный зов». Снялся он и в первом советском боевике «Пираты ХХ века». Всего за плечами более 80 картин.

- Актером быть я не мечтал, в лагере участвовал в самодеятельности, и там мои способности заметили люди профессиональные, - вспоминает он. - Они говорили, что этой профессией смогу заработать на кусок хлеба, да еще и с маслом, о чем я мог только мечтать.

Петр Сергеевич всегда с гордостью говорил, что в 2027 году старинному боярскому роду Вельяминовых исполнится тысяча лет. Они были московскими боярами, родовое поместье находилось в Рязанской губернии, а в Москве - в Марьиной Роще, Вельяминовская улица, есть и деревня Вельяминовка под Москвой. Коренной москвич, Вельяминов, женившись на петербурженке, переехал в северную столицу. Впрочем, связи вельяминовского рода с Петербургом давние - в галерее героев войны 1812 года в Эрмитаже находится портрет одного из предков, в Александро-Невской лавре похоронен дед, герой Порт-Артура.

- Петербург для меня действительно родной город. Здесь отец окончил кадетский корпус и ушел на Первую мировую войну, здесь похоронены мой дед и прадед, здесь погиб в блокаду дядя. А вообще род Вельяминовых связан с Россией с 1027 года, когда племянник норвежского короля привел с собой дружину к Ярославу Мудрому. Я - 39-е колено рода. Многое рассказывал папа, дома висели портреты дедов и прадедов. Узнавал я и о характере Вельяминовых. Учитель географии каждый раз, вызывая папу к доске, говорил: «Господин Вельяминов», с ударением на «я». Отец не вставал. И педагогу приходилось делать правильное ударение. Это продолжалось на протяжении всего учения. Такие вот «штучки» говорили о том, что характер - всегда характер.

Советская власть не простила Вельяминовым аристократического прошлого. Когда Петру было четыре года, отца как бывшего офицера царской армии арестовали и отправили на строительство Беломорканала. Освободили отца в 1936 году. За несколько лет общения с ним Петр научился отстаивать свое мнение. На таких молодых людей у органов было чутье, и дальнейшие события оказались столь же предсказуемы, сколь и неотвратимы. В 1943 году Петра Вельяминова - 16-летнего выпускника школы, собиравшегося поступать в архитектурный, - арестовали.

- Я был обыкновенным мальчишкой и ни о каких антисоветских организациях, конечно, не помышлял. Как-то с мамой и сестрой пошли в кинотеатр «Ударник» на фильм «Леди Гамильтон». На обратном пути сестре показалось, что какие-то люди преследуют нас. Мама испугалась, а мне стало даже интересно - напоминало игру в казаки-разбойники. Я стал обращать внимание на тех, кто за мной следит. И даже начал уходить от них, прятаться, совершенно не ожидая, что меня могут арестовать…

Все произошло буквально через несколько дней на Манежной площади. Меня привезли на Лубянку. Там раздели и постригли. Следователь кричал на меня, а потом… ударил. Это был первый шок, потому как со мной в жизни никто так не обращался. Затем повели в помещение и выдали рюкзак с домашними вещами. Только тогда я понял, что меня отсюда уже не выпустят. И заплакал…

Посадили, потом наградили

Репрессии в отношении родителей Вельяминова в Москве продолжались. В канун нового 1944 года с фронта приехал отец и застал перевернутую после обыска квартиру. Мать арестовали днем раньше.

По обвинению в сочувствии мифической антисоветской организации «Возрождение России» Петр Вельяминов был приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ без права переписки. С партией осужденных его отправили в пересыльный лагерь в Котласе, поставлявший рабочую силу для северных территорий «архипелага ГУЛАГ». Жить приходилось в бывших овощехранилищах, переделанных под бараки. Но тяжелая ситуация не сломила Петра. До 50-х годов в лагерях не было разделения на уголовников, дезертиров и политических. Но так получилось, что рядом с ним всегда оказывался человек, который его спасал.

- Когда я попал на Урале на строительство гидролизного завода в бригаду малолеток-уголовников, я уже окончательно обессилел - весил 47 килограммов. С дистрофией меня поместили в лазарет. Начальница больницы тоже была москвичкой, и, как оказалось, ее дочь училась со мной в одной школе. Благодаря этой женщине я тогда и выжил.

Неожиданным ударом стало пришедшее от бабушки письмо, в котором она рассказывала обо всем, что произошло дома за это время. Узнав, что арестовали маму, Петр испытал настоящий шок – он вскрыл себе вены. Жить не хотелось. Квалифицировав действия молодого заключенного как саботаж, ему собирались дать второй срок, однако врач-эстонец из сострадания написал в заключении, что порезы Петр нанес себе случайно.

Вскоре Петра Вельяминова перебросили на строительство Куйбышевской ГЭС. В апреле 1952 года – ровно 9 лет и 9 дней спустя – он был выпущен на свободу.

- Никогда не забуду день освобождения, ирреальное состояние, которое испытал. Меня же взяли 16-летним, не знавшим жизни пацаном. Я и представления не имел о мире за колючей проволокой. Переступил черту и остановился. За спиной, по ту сторону забора, остался мой приятель, которому предстояло отсидеть еще два года, он что-то говорил, но я ничего не слышал... Пьянящий воздух свободы - не литературное преувеличение, в самом деле кружилась голова...

Несколько лет назад Петра Вельяминова наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. Главным образом за создание образа настоящего советского гражданина, патриота, коммуниста. И это после девяти лет лагерей…

- Меня еще наградила и «Академия проблем безопасности обороны и правопорядка», - грустно улыбается актер. - Как говорится, сначала посадили, а потом наградили. Но насчет образа коммуниста я вам так скажу: среди коммунистов я встречал разных людей. Одни были подлецами, другие - высокоморальными людьми. Мне чаще попадались последние. Поэтому и в кино создавал то, во что верил. А как же иначе! И мысли не было, что идем неверным путем. Однако я никогда не вступал в партию. Не хотел сам, да меня бы и не приняли… А партийная принадлежность моего Кружилина из «Вечного зова» меня не волновала. Чувство собственного достоинства, его порядочность давали мне право играть этого человека.

Председатель без колхоза

Мог Вельяминов сыграть и Женю Лукашина в «Иронии судьбы…» Рязанов и Брагинский высоко оценили работу Вельяминова в роли Новосельцева в спектакле «Сослуживцы» и пригласили его на кинопробы. Однако, все серьезно взвесив, Эльдар Александрович отказался от этой идеи. В своем письме актеру он объяснял, что для исполнения роли Лукашина нужна инфантильность – малознакомое Петру Вельяминову качество.

Среди героев Вельяминова и председатель колхоза. Правда, самому актеру деревенский быт никогда не был близок.

- Около года я проработал в лагере на сельхозработах. Правда, когда в первый раз увидел, что помидоры растут на кустах, очень удивился, потому что искренне думал, что они растут на деревьях. У меня даже дачи никогда не было. Лишь на старости лет мы с супругой купили большой дом за городом. И там я смог воплотить все свои дизайнерские идеи. Работы проходили исключительно под моим контролем. Теперь у нас есть все удобства плюс отдельно стоящая баня. Правда, я человек исключительно городской и не могу оставаться на природе больше двух-трех дней. Не могу бросить своих студентов и благотворительную деятельность.

На помощь бездомным животным актер тратил много времени и личных средств. Еще при жизни Петра Сергеевича был открыт приют для бродячих животных.

- Конечно же, строительством я не занимался, весь груз хлопот взвалила на себя моя помощница. А мне пришлось ходить по банкам, завязывать знакомства с людьми, которые могут оказать материальную помощь. Нам даже Брижит Бардо помогла.

Поклонницы Вельяминова всегда немного отличались от тех, которые ходят следом за своими кумирами и забрасывают их любовными письмами.

- В какой-то степени на них действовали мои роли. Но, конечно, разные были случаи. Девушки не предлагали себя, но, скажем так, не возражали. Помню, после гастролей в Тольятти артистам «Современника» (а я тогда служил в этом театре) нужно было улетать в Москву. Галя Волчек и говорит мне: «Слушай, пойди похлопочи немножко лицом, может, получится бронь снять». Я подошел к окошечку касс и начал улыбаться девушкам-кассиршам. И вот одна из них кричит другой: «Маша, смотри, кто к нам пришел!». Та подбежала и с радостью произнесла: «Вижу - Рыбников».

Вокруг Петра Вельяминова всегда увивалось множество женщин, но своим женам он был верен. Всем трем.

В 1953 году он женился на Людмиле Нюхаловой. В том же году у него родилась дочь Екатерина, которая впоследствии стала актрисой Омского ТЮЗа. Десять лет спустя,

работая в Чебоксарах, Вельяминов женился во второй раз. Новой его женой стала Галина Гришина Петровна. В том же году у них родился сын Сергей, впоследствии окончивший школу-студию МХАТ. А в 68-м родилась дочь Ирина. В 92-м актер снова женился – на Татьяне Танаковой, о которой говорил:

- Сейчас за мной ухаживает моя последняя прекрасная жена, благодаря которой я обрел уверенность и мне спокойно.

"