"Шаляпинские вечера" завершились дуэтом братьев Абдразаковых

"Шаляпинские вечера" завершились дуэтом братьев Абдразаковых

"Шаляпинские вечера" завершились дуэтом братьев Абдразаковых

15 декабря 2010, 02:23
Культура
Фестиваль оперного искусства, состоявшийся в столице Башкирии уже в 13-й раз, завершился во вторник грандиозным гала-концертом с участием звезд мировой и отечественной сцены: Аскара и Ильдара Абдразаковых, Августа Амонова, Анджея Белецкого, гостьи из Беларуси Ирины Крикуновой, Сергея Лейферкуса из питерской «Мариинки» и ведущих солистов оперы, балета, хора, труппы Dram pás БГТОиБ.

Князь я или не князь?

 

Уфимские любители оперного искусства увидели одноактные оперы «Иоланта» и «Алеко» с Крикуновой и Лейферкусом в заглавных ролях, оперу «Фауст», где в образе Мефистофеля перед публикой предстал народный артист Башкирии Аскар Абдразаков.

В «Риголетто» заглавную партию исполнил баритон из столичной «Новой оперы» Анджей Белецкий, а в партии Радамеса в «Аиде» выступил солист Мариинского театра Август Амонов.

Открыла же международный оперный фестиваль большая премьера - легендарная опера Александра Бородина «Князь Игорь». В Уфе она ставилась в 1951, 1966 и 1989 годах. Новый спектакль создает звездная команда «масочников» - лауреатов театральной премии «Золотая маска». Постановка получилась интернациональной: многие из ее создателей прибыли в столицу Башкирии из других городов и стран.

– К примеру, дирижер Александр Анисимов приехал из Беларуси, а художник оперы Эрнст Гейдебрехт - из Германии, - отмечает режиссер спектакля заслуженный деятель искусств России Георгий Исаакян. - Несмотря на то, что многие из участников фестиваля представляют разные поколения театра, все работали, как единый организм, и, думаю, нам удалось пройти по тонкому лезвию традиционного и нового театра.

«Князь Игорь»  - крепкий орешек для любого фестиваля и театра, ведь спектакль требует первоклассного певческого состава и по-настоящему профессиональной команды.

- Нам очень повезло, что в опере участвует такой профи как Аскар Абдразаков, - отметил Георгий Георгиевич. – У него очень плотный график, и на участие в опере он решился за день до премьеры.

Оказалось, что звездный состав фестиваля - во многом заслуга нового министра культуры Башкирии, чьи связи и личные просьбы обеспечили присутствие известных имен в уфимской фестивальной афише.

«Князь Игорь» в уфимской версии имеет иную последовательность частей – так создатели решили адаптировать оперу ко времени и сделать ее более динамичной.

- Огромные четырех- и пятиактовые полотна оперы, которые легко воспринимались зрителем XIX века, сегодняшней публике будут даваться с трудом, - объясняет режиссер. - А наша версия на генеральном прогоне у немногочисленных зрителей вызвала только положительные эмоции.

Художник-постановщик спектакля Эрнст Гейдебрехт, привыкший работать за границей, отметил отличное техническое оснащение уфимского оперного театра.

- Я увидел прекрасные просторные цехи, - поделился впечатлениями Эрнст Давыдович. – Художественный цех подарил нам замечательные декорации, а пошивочный цех справился со сложнейшей задачей создания множества костюмов за очень короткий  срок.

 

«Башкирия – не до конца Россия»

 

Уфимские цеха, репетиционные помещения и залы отметила также белорусская певица Ирина Крикунова, дипломант театральной премии «Золотая маска».

- Труппа уфимской оперы очень любит свое дело, - отметила дива. – Приятно видеть живой театр и понимающих в нем людей. Ребята меня успокаивали: «Не волнуйся, мы поможем - здесь вытянем, тут подхватим». Вообще, я впервые в Башкирии и отметила для себя, что это не до конца Россия: меня очень заинтересовала местная речь, самобытная культура.

Сцена из оперы "Риголетто"

- У меня тоже есть впечатления, - добавляет хормейстер спектакля Эльвира Гайфуллина. – За последние три-четыре года мне еще никогда не работалось так легко и весело. Времени на подготовку было очень мало, и я порой начинала ругать своих подопечных. В такие моменты мне было даже немного стыдно: Георгий Исаакян - очень уравновешенный человек, и хотелось соответствовать его спокойствию и профессионализму. Вообще, команда собралась первоклассная, потому и фестиваль не может не стать громким событием.

Балетмейстер, заслуженный артист Башкирии Ринат Абушахманов воссоздал на уфимской сцене оригинальную хореографию «Половецких плясок» Михаила Фокина, добавив незначительные изменения, которые зритель и не заметит.

Сцена из оперы "Аида"

К переделкам и экспериментам над оперой «Князь Игорь» режиссер-постановщик Георгий Исаакян уже привык, ведь на его счету это уже четвертый вариант спектакля.

- Меня «Князь Игорь» просто преследует! – смеется режиссер. – В первый раз я реконструировал классическую версию в стенах родного пермского театра, затем работал над спектаклем вместе с самим Гергиевым в «Мариинке», а потом сделал еще одну версию в Челябинске. Помню, как три премьерных спектакля в Мариинском театре прошли с тремя разными финалами. Театр - не музей, он должен вступать в диалог с публикой. Бородин создал грандиозное творение, которое закончить не успел, поэтому мы можем только фантазировать, какие концовки могли бы быть написаны автором.

Сегодняшний оперный театр оставляет музыку служить фоном к действию, и, по мнению Георгия Георгиевича, это большая ошибка современных спектаклей.

- Мы очень пристально следили за гармонией и соразмерностью музыки, действа, вокала, танцев, - заключил режиссер. - Опера – это эмоция, человек получает впечатления в первую очередь через музыку. Только при таком выверенном подходе зритель увидит великую оперу во всей красе.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter