Posted 16 марта 2014,, 15:37

Published 16 марта 2014,, 15:37

Modified 10 ноября 2022,, 18:47

Updated 10 ноября 2022,, 18:47

В Башкирии Церетели пытались убедить, что он - Неизвестный

16 марта 2014, 15:37
[видео] Весь март в выставочном зале Академии наук РБ проходит персональная выставка работ Зураба Церетели «Москва – Нью-Йорк – Париж – Уфа». В рамках экспозиции представлены около ста работ президента Российской академии художеств, в том числе живописные полотна, станковая скульптура и бронзовые рельефы выдающихся деятелей российской культуры – Шаляпина, Ахматовой, Пастернака, Нуреева. Кстати, фигура знаменитого уфимца, с которым маэстро Зураб был знаком лично, не раз становилась объектом творческого внимания Церетели.
На родине великого танцора он представил журналистам фотографии сразу нескольких работ памяти Нуреева.

Любимый скульптор первого президента России и бывшего московского мэра, известный широкой публике в первую очередь как монументалист и автор знаменитой статуи Петра I в Москве, раскрылся в представленных работах как талантливый живописец и колорист. По признанию самого Церетели, в творческом наследии своих кумиров, таких как Марк Шагал и Пикассо, его интересует прежде всего палитра. Именно она рассказывает, из чего состоит созданная на полотне гармония, уверен он.

Зураб Константинович высоко оценил уровень монументального искусства в Башкирии, поддержав идею открытия в Уфе филиала МГАХИ имени Сурикова.

– Я в восторге от того, что увидел, - отозвался мэтр о башкирской школе зодчества. – Мне трудно сейчас назвать какие-то фамилии, но если вы покажите работы своих художников в Европе, то сорвете аплодисменты.

Церетели пообещал посодействовать с продвижением башкирских мастеров на западный рынок и, если понадобится, привлечь к организации выставки ЮНЕСКО.

По словам академика, проблема современного российского искусства во многом в отсутствии качественных материалов для творчества. Так, такой популярный в годы СССР жанр, как мозаика, зачах из-за того, что был закрыт завод по производству смальты.

– Мне повезло, – поделился художник, - я тогда приобрел сто тонн смальты. С тем, что продают сейчас, работать не стоит. Нет достойной палитры и качества. Министр образования часто говорит нам: «Художники, рисуйте, вы же не ученые, вам большие деньги для открытий не нужны». Но как работать, если нет хороших материалов. Искусство умирает. Это крик душ. Студенты художественных вузов перестраиваются на покупателя, чтобы сохранить себя.

80-летний академик по-прежнему полон сил и энергии и охотно соглашается выполнить просьбы заказчиков. Так, Зураб Константинович с энтузиазмом отозвался на просьбу уфимцев увековечить подвиги башкирских солдат в войне 1812 года и Великой Отечественной войне. Мастер отметил, что тематика ему близка и знакома, в свое время он работал по заказу министерства обороны над скульптурной композицией, где были отражены события этих войн, а также Куликовской битвы. Коллеги и единомышленники Церетели подтвердили работоспособность мэтра, который даже на пресс-конференции делал наброски.

– Важнейшее для художника, певца, композитора, поэта – передать впечатление, - уверен мастер, – а если манера сегодня одна, а завтра другая, то много теряется. В свое время меня учили запоминать, а не перерисовывать, главное – передать характер. В правоте такого подхода я убедился. На своих мастер-классах в первую очередь развиваю индивидуальность учеников. Кстати, на занятиях сейчас три мальчика на сорок девочек, которые и лепят, и дерево обрабатывают. Такого не было никогда, раньше скульптура, зодчество – это был физический труд. Наверно, родители против того, чтобы дети шли в эту профессию, если кто-то и занимается искусством, то в основном для души.

Во время общения с журналистами микрофон выхватила «рядовая уфимка», чтобы выразить свое почтение мэтру. Из славословий дамы Церетели узнал о себе много нового.

- Я постоянно слежу за вашим творчеством. Во времена Хрущева вы сильно пострадали, и я вас уважаю за то, что сумели отстоять свое мнение. А потом еще сделали ему памятник, - удивила всех дама неизвестным фактом биографии маэстро.

- Но я его не делал, - попытался робко возразить мэтр.

- Нет, вы говорили, что сделали именно вы, - продолжала настаивать дама, уверенная, что у Зураба Константиновича приступ склероза.

Церетели удивительно интеллигентно вышел из этой нелепой ситуации, постаравшись не обидеть «знатока его творчества», спутавшей его с Эрнстом Неизвестным.

- Мне действительно поступало предложение сделать ему памятник, - признался он. - Я тогда работал в Моспроекте, жил в гостинице «Пекин», куда ко мне пришел сын Микояна и Сережа Хрущев. Они попросили подписать у главного архитектора бумагу о месте захоронения Никиты Сергеевича. Я их просьбу выполнил, и они выразили желание, чтобы я сделал проект мемориала. Я им посоветовал Эрнста Неизвестного. Сейчас Сережа Хрущев, живущий в Америке, написал в своей книге, что я тактически отошел, чтобы меня грузины не побили.

Ильсияр РАХМАТУЛЛИНА.

"