Posted 15 октября 2006,, 14:56

Published 15 октября 2006,, 14:56

Modified 10 ноября 2022,, 19:08

Updated 10 ноября 2022,, 19:08

Святые и грешники. Поколение Next получает новых учителей

15 октября 2006, 14:56
Среди большого числа писателей, регулярно или не регулярно выстреливающих книжными новинками, особое место занимает Илья Стогоff. Питерский журналист, написавший около десятка книг, презентовал новый роман — “Грешники”. Книгу о молодом поколении питерских музыкантов, всю сознательную и несознательную жизнь посвятивших музыке как наркотику и наркотику как музыке.Читатель, воспитанный на Пушкине и Толстом, разбавленных современными романами Мураками и Коэльо, с первых же страниц почувствует рвотные позывы и пожелает побыстрее закрыть стоговскую книжку. Кто-то делает поспешные выводы, начиная сравнивать Стогова с бреднями желтой журналистики, современными детективами и историческими расследованиями а-ля Бушков. Конечно, что-то из этого набора в произведениях Стогова присутствует, но автора можно назвать новым философом молодого поколения.

Главные герои Стогова — двадцатилетние люди из семей со средним достатком или ниже среднего, люди из “народа”, где русский — это не национальность, а состояние души. Они пытаются противостоять тем, кто хочет захватить их “внутренний мир”, не могут смириться со своим положением в обществе. Они — революционеры, выступающие против того, кого считают своими врагами — серых, однообразных обывателей, диктующих, как им жить.

Главный персонаж — журналист, которого зовут Стогов. Но Илья Стогоff имеет такое же отношение к Илье Юрьевичу Стогову, как герой поэмы “Москва — Петушки” Венечка к Венедикту Васильевичу Ерофееву. Это — не псевдоним, не alter ego, а всего лишь одна из ипостасей реального человека. Илья Стогоff, как истинный представитель пишущей братии, постоянно пьет, чтобы не работать, и работает, чтобы пить. В перерывах между пьянками, а также во время их, попадает в неприятности. Приключения эти не похожи на похождения Дон Кихота или Швейка, но стэндаповский юмор, получивший распространение в России только в последние несколько лет, там присутствует в огромном количестве. Юмор является неотъемлемым спутником стоговского творчества, и не “колхозно-клоунский”, которым нас потчуют на телеэкранах, а такой, который заставить вас смеяться даже над самим собой.

Много в произведениях Стогова и нецензурных слов. По традиции матерными словами у нас считаются те, которые относятся к половым отношениям. Но тем не менее сохранились сведения о том, что познания Владимира Маяковского и Льва Толстого в арго были очень глубоки. Я, например, насчитал только восемь ненормативных слов, исключая производные и склонения. А Лев Николаевич знал аж 100 слов, и не думаю, что он ими не пользовался, когда был в хорошем и не очень настроении, и это совершенно не мешало писать великие произведения. А то, что Стогоff в книгах посылает оппонентов далеко не в баню, и то, что так любит рассуждать об упругих женских формах и размерах мужского достоинства, так это наш с вами язык, перешедший с улиц на книжные страницы.

Герой в конце каждой книги раскаивается и обращается к религии, причем в разных романах — к разной, то к буддизму, то к католицизму. Об этом в “Мачо не плачут” и “Отвертке”. В “Десяти пальцах” раскаивается уже сам писатель достигший “просветления” и жалеющий о своем “паскудном” образе жизни. Книга больше похожа на путевой дневник, исписанный размышлениями и философствованиями. Там грубостей и непристойностей практически нет. Так что консервативной пуританской читательской публике знакомство со Стоговым лучше начинать с этого произведения.

А для тех, кто вообще не любит читать, а любит “тусоваться, тусоваться и еще раз гулять” написана книга “Клубная жизнь. Притворись ее знатоком”. Стогов делится своими знаниями по ведению night life. Со всеми ее плюсами (которых он так и не находит) и минусами. И в качестве главного совета раскрывает смысл праздного паразитического образа жизни как источника зла.

Особо следует упомянуть “Таблоид. Учебник желтой журналистики”. Это именно книга, а не учебное пособие, как может показаться на первый взгляд. В ней писатель Илья Юрьевич Стогов, он же один из самых известных питерских журналистов, приводит подборку лучших, на свой взгляд, материалов из своей богатой, более одиннадцатилетней, практики. Хотя многие советы представляют “приколы”, которыми развлекают друг друга представители пишущей братии, книга читается как художественный юмористический роман.

И вот теперь Илья Стогоff презентует новую книгу “Грешники”. А если точнее — сборник интервью. Интервью с самыми пестрыми лицами питерской сцены — Гаккелем, Чистяковым, Горшком, Князем и другими, которые, как и положено мэтрам, без прикрас рассказывают, как они начали заниматься музыкой, попробовали наркотики, подсели, чуть не умерли, слезли и живут и поживают дальше, продолжая радовать своим творчеством фанатов и поклонников. Конечно, музыкантов, особенно сидящих на игле, назвать святыми язык не повернется, но все равно до грешников им далеко. Книга будет интересна не только поклонникам вышеназванных и не названых (а такие тоже есть) героев, но и тем, кому интересно узнать или поностальгировать о night life северной столицы девяностых годов. В общем, еще одно чтиво для поколения “Next”, замешанное на музыке и тусовочной жизни.

Почему нужно прочитать Стогова? Потому что нужно. Всем, кто писал, пишет и собирается писать. И не потому, что он получил престижные премии в литературе и журналистике, а потому что это полезно, да к тому же и читается практически на одном дыхании. Пришло время новых “учителей”, Стогов один из них.

Артур АХМЕТГАЛИЕВ.

"