Posted 15 декабря 2015,, 17:50

Published 15 декабря 2015,, 17:50

Modified 10 ноября 2022,, 18:40

Updated 10 ноября 2022,, 18:40

Фестиваль неравнодушных людей «Звездочка» познакомил уфимцев с «особым театром»

15 декабря 2015, 17:50
На минувшей неделе в Уфе завершился фестиваль неравнодушных людей «Есть у каждого из нас звездочка своя», или попросту «Звездочка». Гостями форума, организованного благотворительным фондом «Мархамат» и минкультом Башкирии, стали российские театральные коллективы, которые создают спектакли для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В некоторых труппах есть «особые» актеры, сумевшие преодолеть проблемы со здоровьем, переломить общественное предубеждение и реализовать себя на сцене. Участники и зрители «Звездочки» увидели семь неординарных спектаклей, создателям которых проблемы «особенных» людей знакомы не понаслышке.

Искусство, которое лечит

В наше время театральное движение для особого зрителя получило новый импульс к развитию по всей стране. Сегодня перед ним стоит задача консолидировать и систематизировать накопленный театральными коллективами опыт.

– Наш фестиваль протянулся ниточкой от друзей из Чувашского театра кукол, где проходит театральный международный фестиваль, - рассказал директор башкирского театра кукол Ильмар Альмухаметов. – Там профессионалы театрального дела делятся опытом работы с особым зрителем и обучают друг друга, как ставить такие спектакли.

У уфимского образовательного форума – своя особенность: он впервые в России ставит цель объединить специалистов, которые работают с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья, и дать необходимый театральный инструментарий, который можно было бы применить на практике.

Очень бы хотелось, чтоб люди неравнодушные, у которых есть в душе звезда, и она горит, смогли зажечь и в душах других людей больше ярких звезд, как на нашем небе, - определяет задачу фестиваля Председатель попечительского совета благотворительного фонда «Мархамат» Гульшат Хамитова.

Участниками мероприятия стали 150 башкирских педагогов, психологов и специалистов сопредельного профиля, которым предстоит применить полученный в Уфе опыт на практике. В их числе 16 членов общественной организации «Содействие», объединившей родителей детей с синдромом Дауна. Недавно при организации открыли центр семьи и детства, где занимаются детьми с особенностями развития от нуля до восьми лет.

– Сейчас таких центров в Уфе очень мало. Многие мамы, оказавшиеся один на один со своей бедой, получают второе специализированное образование, делятся опытом друг с другом. Нам нужны дефектологи, логопеды, режиссер особого театра. Специалистов не хватает, а фестиваль помогает нам обрести новые знания, – считает директор центра и мама «особенного» ребенка Вероника Котельникова. – Мы планируем заняться театральными постановками, поэтому мы пригласили в гости «Театр простодушных», где играют ребята с таким же диагнозом, что и у наших детишек.

Открыл театральную программу спектакль Башкирской «куколки» «Звездочка», песня из которого стала гимном фестиваля.

– Для нас это особая постановка, непохожая не остальные, - рассказали актеры Надежда Беззубова и Александр Верхоземский. – Его можно смотреть как обычным, так и особенным детишкам. Хотя мы не ставили задачи сделать спектакль именно для «особого» маленького зрителя, терапевтический эффект, как и от любого спектакля, налицо.

Равнение на «Равных»

Ярким событием в культурной жизни Уфы стал спектакль «Театра равных» из Воронежа, ровно половина актеров которого – люди с ограниченными возможностями здоровья, и все без исключения – с безграничным желанием жить на сцене. Глядя, как уверенно держатся ребята, сложно поверить, что театру нет еще и двух лет.

Идея создания в Воронеже инклюзивного театра принадлежит директору коллектива Валерии Маламура.

– Ни среди семьи, ни среди друзей у меня не было людей с ограниченными возможностями, - рассказывает она. – Но бывают такие моменты, когда к нам мысль приходит свыше. Идея пришла ко мне в бессонную ночь.

С мыслью «А почему бы нет?» студентка-политолог взялась за дело.

– Мы долго искали театр, который бы нас приютил, не было ни поддержки, ни денег, – вспоминает Валерия. – Нам помог тогдашний руководитель воронежского ТЮЗа. А потом резко у нас появилось громкое имя.

Театр возник как разовый проект, но за три дня до премьеры о спектакле узнал губернатор области. Пригласив энтузиастов на прием, он задал прямой вопрос: «Вы будете этим заниматься? Я готов помочь».

С тех пор ребята побывали на фестивале в Мюнхене, поездили по России. В Уфу воронежцы привезли спектакль по рассказам своего земляка Андрея Платонова «Пустодушие». Эта работа – яркий пример того, как даже на «местном» материале, любовью к которому так грешат провинциальные театры, можно при желании создать произведение искусства, а не проходной спектакль, который пригодится к очередной юбилейной дате. Сложная для восприятия платоновская проза в устах актеров «Театра равных» оживает, и даже не посвящённый в литературоведческие изыскания понимает, за что же ценится творчество Андрея Платоновича. На этот спектакль нужно за руку приводить тех профессионалов от театральной сохи, для которых работа стала рутиной и обязаловкой. Из реквизита на сцене – лишь стулья да газеты, но искренность актеров подкупает. Причем непосвященный зритель не всегда может понять, у кого же из артистов проблемы со здоровьем.

– У нас нет профессионалов, все мы с улицы, - говорит, чуть запинаясь от волнения, исполнитель роли Юшки Денис Зезиков. – Но талантливы все, потому что играем от души, а это ценится больше.

Как рассказали товарищи парня, до того, как прийти в театр, он успел побывать в коме, а затем долго не вставал с постели и не разговаривал. «Вот она, волшебная сила искусства», - шутят они. У каждого из особенных актеров театра свои проблемы: кто-то не может запомнить текст, кому-то трудно наклоняться, у кого-то – проблемы с речью.

– Любого нашего актера спроси, он скажет: «Я такой же, как все», - говорит Валерия Маламура. – Они не могли физически поднять мелочь с пола, мы заставляли, теперь могут, они не могли выучить большой текст – справились. Важно верить в человека. У нас в театре нет психолога, потому что он относится к людям как к материалу. С ребятами кроме режиссера работает еще и педагог.

По словам Валерии Маламура, социализация происходит естественным способом, актеры вместе тусуются, не делая различий.

– У меня есть правило: если к человеку относиться как к инвалиду, говорить: «Ты не напрягайся, а то хрустнет», ничего хорошего из этого не выйдет, - считает главный педагог театра Анна Гребенщикова. – Помимо репетиций занимаемся мы еще и образованием. Я преподаю мастерство актера, сценическую речь, но вижу, чему б их не обучала, навык они приобретают с опытом.

Если свой первый спектакль «Театр равных» поставил за полтора месяца, то «Пустодушие» – за три.

– Это принципиальная позиция нашего режиссера: поставить после первого спектакля «Кот на крыше» более мощный репертуар, - говорит Анна. – Мы хотели серьезной работы, потому что почувствовали потенциал ребят. Обратились к прозе Платонова, потому что он наш земляк, и иметь в репертуаре такой спектакль – большой престиж.

Театр входит в реестр профессиональных театров Воронежа.

– У нас своя репертуарная политика, мы продаем билеты, - поясняет Валерия Маламура. – Зритель приходит к нам не смотреть на людей с ограниченными возможностями, жалея их, он идет смотреть спектакль, драматургию. Любой интегрированный театр должен стремиться к саморазвитию, чтобы актеры, участвующие в нем, поднимали свою планку.

Театр с доставкой на дом

Далеко не все особенные дети могут посещать театр. А между тем ребятам необходимы позитивные эмоции и арт-терапия. «Если дети не могут прийти в гости в театр, то театр приходит в гости к ним», - решили артисты. Так возникла идея «Сказка в каждый дом», которая вдохновляется все больше российских театров.

Так, Чувашский театр кукол привез в Уфу два детских спектакля для зрителей с ограниченными возможностями здоровья – «Лопоухий Илюк» и «Наивный суслик».

Широкой публике была представлена яркая постановка про приключения слоненка Илюка и его друзей, которые отправились в Чебоксары навесить маленькую девочку. Все роли исполнил худрук Чувашского театра Юрий Филиппов. Он ловко управлялся сразу с несколькими куклами, пел и разговаривал на разные голоса. Часть куплетов была исполнена на чувашском, чтобы, как пояснили организаторы, зрители «смогли почувствовать мелодику языка».

– Постановка адаптирована для показа на любой площадке, - поделилась директор Чувашского театра Елизавета Абрамова. – Мы играем для детей, которые не могут посещать театр, в больницах, квартирах, патронируем онкобольницу, республиканский реабилитационный центр, интернат для детей с отставанием в развитии. Минимальное количество наших зрителей, – один ребенок и его домашние.

Еще один спектакль театра из Чебоксар – «Наивный суслик», показанный в Республиканской клинической больнице, создавался специально для детей с синдромом ДЦП. Как рассказала Елизавета Абрамова, играть его можно в любой обстановке. Все роли в нем исполняет все тот же незаменимый Юрий Филиппов, а декорации умещаются на стуле.

– Этот перчаточный спектакль создан, чтобы дети, надевая на руку куклу, развивали моторику. В наших цехах мы сделали 20 сусликов, похожих на главного героя, чтобы ребенок мог надеть куклу на руку и играть. Когда через два года мы снова встретились с теми же детьми, оказалось, что подаренные нами куклы у них любимые, - вспоминает она.

Побывала в реабилитационном центре РКБ и автор моноспектакля «Где искать счастье?» актриса Мытищинского театра кукол «Огниво» Мария Кузнецова.

– Надеюсь, что принесла маленьким пациентам кусочек счастья, и они поскорее поправятся, - рассказала она.

Спектакль создан специально для особых детей. Мария долго искала подходящую пьесу, а потом решила написать ее сама.

– Мне хотелось вдохновить детей на подвиги, какие-то действия, сказать особенному ребенку и его родителям: все в ваших руках, нужно просто открыться миру. У каждого свои радости и свое счастье. Вы можете читать книги, любоваться природой, смотреть, как заходит солнце, - рассказывает актриса.

Сложность при работе над пьесой заключалась в том, что в отличие от обычного спектакля, постановка должна быть мобильной.

– Квартиры у нас стандартные, маленькие, и даже с моими декорациями в них не всегда можно разместиться. Однажды работала в коридоре, а маленький зритель смотрел на меня из комнаты, - вспоминает Мария. – Наверно, не все детки, к которым я прихожу, понимают суть происходящего, но в сказке яркий визуальный ряд. Я играю бескорыстно, но, к сожалению, есть семьи, которые закрываются от мира. Мы готовы прийти к ним гости, а в ответ слышим: «Нам это не надо».

Возвращение в Серебряный век

Московский режиссер Игорь Неупокоев привез в Уфу два театра. В недавно образованной студии «Гистрион театр» играют люди особенностями ментального и психического развития, а в труппе «Театра Простодушных» – актеры с синдромом Дауна.

«Гистрион театр» привез трагедию Федора Сологуба «Победа смерти».

– Поверьте мне, актеры, которые появятся на сцене, это непрофессионалы. Пьеса – дебют, первые шаги на сцене, - обратился режиссер к зрителям перед началом спектакля. – Кто что-то пробовал делать в драматическом искусстве, знает, что не так это просто. Но мы-то выбрали еще и пьесу непростую – это искусство символизма, трагедия. Современному зрителю, может, не очень и понятна проблематика этого искусства, потому что оно забыто. Пришли большевики, был соцреализм, сейчас вообще не понятно, что творится, постмодернизм какой-то. А мы пытаемся вернуться к Серебряному и Золотому веку, поэтому ставим Сологуба и Гоголя.

Спектакль получился неожиданно сильным и пронзительным. Настроение зала и актеров удивительным образом совпало. Неловкие движения, скупость интонации и искусственный, «театральный» смех особенных актеров лишь подчеркивали условность, «символьность» действа. Зал сопереживал, когда ребята пару раз забыли свои реплики, и искренне радовался их маленьким победам.

– Казалось, что все актеры – профи, но они договорились, что так играют, - признавались зрители после спектакля.

Финальные сцены актеры играли в полной тишине. А затем зал разразился овациями. Некоторые из зрителей были так удивлены уровнем игры, что даже заподозрили, что роль главной героини исполнила не девушка с особенностями здоровья, а профессиональная актриса.

– Спектаклю год, мы играли его всего три раза, - рассказал Игорь Неупокоев. – К сожалению, встречаемся на репетициях раз в неделю. За это время некоторые успевают забыть текст. Родственники ребят плачут и говорят: «Что вы с ними сделали?! Я в первый раз вижу, что он смеяться стал. Сидит дома в уголке, а тут играет что-то». У всех актеров разная судьба. Один из ребят - кандидат наук, его однажды ударили трубой по голове. Нашли через несколько суток, он не помнил, как его зовут. И только увлечение театром вернуло ему интерес к жизни.

Сказка с запахом леса

С особым интересом в Уфе ждали спектакль Набережночелнинского театра кукол «Ежик и туман» по мотивам сказок Сергея Козлова, созданный специально для незрячих и слабовидящих детей. Он построен на тактильных ощущениях, погружении в мир запахов, звуков и сказки.

– Когда работали над спектаклем, режиссер всем нам завязал глаза, чтобы мы осознали, что ощущают наши слабовидящие зрители, - поделились актеры театра. – Мы так проходили несколько дней, и поняли, каково сложно жить, когда ты не видишь, а только чувствуешь этот мир через звуки и запахи. Постановке два года, мы играем в коррекционных школах. Бывают у нас и зрители с обычным зрением. Им на глаза надевают черную повязку. После спектакля люди говорят, что мир открылся по-новому.

На фестивале актеры из Набережных Челнов показали свою постановку в режиме мастер-класса для коррекционных педагогов и психологов. Помочь артистам вызвались шесть отважных младшеклассников. Ребятам завязали глаза, и началась сказка: еловые ветви щекотали щеки, лицо обдувал ветер, сновали вокруг шустрые белочки, задевая зрителей своими хвостами, ежик и медвежонок угощали ребят чаем и морковкой. Зрители также побывали в открытом космосе, попробовали на вкус волшебные снежинки и поняли, как портит нашу планету выбрасываемый людьми мусор. …

Живости спектаклю добавили сами маленькие зрители, оказавшиеся на сцене. Лишенные возможности видеть ребята активно переживали и комментировали происходящее, чем немало позабавили взрослых в зрительном зале. Как признались актеры, таких непосредственных зрителей у них еще не было.

Смех сквозь слезы

Еще одна постановка Игоря Неупокоева – «Повесть о капитане Копейкине» «Театра простодушных» - была чуть ли не самым ожидаемым спектаклем фестиваля.

– Хочу пожелать вам хоть на полчаса стать такими же простодушными зрителями, как простодушны артисты, которых вы сейчас увидите, - сказал режиссер перед спектаклем. – Простодушие не каждому дано, это дар божий, как говорил пророк Исайя, особое состояние души.

Зазвучала композиция на стихи Николая Языкова «Блажен, кто мудрости высокой», на большом экране замелькали лица актеров театра… После столь проникновенного вступления зрители ожидали чего-то необычного. Однако трудно дать однозначную оценку тому, что происходило на сцене. Скажем одно: далеко не все пришедшие в театр оказались готовы к увиденному.

Актеры с синдромом Дауна пели, танцевали, рассказывая историю о гоголевском капитане Копейкине. Вот только история эта была для многих из них не чем-то пережитым и прочувствованным, а своего рода результатом механического заучивания реплик и жестов.

Спектакль «Простодушных» трудно назвать полноценной театральной постановкой, в лучшем случае речь идет о попытках преодолеть условность и ломке общественного мнения. Потому на сцене то и дело возникали трогательные моменты, когда ребята вполголоса выясняли, чья же сейчас реплика, или выкликивали из-за кулис зазевавшегося партнера. Кое-кто из актеров не понял даже, что спектакль окончился.

Возникает вопрос: корректно ли заставлять играть людей с ограниченными возможностями здоровья изначально карикатурных гоголевских персонажей. Николай Васильевич относился к своим героям с тонкой усмешкой, которая по отношению к актерам неуместна. И стоит ли приглашать на постановки, подобные «Повести о капитане Копейкине», обывателей, которые не поймут и не оценят, какая колоссальная работа была проделана, но снисходительно пожалеют, а где-то и посмеются над простодушными актерами. Для особых актеров и зритель нужен особый – чуткий и терпеливый.

Эта постановка необходима для посвященных, в первую очередь, для родных и близких детишек с подобным диагнозом, которым появление в нашей стране таких коллективов дает надежду на возможность реализации себя в искусстве. В то время обычные зрители, незнакомые с проблемами людей с диагнозом ДЦП, смогут перепутать «Повесть о капитане Копейкине» и цирк лилипутов, где все построено на спекуляции уникальными особенностями артистов.

В ответе за тех, кого научил

Во многом ответом на вопрос, где грань между искусством, эпатажем, реабилитацией и социализацией в театральных проектах с участием людей с ограниченными возможностями здоровья, стал мастер-класс «Особый театр» председателя регионального отделения организации «Равные возможности», худрука и режиссера интегрированного театра-студии «Круг-II» Андрея Афонина.

– Речь идет не о том, что мы показываем на сцене человека с особенностями в его обычной жизни, таким, каков он есть, - считает он. – Наши актеры научились играть так мастерски, что зрители им верят. Причем каждый играет практически противоположность того, чем является в жизни. Мы оцениваем художественную составляющую спектакля, а не инвалидность. Либо есть искусство, либо нет. Инвалидного искусства не бывает. Если нам жалко на сцене человека с особенностями, это проблема режиссера. Он отвечает за то, как подготовил своего актера к жизни на сцене, насколько профессионально сработал как театральный педагог. Особые актеры должны обязательно развиваться.

Четыре дня пролетели незаметно. Участники фестиваля прослушали лекции по сказкотерапии Дмитрия Занина, посетили мастер-классы от педагога театра из Воронежа Анны Гребенщиковой, актрисы Ольги Мусиной и аксакала Башкирского театра кукол Айрата Ахметшина. Специальным гостем фестиваля стала внучка кукольника Сергея Владимировича Образцова Екатерина, чей творческий путь начался когда-то в Уфе.

Все участники фестиваля сошлись во мнении, что приобрели уникальный опыт, и фестиваль в Уфе должен стать постоянным.

Хочется заметить, что представленные на фестивале спектакли не появились бы на свет, если б не участие неравнодушных людей. Большинство проектов созданы на региональные и федеральные гранты или при поддержке первых лиц регионов.

– Казалось бы, времени прошло совсем мало, но вы так много успели, - подвела итог форума Гульшат Хамитова. – Посмотрели оптимистичные добрые спектакли, подружились, и, главное, у нас появилась площадка, где мы можем встречаться, можем обмениваться опытом. Эту работу мы будем продолжать.

"